Проблема политической структуры Украины - есть два с половиной механизма смены власти, и все - архизатратные.
Выборы. Они дорожали от цикла к циклу, шла попутная концентрация собственности. В результате слабейшая сторона дергала кран "майдана". Во второй раз он еще и сопровождается войной. Наконец, вмешательство третьих стран: позволяет быстро назначить министра финансов, но это - чужой министр финансов.
Нельзя сказать, что механизмы эти только ухудшают друг друга. Да, политическое поле Украины сузилось - ушли многие партии, под запретом левые идеологии. Но на определенном этапе война резко удешевила выборы. А внешнее управление позволяет приглушить чисто олигархические "разборки". Проблема в том, что это напоминает юмореску - шум от грузовика под окнами, который надоедал жильцам, теперь аккуратно заглушает ревом самолета, пролетающего над самой крышей. Но важно другое - постоянное удорожание механизмов смены власти - просто невозможно. Экономика не выдерживает. Какие бы идеи не разделяло общество в данный момент. А война - наизатранейший способ, причем как для общества в целом, так и для каждого покалеченного солдата в частности.
Если простыми словами: война после первых месяцев "допинга" перестала быть политическим активом и стала пассивом. На войне с Донбассом (Россией) в ближайшее время нельзя будет сделать политический капитал. Она даже стала элементарно надоедать. С февраля нет оперативно значимых изменений линии фронта. Уже скоро как месяц резко снизилась интенсивность обстрелов.
А чему хорошо научились украинские чиновники, так это заметанию пассивов под ковёр.
Оттого - возврат к избирательным технологиям. В 2014-м выборы подешевели - сейчас снова подорожали.
Возникает вилка: избирательный хлеб со зрелищами - трудно совмещать с войной. Потому как если война рядом, то слишком велико искушение под её предлогом "закрутить гайки" и объявить недействительными любые "неправильные" результаты выборов. А если нет хотя бы черновой договоренности о результатах этих выборов - слишком велика опасность эскалации, когда у избирательных комиссий начнут гранаты швырять.
При этом "революция" - вполне завершилась. Часть олигархов "раскулачили", часть "приросла заводами и должностями", население привели к повиновению. С точки зрения олигарха или крупного чиновника - наступает устойчивое межмайданное десятилетие, когда люди наелись политикой досыта, шарахаются от своей тени и боятся смуты. Идейные радикалы выдавливаются в маргинез, улица теряет власть - все снова решается в кабинетах. В этом смысле события 31 августа и арест Мосийчука - были показателем, как радикалов начинают политически давить, обходясь без котлов.
Но в суженом политическом спектре - никуда не делись олигархические противоречия, которые были основным исходным фактором предыдущих майданов. Первое лицо начинает резко увеличивать своё состояние, а в головах конкурентов-олигархов бродят мысли о том, как бы самим быстрее стать богаче (и под это дело взять еще больше ресурса). Потому что тот, кто не сможет поставить под контроль ресурсы - в итоге будет затоптан.
И чтобы решать наиболее острые споры, бегают в посольство одной страны, совсем как русские князья бегали в Орду, кляузничая друг на друга.
Потому, если говорить о внутренних процессах политикума - то они на 90% сейчас описываются этим треугольником: не-война + олигархические разборки (с элементом силовой составляющей) + внешнее управление.
Дальше, вокруг этого триалектического противоречия, как вокруг капустной кочерыжки - наматываются осложняющие факторы:
- инерция войны. Рассуждения о том, что войну надо просто закончить, согласившись со статусом-кво - звучат вполне громко. Экономика и политика диктуют остановку боевых действий. Но власть не может подписать полноценный мирный договор, как Ющенко не мог прекратить рассуждения о голодоморе. Потому военно-политический дискурс стал чистой шизофренией: обещание жутких кар для сепаратистов, минские договоренности и обещание амнистии для них же, расчет на то, что ДЛНР халявно свалится в руки, и одновременно стремление просто не замечать линию фронта. Нормальный мир - с устойчивой границей, обоюдным расформированием радикальных подразделений - это дело уже следующей смены политиков.
- продолжающийся спад в экономике. "Дефолт - это когда экономике приходит ISDA" - но гривна пока не рухнула. Весьма возможно мы увидим сравнительно схожий курс доллара не только до выборов и до Нового года, и дальше. На газ деньги ЕС дает, импорт режется просто фантастическими темпами - какое-то время можно делать вид, что стране вообще не нужна валюта. И энергосистема этой зимой тоже имеет приличные шансы обеспечит главные города светом (серые закупки на территории ДЛНР). При громадном количестве предпосылок к экономическому краху - мы имеем неторопливое планирование.
