Как насчет того, что стыд это приобретенное с развитием цивилизации защитное качество/реакция человека.? Есть люди обычные, а есть такие, кто поиграть любит. Вот вторые и придумали религии и вообще любые правила. И стыд они ввели, как условие выполнения определенных правил - например, чтобы не испражняться на улице или (...)
В стыде (и даже искусственном) есть хорошее то, что оно помогает встроиться/пристроиться к обществу - т.е. избежать конфликтов с оным. Хорошее качество? (Поэтому и назвала защитным)
Откровенность может быть только тогда, когда есть что скрывать?
откровенность есть у тех, кто стыдитсяberlinguideJuly 21 2011, 20:43:37 UTC
Конечно, защитное качество!
Защищает от дурных мыслей, от лишних мыслей.
Правила всё же направили люди обычные. Не может маленькая группа необычных насильно заставить всех творить необычности:)
"Откровенность может быть только тогда, когда есть что скрывать?"
Да вот не знаю. Только у тех, кто стыдится, есть понятие откровенности интимности. А я считаю эти понятия каким-то детсадом. То есть ну вот папа разрешил - вот интимность возникла, когда творишь стыдное, но сладкое дело. Водочку там пьёшь или первая брачная ночь настала.
Конфликты... тут скорее совесть есть - кое-что поосновательнее, а стыд - это именно из области эмоций. Ну, как покарснеть при прочтении древней истории о том, как кто-то кого-то отымел. Конфликта с обществом нет, но вот СТЫДНО.
Или там в бане стыдно голым быть. Но не совестно же?
Re: откровенность есть у тех, кто стыдитсяtacheleisJuly 22 2011, 12:22:02 UTC
"Не может маленькая группа необычных насильно заставить всех творить необычности:)"
К сожалению может - примеров в истории масса - например, ношение кринолинов :) И вообще вся мода. И религиозные обряды наверное можно туда же отнести.
Стыд у разных людей разный бывает. Кому-то стыдно быть без денег/без работы, кому-то стыдно быть геем, а кому-то рассистом (или русофобом).
Выбирай стыд на любой вкус :)) Или самому выбирать чего стыдиться - занятие крайне бесстыжее? Вы выбираете, например, стыд связанный с сексом. Один из самых обычных стыдов - который имеет большинство "нормальных" людей. (Сообщество "Один мой день" наоборот.)
Стыд это привычка. Вырабатывается, чтобы человек был как все? Закладывается обществом, дабы держать человека в узде принятых (на данный момент) приличий)
природная присущесть постыдных вещейberlinguideJuly 22 2011, 12:42:15 UTC
В плане кринолинов или религий - маленькая группа что-то угадала, изобрела, но не навязала. Эдисон лампочку никому не навязывал тоже. Заставить нельзя, если сами не склонны
( ... )
В общем, да:) Ибо самое бесстыдное - это всего лишь телефон и адрес, мне это не нужно, чтобы какая-нибудь шалава сдобрила этот чаще всего ядовитый контент такими нежными вещами, как мой телефон и адрес. Или личными данными участников всяких историй, которые здесь рассказаны.
ну как, внутренняя - это когда ты сам считаешь, что делать что-то плохо, недостойно и т.п. ну что красть нехорошо, например. вроде, ничего сложного. :-) а что изначально эти установки, возможно, были привиты тебе извне - неважно. мы говорим о текущем положении вещей.
жопа к стыду не имеет отношения. это просто неудобно. в том смысле, что доставляет затем неудобства. (люди как-то не так реагируют) т.е. внешняя мотивация. а у стыда мотивация должна быть внутренней.
мотивации могут быть нескольких видов. во-первых, тебе лично может казаться постыдным само действие. во-вторых, может казаться постыдным, опосредованно, то, что тебя таким видят. это где-то на границе между внешним и внутренним, но не вполне внешнее, поскольку то, что тебя застают за чем-то, что ты сам считаешь постыдным, этот стыд усиливает. (когда не видят, это тоже стыдно, но меньше :-) и, наконец, в-третьих, само действие может тебе казаться вполне нормальным. но при этом ты не хочешь плохо выглядеть в чьих-то глазах. или делать, что-то, что не принято. или шокировать кого-то.. это "неудобно". это внешние мотивации.
совесть - примерно то же, что и стыд, по-моему, но в разных ситуациях: если акцент на причинении ущерба кому-либо еще - то это совесть, а если на недостойном поведении per se - то стыд.
хотя я прохожу курс терапии сейчас не с психоаналитиком, а скорее роджерианцем -- но все равно, если обобщить: в моем случае (и контексте тут) терапевтический эффект, скорее, наоборот -- в позволении реалистично по-взрослому говорить о проблемах и выстраивать археологию Я не на эмоциях, а на формальной логике. т.к. культура англоязычная этого-то как раз и не позволяет: много сюсюканья и игровых штучек, но мало дискурса линейного взрослого повествования, саморефлексии, работы с логикой. мало мысли.
насчет стыда: придется согласиться с snowps выше: дело в референтной группе. скажем, в семье моей мамы, где оба родителя врачи -- физиологический стыд был, ну, неприоритетным, что ли. у бабушки квартира завешена разными обнаженными тетками (она несколько лесбийских наклонностей) -- академичными и не очень :)
но ведь табу в принципе -- это что-то неотвратимое. ну, снимешь табу с одного аспекта Я -- навесишь его на другой. мне не верится, что от табу можно полностью избавиться -- скорее сместить акценты...
