Click to view
Коротко: в лекции три основных идеи:
- фазовый переход, скачок на следующую ступень развития, занимает 70-80 лет. Жизни трех поколений. Потом или успех, или настолько критически растрачены ресурсы, что начинается обвальная деградация. В этом смысле Россия, подойдя к кризису индустриальной фазы в 80-х, и прыгнув в 90-х - фактически стратила одно поколение из трех. Ведь не смотря на все изменения, нельзя сказать, что построено динамично развивающееся общество с ростом экономики и т.п. /лектор приводит в пример в т.ч. Рим - очень показательно применить его слова в бывшему СССР - часть территорий вообще отброшена в нео-средневековье (Турменистан), часть, формально построив постиндустриальную экономику, фактически растратила свои кадровые резервы (Эстония)/. Запад, подойдя к этому же кризису в 80-е - использовал два поколения. Китай - подходит к нему сейчас, и осознает угрозу;
- возможный выход - организмичность новых форм кооперации в экономике (5 видов кооперации и т.п.). Невозможность директивно решить все проблемы из одного центра управления требует делать что-то вроде нейросетки (самообучающейся структуры) на всех уровнях управления. При этом дикий рынок попробовали - плохо. Чистую директивщину пробовали - в 60-х она перестала себя оправдывать. /тут лектору можно не то чтобы возразить, но указать на рост скорости в принятии решений компьютеров - то самое научение нейросетей, о котором он говорит. При нынешнем уровне контроля и объемах перемещаемой информации, вот вам единый мировой (или всероссийский) центр контроля суперкомьютером, который непрерывно учится на входящих потоках информации. /
- аддитивные технологии позволяют резко сократить производственную цепочку:вам не надо столько работников на большом конвейере и столько поставщиков / вам тупо не надо столько деталей, двигатель грузовика теперь может содержать десятки деталей, а не сотни/, потому тот же уровнь сложности производства сохраняет прибыльность на меньшем по объеме рынке. Это звоночек для глобализации.
Комментарий:
- вот о проблема фазового барьера - очень хорошо, хоть лектор говорит о некоторых расхождениях с Переслегиным, но его слова явно дополняют образы последнего. Сразу рисуется картинка макрорегионов, которые подходят к барьеру так же, как подходили провинции Римской империи (Италия "сопрела" к 3-му веку, потому жизнь в империю вдыхали уже другие народы, пришлось из Рима столицу убирать);
- при бешеном прогрессе в электронике - созданный набор технологий оказывается недостаточным для устойчивого нового развития;
- есть сокращение цепочки поставщиков, но есть и взаимодействие производства с наукой - эта цепочка становится если не длиннее (если мы заменяем часть лаборантов нейронками), то сильно капризнее, куда сложнее становится создать её на пустом месте;
- чего мне очень недоставало - это картинок человека-машинного взаимодействия, причем на уровне личности. Новая кооперация - и новые субъекты для неё, которые не сводятся только к большому набору имен в мобильнике (а так - очень хорош образ стенфордского студента, который нужен там как ходячий блокнот).