бесстыжесть

Jul 21, 2011 19:18

Удовольствие и терапевтический эффект от визитов к психоаналитику могут получить не все ( Read more... )

редкие попытки срефлексировать, психоанализ, насилие, стыд, зачем пишем, детство, суггестия

Leave a comment

Comments 157

wunderjane July 21 2011, 20:32:36 UTC
Как насчет того, что стыд это приобретенное с развитием цивилизации защитное качество/реакция человека.?
Есть люди обычные, а есть такие, кто поиграть любит.
Вот вторые и придумали религии и вообще любые правила. И стыд они ввели, как условие выполнения определенных правил - например, чтобы не испражняться на улице или (...)

В стыде (и даже искусственном) есть хорошее то, что оно помогает встроиться/пристроиться к обществу - т.е. избежать конфликтов с оным.
Хорошее качество? (Поэтому и назвала защитным)

Откровенность может быть только тогда, когда есть что скрывать?

Reply

откровенность есть у тех, кто стыдится berlinguide July 21 2011, 20:43:37 UTC
Конечно, защитное качество!

Защищает от дурных мыслей, от лишних мыслей.

Правила всё же направили люди обычные. Не может маленькая группа необычных насильно заставить всех творить необычности:)

"Откровенность может быть только тогда, когда есть что скрывать?"

Да вот не знаю. Только у тех, кто стыдится, есть понятие откровенности интимности. А я считаю эти понятия каким-то детсадом. То есть ну вот папа разрешил - вот интимность возникла, когда творишь стыдное, но сладкое дело. Водочку там пьёшь или первая брачная ночь настала.

Конфликты... тут скорее совесть есть - кое-что поосновательнее, а стыд - это именно из области эмоций. Ну, как покарснеть при прочтении древней истории о том, как кто-то кого-то отымел. Конфликта с обществом нет, но вот СТЫДНО.

Или там в бане стыдно голым быть. Но не совестно же?

Reply

Re: откровенность есть у тех, кто стыдится tacheleis July 22 2011, 12:22:02 UTC
"Не может маленькая группа необычных насильно заставить всех творить необычности:)"

К сожалению может - примеров в истории масса - например, ношение кринолинов :) И вообще вся мода.
И религиозные обряды наверное можно туда же отнести.

Стыд у разных людей разный бывает. Кому-то стыдно быть без денег/без работы, кому-то стыдно быть геем, а кому-то рассистом (или русофобом).

Выбирай стыд на любой вкус :)) Или самому выбирать чего стыдиться - занятие крайне бесстыжее?
Вы выбираете, например, стыд связанный с сексом. Один из самых обычных стыдов - который имеет большинство "нормальных" людей. (Сообщество "Один мой день" наоборот.)

Стыд это привычка. Вырабатывается, чтобы человек был как все? Закладывается обществом, дабы держать человека в узде принятых (на данный момент) приличий)

Reply

природная присущесть постыдных вещей berlinguide July 22 2011, 12:42:15 UTC
В плане кринолинов или религий - маленькая группа что-то угадала, изобрела, но не навязала. Эдисон лампочку никому не навязывал тоже. Заставить нельзя, если сами не склонны ( ... )

Reply


wunderjane July 21 2011, 20:34:50 UTC
А комментарии у вас скрыты, чтобы совсем бесстыдный коммент кто-нибудь не написал? :)

Reply

berlinguide July 21 2011, 20:38:47 UTC
В общем, да:) Ибо самое бесстыдное - это всего лишь телефон и адрес, мне это не нужно, чтобы какая-нибудь шалава сдобрила этот чаще всего ядовитый контент такими нежными вещами, как мой телефон и адрес. Или личными данными участников всяких историй, которые здесь рассказаны.

Reply


(The comment has been removed)

berlinguide July 21 2011, 21:23:31 UTC
А если это не жопа вывешена, а история? Ну тоже стыдно почему-то.

Внутренняя мотивация?.. Наши установки о нельзя и можно - они всегда извне. Или как это - "внутренняя"?

Reply

chessplayer July 22 2011, 19:19:33 UTC
ну как, внутренняя - это когда ты сам считаешь, что делать что-то плохо, недостойно и т.п. ну что красть нехорошо, например.
вроде, ничего сложного. :-)
а что изначально эти установки, возможно, были привиты тебе извне - неважно.
мы говорим о текущем положении вещей.