может, ты и прав. но если принять во внимание культурный контекст, наслоения опыта пребывания в определенной традиции, приоритеты способны очень варьировать. возможно, в данной культуре сказывается недостаток невротического прессинга (то самое "нажатие на яйца") -- поэтому прессинг делаешь себе сам, путем выстраивания здорового невротического дискурса. я не знаю, как бы я себя повел и какую лажу стал бы нести в ситуации иной культуры -- но грамматика лажи была бы радикально иной. грамматика-прагматика как раз вычисляется из культуры, не иначе. то, что меня послушают и примут -- это полдела, хотя и важный момент: эмпатия и тепло. но этого мало: нужно, чтобы моя ерунда имела некий эффект на слушателя, в результате которого обратная реакция тоже несла бы ценную информацию или хотя бы некий залог ее. в разных культурах (да и языках, кстати) все это будет выглядеть по-иному и эффект будет совершенно неодинаковым.
Comments 157
Есть люди обычные, а есть такие, кто поиграть любит.
Вот вторые и придумали религии и вообще любые правила. И стыд они ввели, как условие выполнения определенных правил - например, чтобы не испражняться на улице или (...)
В стыде (и даже искусственном) есть хорошее то, что оно помогает встроиться/пристроиться к обществу - т.е. избежать конфликтов с оным.
Хорошее качество? (Поэтому и назвала защитным)
Откровенность может быть только тогда, когда есть что скрывать?
Reply
Защищает от дурных мыслей, от лишних мыслей.
Правила всё же направили люди обычные. Не может маленькая группа необычных насильно заставить всех творить необычности:)
"Откровенность может быть только тогда, когда есть что скрывать?"
Да вот не знаю. Только у тех, кто стыдится, есть понятие откровенности интимности. А я считаю эти понятия каким-то детсадом. То есть ну вот папа разрешил - вот интимность возникла, когда творишь стыдное, но сладкое дело. Водочку там пьёшь или первая брачная ночь настала.
Конфликты... тут скорее совесть есть - кое-что поосновательнее, а стыд - это именно из области эмоций. Ну, как покарснеть при прочтении древней истории о том, как кто-то кого-то отымел. Конфликта с обществом нет, но вот СТЫДНО.
Или там в бане стыдно голым быть. Но не совестно же?
Reply
К сожалению может - примеров в истории масса - например, ношение кринолинов :) И вообще вся мода.
И религиозные обряды наверное можно туда же отнести.
Стыд у разных людей разный бывает. Кому-то стыдно быть без денег/без работы, кому-то стыдно быть геем, а кому-то рассистом (или русофобом).
Выбирай стыд на любой вкус :)) Или самому выбирать чего стыдиться - занятие крайне бесстыжее?
Вы выбираете, например, стыд связанный с сексом. Один из самых обычных стыдов - который имеет большинство "нормальных" людей. (Сообщество "Один мой день" наоборот.)
Стыд это привычка. Вырабатывается, чтобы человек был как все? Закладывается обществом, дабы держать человека в узде принятых (на данный момент) приличий)
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Внутренняя мотивация?.. Наши установки о нельзя и можно - они всегда извне. Или как это - "внутренняя"?
Reply
вроде, ничего сложного. :-)
а что изначально эти установки, возможно, были привиты тебе извне - неважно.
мы говорим о текущем положении вещей.
Reply
т.е. внешняя мотивация.
а у стыда мотивация должна быть внутренней.
Reply
ну вот так неудобно прилюдно есть сопли или писать себе в штаны
внутренней мотивации к неедению соплей вообще нет...
а вот есть более сильные запреты - совестливые, вроде не убить, и ха преступление их - не стыдно, но очень мучит совесть, а не стыд
то, за что мучит стыд, и то за что мучит совесть - оно очень похоже, лишь степень тяжести разная
Reply
во-первых, тебе лично может казаться постыдным само действие.
во-вторых, может казаться постыдным, опосредованно, то, что тебя таким видят.
это где-то на границе между внешним и внутренним, но не вполне внешнее, поскольку то, что тебя застают за чем-то, что ты сам считаешь постыдным, этот стыд усиливает. (когда не видят, это тоже стыдно, но меньше :-)
и, наконец, в-третьих, само действие может тебе казаться вполне нормальным. но при этом ты не хочешь плохо выглядеть в чьих-то глазах. или делать, что-то, что не принято. или шокировать кого-то.. это "неудобно". это внешние мотивации.
совесть - примерно то же, что и стыд, по-моему, но в разных ситуациях: если акцент на причинении ущерба кому-либо еще - то это совесть, а если на недостойном поведении per se - то стыд.
Reply
насчет стыда: придется согласиться с snowps выше: дело в референтной группе. скажем, в семье моей мамы, где оба родителя врачи -- физиологический стыд был, ну, неприоритетным, что ли. у бабушки квартира завешена разными обнаженными тетками (она несколько лесбийских наклонностей) -- академичными и не очень :)
но ведь табу в принципе -- это что-то неотвратимое. ну, снимешь табу с одного аспекта Я -- навесишь его на другой. мне не верится, что от табу можно полностью избавиться -- скорее сместить акценты...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment