Пара очень показательных материалов:
-
http://oxana-volva.livejournal.com/84742.html - про то, как в Москве набирают фактически рабов (для дагестанских предприятий); Преимущественно это бомжи, опустившиеся люди, одиночки, которые думают заработать в шабашках, но в невод явно попадают и люди, которые просто едут в Москву на заработки;
-
http://www.kp.ru/daily/26084.4/2986727/ - как таких рабов пытаются разыскивать и вытаскивать. Показательно, что сопротивления как такового - практически не оказывается. Если прийти на место, указать на человека и т.п. - отдадут. Но! все остальное (неверная информация, замалчивание информации, покрытие работорговцев) присутствует в репертуаре.
Несколько простых выводов:
- чтобы такие фокусы были возможны несомненно нужен обычай/"культура"/привычка к содержанию рабов. Нужна организация поставок, нужно сотрудничество местного населения, нужны элементарно надсмотрщики.
- столица тоже не избавлена от таких фокусов равно как и современная Европа;
- при деградации общества и торможении прогресса вдруг выясняется, что рабский труд - при всей его реальной непроизводительности, издержках и опасности - востребован. Что если приставить невольника на стройку или к печи по обжигу кирпичей или еще куда - то ведь он себя окупает...
Как с этим бороться?
- статья за работорговлю должна быть "в полный рост", с учетом современных особенностей этого зла. С похищениями - когда пистолеты и захват людей - относительно научились бороться. Но с гражданами, которые вот так вот "отмазываются" и спокойно выносят "оставленные" невольниками паспорта - тоже надо бороться. Парочка показательных процессов, когда человек, державших других в рабстве, теряет дом, имущество и уезжает шить варежки на север - чрезвычайно способствует законопослушности...
- коллективизм. Если за человеком стоит хотя бы несколько других людей, которые могут оборвать телефоны полиции, прибежать устроить крик, кинуть бутылку с бензином (как крайний вариант) - такого человеко уже как-то совсем невыгодно брать в рабство;
- изменение положения в обществе: если обученный человек может себя прокормить, то ему и не требуется сомнительных сделок. Последовательная борьба с нищетой и быдлячеством, с саморазрушением людей - тоже способствует.
- в том числе - бешеной борьбой с незаконной миграцией (с наймом сверхдешевой рабсилы). Тут марксизм правду говорит на 146% - если у вас в обществе есть рабы, если у работодателя есть выбор между фактически рабом и дорогущим станком (к которому прилагается капризный инженер) - ясен пень, что найдутся работодатели, которые решат, что раб - оно традиционнее...