Reply


chessplayer July 21 2011, 21:21:20 UTC
жопа к стыду не имеет отношения. это просто неудобно. в том смысле, что доставляет затем неудобства. (люди как-то не так реагируют)
т.е. внешняя мотивация.
а у стыда мотивация должна быть внутренней.

Reply

berlinguide July 21 2011, 21:26:32 UTC
как раз если "неудобно" - это и есть постыдно
ну вот так неудобно прилюдно есть сопли или писать себе в штаны

внутренней мотивации к неедению соплей вообще нет...

а вот есть более сильные запреты - совестливые, вроде не убить, и ха преступление их - не стыдно, но очень мучит совесть, а не стыд

то, за что мучит стыд, и то за что мучит совесть - оно очень похоже, лишь степень тяжести разная

Reply

chessplayer July 22 2011, 19:45:05 UTC
мотивации могут быть нескольких видов.
во-первых, тебе лично может казаться постыдным само действие.
во-вторых, может казаться постыдным, опосредованно, то, что тебя таким видят.
это где-то на границе между внешним и внутренним, но не вполне внешнее, поскольку то, что тебя застают за чем-то, что ты сам считаешь постыдным, этот стыд усиливает. (когда не видят, это тоже стыдно, но меньше :-)
и, наконец, в-третьих, само действие может тебе казаться вполне нормальным. но при этом ты не хочешь плохо выглядеть в чьих-то глазах. или делать, что-то, что не принято. или шокировать кого-то.. это "неудобно". это внешние мотивации.

совесть - примерно то же, что и стыд, по-моему, но в разных ситуациях: если акцент на причинении ущерба кому-либо еще - то это совесть, а если на недостойном поведении per se - то стыд.

Reply


4upa_4upa July 22 2011, 06:48:00 UTC
хотя я прохожу курс терапии сейчас не с психоаналитиком, а скорее роджерианцем -- но все равно, если обобщить: в моем случае (и контексте тут) терапевтический эффект, скорее, наоборот -- в позволении реалистично по-взрослому говорить о проблемах и выстраивать археологию Я не на эмоциях, а на формальной логике. т.к. культура англоязычная этого-то как раз и не позволяет: много сюсюканья и игровых штучек, но мало дискурса линейного взрослого повествования, саморефлексии, работы с логикой. мало мысли.

насчет стыда: придется согласиться с snowps выше: дело в референтной группе. скажем, в семье моей мамы, где оба родителя врачи -- физиологический стыд был, ну, неприоритетным, что ли. у бабушки квартира завешена разными обнаженными тетками (она несколько лесбийских наклонностей) -- академичными и не очень :)

но ведь табу в принципе -- это что-то неотвратимое. ну, снимешь табу с одного аспекта Я -- навесишь его на другой. мне не верится, что от табу можно полностью избавиться -- скорее сместить акценты...

Reply

berlinguide July 22 2011, 13:37:15 UTC
"...в позволении реалистично по-взрослому говорить о проблемах и выстраивать археологию Я не на эмоциях, а на формальной логике ( ... )

Reply

4upa_4upa July 22 2011, 20:57:30 UTC
может, ты и прав. но если принять во внимание культурный контекст, наслоения опыта пребывания в определенной традиции, приоритеты способны очень варьировать. возможно, в данной культуре сказывается недостаток невротического прессинга (то самое "нажатие на яйца") -- поэтому прессинг делаешь себе сам, путем выстраивания здорового невротического дискурса. я не знаю, как бы я себя повел и какую лажу стал бы нести в ситуации иной культуры -- но грамматика лажи была бы радикально иной. грамматика-прагматика как раз вычисляется из культуры, не иначе. то, что меня послушают и примут -- это полдела, хотя и важный момент: эмпатия и тепло. но этого мало: нужно, чтобы моя ерунда имела некий эффект на слушателя, в результате которого обратная реакция тоже несла бы ценную информацию или хотя бы некий залог ее. в разных культурах (да и языках, кстати) все это будет выглядеть по-иному и эффект будет совершенно неодинаковым.

Reply


Leave a comment

Up