В день рождения В.И. Ленина в городе Уфе состоялся «круглый стол» с общей темой «В.И. Ленин - личность планетарного масштаба». Мероприятие вполне официальное, организованное башкирским республиканским комитетом КПРФ...
Для некоторых товарищей такой информации о мероприятии достаточно, чтобы сказать «Фу! КПРФ, оппортунисты, дальше не читаю!». Но почему бы вместо «Фу», сказанного с дивана, не придти на мероприятие и не высказать своё мнение при руководителях партии?
Автор доклада придерживается мнения, что настоящий коммунист, во-первых, не должен забывать о «конечной цели» борьбы (и в этом залог иммунитета к оппортунизму). Но, во-вторых, настоящий коммунист должен понимать, что общественной работой нельзя заниматься в одиночку и если с той или иной организацией по пути в решении той или иной задачи, то необходимо, как говорил Ленин, «блокироваться» для совместного решения задачи.
Участие в круглом столе автору было полезно еще и в том, чтобы вскрыть свои недостатки как оратора. Доводилось много раз выступать в более неформальной обстановке, на митинге, в марксистском кружке. Но выступление с трибуны - другой жанр. Здесь, кроме прочего, есть жёсткий регламент времени, не уложившись в который рискуешь не сказать самого важного.
Вот с этим докладом я вышел на трибуну перед башкирским республиканским комитетом КПРФ.
ТЕМА: ДАВНО НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ ВНОВЬ ВСТАЮТ ПЕРЕД НАШИМ ДВИЖЕНИЕМ (ПО МОТИВАМ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА «ЧТО ДЕЛАТЬ?»)
1. ЛЕНИНА МЫ УВАЖАЕМ, НО НЕ ЭТО ГЛАВНОЕ
Ленина мы уважаем за то, что он сделал сто лет назад. Но не это уважение - главный побудительный мотив обращаться к его творческому наследию. Ленина и в советское время уважали, да не было того мотива, что есть сегодня: глянешь вокруг, прочувствуешь перспективы «развития» страны и за голову схватишься: что делать?
2. ЛЕНИН ПОМОЖЕТ НАЙТИ ОТВЕТ
Ленин не даст нам готового ответа (он жил в другое время), но поможет коммунистам найти его.
В то время, когда Ленин писал работу «что делать?» (1901-1902 годы) трудящимся тоже было не сладко. Правда, одному обстоятельству мы могли бы позавидовать сегодня - стихийному подъёму рабочего движения. Но уж что явно соответствует сегодняшнему дню - так это разброд и шатания в социал-демократической (коммунистической) мысли.
3. «ПРАВЫЙ УКЛОН»
И прежде, чем отвечать, на вопрос «что делать», Ленин весьма жёстко критикует 2 уклона в социал-демократической мысли. Условно говоря - правый и левый (хотя таких терминов в его работе нет).
«Правый уклон» - это т. н. «экономизм», то есть попытки свести социал-демократию к профсоюзной работе и попыткам через неё добиваться постепенных реформ для улучшения условий продажи рабочей силы. Бернштейн был теоретиком на этом поприще, Мильеран - практиком (он во Франции стал министром и, действуя в рамках буржуазной системы, если верить Ленину, ради мизерных реформ унизился до низкопоклонства пред сильными мира сего, а в речах говорил не о борьбе, а о сотрудничестве классов). В России экономизм проповедовала газета «Рабочее дело», которой от Ленина тоже досталась увесистая порция критики.
4. ВИДЕТЬ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ
Так что ж, выходит, ни заниматься профсоюзной работой, ни добиваться реформ, коммунисту нельзя? Напротив, можно и даже нужно! Но Ленин учит нас, что коммунист должен «ни на минуту» не забывать о конечной цели - не улучшение этого строя, а построение другого общества, с другими принципами организации.
Цель «конечна» в конкретно-историческом смысле. Ленин в 1902 году в качестве таковой выдвигал свержение самодержавия. Сегодня мы имеем опыт построения социализма. Сегодня социализм - конечная цель (в смысле конечной точки маршрута, который мы сегодня должны проложить; а по мере продвижения - прокладывать маршрут дальше).
Конечную цель мы должны ясно представлять и понимать. Социализм мы должны понимать не просто как справедливое общество (стремления к справедливости явно недостаточно и благими намерениями вымощена известная дорога). Мы должны понимать принципы работы социалистического общества (как в области экономического базиса - что там у нас с материально-технической базой, а главное, с отношениями собственности, так и в области надстройки - структуры организации управления народным хозяйством).
Это один из вопросов, которые наш уфимский марксистский кружок поставил целью подробно изучить.
5. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мне кажется, ленинский диалектический ответ на вопрос, какой вид деятельности должен выходить на первый план в тот или иной момент (то ли это легальная работа, в частности, парламентская деятельность, то ли призыв к оружию, а то ли кое-что третье) исходит из того, насколько в данный момент этот вид деятельности приближает нашу цель.