Почему?
Главный процесс в экономике - идет ускоренное становление чисто периферийного капитализма.
Деиндустриализация - уезжают заводы (кстати, где вопли тех граждан, которые истерили по поводу того, что заводы уезжают с нынешней территории подконтрольной ДЛНР? Они не хватают за фалды рабочих Мотор-Сичи?). Увеличится вывоз цветмета (лицензирование отменено). Если протолкнут законы о старательстве - копанки станут не донецким явлением, а повсеместным;
Разрыв линий связности - воздух и железка с Россией имеют все шансы замереть на долгие годы;
Отъезд специалистов и перспективной молодежи - польские ВУЗы изрядно поднимутся на местных студентах. Равно как и российские.
Общее сокращение населения - чемоданные настроения вообще широко распространены, медицина припала, перспективы печальные.
Декапитализация - банки разоряются пачками и денег нет. Ни у среднего бизнеса, ни у населения, ни у кого, кроме отдельных воротил-олигархов, которым деньги нужны для политики, а не для модернизации производства.
Как бы это странно не звучало - но перед нами процесс построения экономического уклада. Он нуждается если не в спокойствии, то уж во всяком случае, в подходящих условиях. Есть политическая структура государства, которая показала свою устойчивость - не смотря на войну и два майдана. И в соответствии с этой структурой приводится экономика, демография, административное устройство. Потому смотрим на Грузию - проигранная война не отразилась на ВВП и общей лакированности обстановки. При том, что шел 2009-й год - мировой кризис в разгаре.
Конечный образ - имеет массу примеров в истории: латифундии в сельском хозяйстве, сокращающееся населения (все социальные группы будут сжиматься, и классическая борьба за свои права там будет невозможна), вообще экономика, заточенная под абсолютный вывоз ресурсов.
- политическое воздействие России, ЕС и США. В Киеве политическое воздействия РФ почти не осталось - элита западноцентрична. Крым - осваивается. ДЛНР - серая зона. (в идеале - должны строиться структуры влияние на основе сотен тысяч мигрантов, пребывающих на территорию России, но открытой информации в сети мы еще долго не увидим, есть только карикатурные "правительства в изгнании"). ЕС требует от Киева спокойного транзита, рынков и ресурсов. Все получает. США - так и не взорвали гранату "сомали" (не развалили страну), но сохраняют контроль за ситуацией.
- мировой кризис - давит на всех игроков, заставляет менять правила игры и линии поведения (хотя влияет на Украину - это отдельная тема).
Итого:
- я рассуждал об абстрактной модели начала боевых действий под выборы или сразу после них - не указывая её вероятности. Сейчас эта модель вполне действенна - но её вероятность, имхо, снизилась до 10%.
- после выборов - возврат в войне сложен в виду легитимности местной власти, которая в этом случае получает неубиваемый козырь для противостояния центру - требование справедливости при мобилизации. Политически окучить митинг селянок, которые против мобилизации их мужей - это очень серьезно. И если начнется война - то у местной власти не будет другого выхода, кроме как разыгрывать эту карту - иначе именно на местную власть повесят всех собак в экономике;
- реальных политических механизмов, которые бы могли сбросить социальное напряжение (кроме прекращение войны) - нет. Политики могут обещать, что угодно, но запустить экономику в текущей парадигме - невозможно. В лучшем случае через 2-3 года. Потому политически население продолжит выражать свой протест через миграцию. В этом смысле новые коммунальные платежки, может быть, и приведут к каким-то возмущениям. Но возмущения эти будут локальными. А вот сотни бизнесменов и тысячи специалистов - сделают свой выбор...
- экономика Украины: дальнейшее сваливание. Падение розничных продаж (тут на 100% прав Джангиров). Критической, однако, будет, как и в прошлом году - энергосистема. Эту проблему будут решать остановкой части промышленности, снижением температуры в квартирах и отключением части периферийных потребителей.
- экономика ДЛНР: глубина уже свершившегося падения - залог стабильности. Прогноз сохраняется - как и на лето, это стагнация, гуманитарная помощь. Чтобы мы увидели "экономическое чудо" в ДЛНР, требуются два фактора: устойчивое перемирие (на несколько лет) и полное разблокирование границы с Россией - тогда промышленные мощности получат загрузку (потому как рабочая сила будет дешевле). Энергосистема тоже может барахлить, но, имхо, будет помогать Россия.
- экономика России - статистика августе-сентября - показывает стагнацию и медленный рост. Медленное импортозамещение - работает именно по затратным полуфабрикатам и сравнительно простым продуктам.
Итого-итог: следующие серьезные события на Украине - отодвигаются к 2018-му.