В субботу, 27 сентября, побывал в Москве на
фотосеминаре по так называемому
мокроколлодионному процессу. Проводил его
unrealalex, Лёша Алексеев, специально для этого приехавший в Москву из Питера. Семинар (правильнее его было бы назвать мастер-классом, конечно), проходил в мастерской
drubin, Димы Рубинштейна, оборудованной в обычной маленькой московской "хрущёвке"...
Когда я увидел
плакат-объявление, который
drubin изготовил по этому случаю, да ещё с призывом "Ждем Вас 27-го сентября!", сомнений у меня не осталось: это лучший подарок, который я могу пожелать себе на день рождения )))
Рассказы об этом событии уже опубликованы:
у Лёши Алексеева ,
Димы Рубинштейна , а также у
hero_art , который снимал воскресную версию семинара.
Далее - моя версия репортажа с этого чудесного приключения.
(Часть первая)
По клику на каждое превью -
картинка 900 пикселей
по длинной стороне :)
Размеры крохотной студии удивляют: неужели на такой площади можно работать? Однако Дима утверждает, что можно вполне, было бы желание.
Первое, что видишь с порога мастерской - Камера ФКД с экзотически-древним объективом...
Пока прибывают участники семинара, можно разглядывать оборудование и многочисленные
приспособления, загадочно притаившиеся вдоль стен.
Здесь же, прямо на крохотном подоконнике, небольшая выставка
работ, выполненных в технике
тинтайпа и
амбротипии, так хорошо знакомых по сайту
pinhole.ru И ЖЖ
unrealalex.
Только теперь их можно взять в руки и рассмотреть со всех сторон... Ощущения просто фантастические.
Постепенно прибывают и другие участники семинара. Жаль только, что практически никто из них не пожелал "развиртуализироваться", как я...
Очень хотелось бы познакомиться лично с людьми, ЖЖ которых я давно и с интересом смотрю и читаю. Что ж, возможно, наверстаем на будущих семинарах :)
Кроме тинтайпа можно посмотреть и работы Димы Рубинштейна в самых разнообразных техниках исполнения. Очень интересно, к примеру, сравнивать один и тот же пейзаж, отпечатанный по разным технологиям...
Однако, пора начинать. Лёша Алексеев начинает рассказ об истории изобретения мокроколлодионного процесса.
Постепенно перед нами разворачивается захватывающая история поисков и разочарований, "случайных изобретений и создания шедевров по ошибке"...
В истории этой причудливо переплелись, к примеру, изобретение взрывчатки и применение её же в виде раствора для лечения раненых во времена Крымской войны...
...А потом она же становится основой для создания фотоизображений!
Звучат имена Луи Дагерра, Фокса Талбота, Абеля Ньепса - отец которого, Нисефор Ньепс, был в числе первооткрывателей фотографии. И, разумеется, имя
Фредерика Скотта Арчера, предложившего мокроколлодионный процесс.
Переходим к технологической части...
Обратите внимание на картинку на лёшиной футболке, это та
самая первая фотография, выполненная им в этой технике :)
Алексей демонстрирует
различные приспособления, необходимые для работы с коллодием...
...И объясняет, как их изготовить и как с ними работать.
Специальная
наклонно-вертикальная ванна для "очувствления" пластины, политой слоем коллодия.
Открывать её можно лишь при красном освещении - в ней сейчас раствор азотнокислого серебра.
Наступает черёд съёмочной техники...
Камера выглядит весьма внушительно, да и
объектив в ней непростой, ему более сотни лет.
Алексей разбирает объектив и демонстрирует его устройство. Интересно, что диафрагмы в нём "вставные", для этого сверху на объективе есть специальная прорезь.
Объектив снимается и тоже "идёт по рукам". Машина, конечно, просто фантастическая! Тяжёлое (и, разумеется, непросветлённое) стекло в бронзовой оправе.
"Сеанс разоблачения" продолжается. Мощность, потребляемая этой светоустановкой - всего 600 ватт. Однако светит она как трёхкиловаттка! И при этом не греется.
В установке применяются специальные "энергосберегающие" лампы. Их цветовая температура 6400 K, как раз то, что нужно для "коллодия". Ведь он чувствителен лишь к сине-ультрафиолетовому участку спектра...
Приходит черёд химическим премудростям... Химию для процесса добыть нелегко, но вполне возможно.
В колбочке - тот самый коллодий! Готовый к поливу на пластину... Причём пахнет он до боли знакомо: кабинетом зубного врача! Ещё бы: это раствор пироксилина в спирто-эфирной смеси...
И вот наступает черёд "практики". Пока Алексей отмывает стеклянную пластину, Дима отвечает на вопросы потрясённой публики :)
Конец первой части.
Часть вторая Часть третья