Диалектический подход сегодня хромает. Если одни, как при Ленине страдают «правым уклоним» - экономизмом, бернштейнианством, мильеранизмом, оппортунизмом; другие страдают «левым уклоном». Это эдакие ура-р-революционеры, которые призывают немедленно выстраиваться в штурмовые колонны и разжигать пожар мировой революции. И сто лет назад были горячие головы. Особо горячие становились на путь террора.
6. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ СХОДЯТСЯ
Казалось бы - противоположности: мелкие чисто экономические требования и террор. Но Ленин нам показал, что эти противоположности сходятся. Сходятся в своём преклонении пред стихийностью (с одной стороны - перед стихийной самоорганизацией рабочих, с другой, перед стихийным протестом интеллигентов-одиночек). А стихийность не приводит к цели.
«Истерические порывы нам не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата» (это Ленин сказал позже, в 1918 году, когда уже была советская власть). Но и в 1902 году он (другими словами) призывал к мерной поступи. Он знал, какое оружие на тот момент использовать. А мы сегодня им плохо владеем. Это оружие - слово.
7. ГАЗЕТА - КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОПАГАНДИСТ, АГИТАТОР И ОРГАНИЗАТОР
Так что же Ленин предлагал организовать? Газету! Ленина высмеивали, говорили, надо укреплять местные боевые организации, а не бумажными делами, не литературщиной заниматься. Но надо понимать, что газета («общерусская политическая газета») - это не только печатное издание. Это коллективный пропагандист, агитатор и организатор. То, что газета - коллективный пропагандист и агитатор - это, вроде, пояснений не требует. Но что значит: «газета - коллективный организатор»? И является ли таковой, например, сегодняшняя газета «Правда»?
Когда Ленину возражали, что вместо литературщины надо заниматься «практическими делами» на местах, он отвечал, что всё это - одно из действий мобилизованного войска, а не способ мобилизовать войско.
8. КАМНИ И КАМЕНЩИКИ.
«У нас есть камни и каменщики, но не хватает именно видимой для всех нити» - писал Ленин. Камни - это ресурсы, которыми мы располагаем (не столько денежные, сколько ресурсы личного времени, умений и доступные технические средства), каменщики - люди, недовольные сегодняшним положением вещей и готовые использовать ресурсы, но они не знают как. А нить, по которой каменщики кладут кладку - это газета, как коллективный организатор.
Не надо слишком буквально цепляться за слово «газета». Ленин в 1920 году писал Михаилу Александровичу Бонч-Бруевичу: «Газета без бумаги и «без расстояний», которую Вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам». Бонч-Бруевич занимался радиоэлектроникой и радиовещанием.
9. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ГОЛОД «ТОГДА» И «СЕГОДНЯ».
В начале 20 века трудящиеся испытывали информационный голод и социал-демократические газеты расхватывались как горячие пирожки. Теперь, вроде, не так. Ныне есть известная всемирная информационная помойка. Это не просто всемирная библиотека, о которой мечтали в СССР. Там помимо разнообразного «контента» есть алгоритмы, которые используются не для пользы трудящихся, а для «втюхивания» в их головы того, что нужно капиталистической системе. Поэтому от информационной сивухи у трудящегося, естественно, пухнет башка, но он в океане информации по-прежнему испытывает информационный голод (также, как человек бывает «одинок среди людей»).
9. КАНАЛЫ ИНФОРМАЦИИ И «ФОРМА СИГНАЛА».
Использовать, безусловно, надо, все каналы передачи информации и информационная «сеть» сегодня выходит на первый план. Но речь не о каналах информации, а, с позволения сказать, о «форме сигнала», чтобы наш полезный сигнал не тонул в информационном шуме.
Наш сигнал должен быть узнаваем и быть связан в сознании не с проблемами и неудачами, а с насущными стремлениями и чаяниями. («социализм - это уверенность в завтрашнем дне», «социализм - это 5-часовой рабочий день», «социализм - это бесплатная отдельная квартира», может быть даже «социализм - это прекрасные девушки» (Почему? Да потому, что они по-другому воспитаны, не озабочены сегодняшними проблемами))
Короче, идею социализма надо делать модной. Конечно, это своего рода реклама, популизм, это «техника успешных продаж», это приёмы наших врагов.
10. НЕ «ВТЮХИВАТЬ»
Но в отличие от торгашей, мы не должны всё это «втюхивать». Когда мне в контакте «втюхивают» очередное эссе на тему «капитализм - это плохо, а социализм - хорошо», у меня нет сил, времени и желания это читать. Мы должны не «втюхивать», а, как прежде, утолять информационный голод. Ведь о событиях сегодняшнего дня люди узнают, как правило, не от коммунистов. О политике узнают из официальных СМИ или от либералов, а мы тут лишь пытаемся покритиковать и сказать, что неправильно они преподносят. О рабочем движении большинство не узнаёт вообще (и потому каждый чувствует себя одиночкой).
Хотя надо отдать должное, и в газете «Правда» и на «Красной линии» и даже в местной газете и на местном сайте КПРФ есть интересные репортажи (а вот о возложении цветов по случаю очередной даты много писать не стоит)
11. «КТО ТАКОЙ РАБКОРОВ?»
Я здесь хотел обратить внимание на другое: даже целый сайт в интернете - это всего лишь «экземпляр газеты», который может попасть в руки миллионам, но который можно изъять и уничтожить, либо сделать недоступным. Подобное сделать невозможно, если есть сеть агентов, которые действуют каждый от своего имени, но связаны невидимыми нитями (невидимые нити - это общее дело, не по долгу службы и не за деньги. Этот факт не укладывается в буржуазном сознании. С подобной структурой жандармам сложнее бороться или вовсе невозможно). В Уфе есть улица Рабкоров. К сожалению, многие из молодёжи не знают, «кто такой Рабкоров». Это говорит о том, что связи с рабочими коллективами и отдельными энтузиастами-пропагандистами плохо налажены.
12. ОБЩЕЕ ДЕЛО И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ
Я понимаю ленинское выражение «газета - коллективный организатор» так, что она организует трудящихся вокруг общего дела (а не просто общих взглядов). Но чтобы не «превратиться» в «Рабочее дело» (имеется в виду раскритикованная Лениным газета - орган «экономистов), «газета» должна заниматься теорией и ее продвижением в массы.
Понятно, что те, кто берёт на себя великую миссию просвещения, должны иметь за плечами определённые тома классиков и иметь знания о современных экономических теориях (и ещё много о чём) … Но непедагогично эти знания «втюхивать» в неподготовленного слушателя.
Не каждый доходит до того, чтоб прочесть труды Ньютона, но основы ньютоновой механики даются в школе. Мы тоже должны излагать «марксизм для школьников» (и тем самым побудить прочесть более серьёзные труды). «Марксизм для школьников» - это не отдельные цитаты вождей, это целостное изложение, дающее верное общее представление о противоречиях современного капитализма и «коммунистическом рецепте решения со снятием».
13. ОПОРНЫЕ ТОЧКИ ПРОПАГАНДЫ
В этом «коммунистическом решении», как мне кажется, есть определённые «опорные точки», на которые следует делать упор в пропаганде. Одна из таких точек - это указание на резервы для решения (насколько огромное количество не только капиталов, но и человеческого труда растрачивается общественно бесполезно, ведь при нынешних технологиях если все будут делать полезное, то всё будет доступно, будет коммунизм, а этого допускать нельзя)… Тут я вспоминаю Горького: «если бы нас не одолевали гнусные черви мелких будничных зол, то мы с лёгкостью побороли бы страшных змей наших несчастий».
Социализм имеет не только гуманные преимущества (что он свободен от эксплуатации, безработицы), но он и гораздо более эффективен экономически за счёт того, что он свободен от необходимости пустой траты ресурсов (и советский опыт при Сталине это подтверждает). Если социализм будет построен в отдельно взятой стране, он победит капитализм экономически. Мы это понимаем, но донести не можем (потому, наверное, что опорные точки пропаганды неверно выбраны). Это и враги наши понимают и тратят триллионы долларов на предотвращение страшного насилия - революции. Насилие в том, чтоб насильно наделить «всяких Дерипасков» равными со всеми правами и обязанностями: ходить на работу за зарплату (и пропаганду такого насилия мы должны открыто вести со всех трибун).
14. КРИТИКА КПРФ
В заключение: когда я слышу обвинения КПРФ в оппортунизме, мне хочется встать на её защиту. Обвинения часто с передёргиванием, так и хочется сказать: «кто ты такой, чтоб, не вставая с дивана, втирать нам о мировой революции?!». Таким критиканам всё оппортунизм - и участие в выборах, и митинги и политзанятия. Но здесь, в присутствии членов и руководства КПРФ, покритиковать по-товарищески, я думаю, честно. Критиканы работают на разрушение, но КПРФ не должна давать повода трудящимся им верить. Если депутат-коммунист даже все силы потратит на улучшение нашей жизни, он не так уж много и сделает, потому что он связан рамками буржуазной системы. А потом злые языки обязательно скажут: «вот, посмотрите, коммунист был во власти и ничего не сделал, он оппортунист, ему главное - тёплое место».
15. ОРУЖИЕ-СЛОВО
Наверное, коммунист должен побойчее использовать оружие - слово (в том числе, насколько позволяет парламентская трибуна и насколько возможно позиционировать себя как коммуниста, а не просто человека, который «за всё хорошее против всего плохого»).
Но главное, у нас есть армия «беспартийных коммунистов», которые не связаны должностными инструкциями, которые могут стать рабкорами, могут стать легальными и нелегальными распространителями коммунистических идей. Иными словами, у нас есть камни и каменщики, но без путеводной нити камни ложатся как попало и не удаётся нам приступить к постройке того общества, которое будут волновать другие проблемы: как глубже познать тайны мироздания, как осваивать дальний космос, как многократно продлить активную человеческую жизнь, и многократно повысить силу человеческого разума.
Алексей Дмитриев