Работа в АВЛУГА продолжалась 2 недели без выходных, а предварительная обработка данных, полученных в каждый день исследования (до степени, допускающей интерпретацию) проводилась во второй половине того же дня, а если она не укладывалась в это время (т.е. до 10 часов вечера), то она продолжалась в первой половине следующего дня. Если какие-то данные заслуживали, на мой взгляд, особого внимания, они сообщались представителю ГосНИИ ГА, который имел право на предварительное ознакомление с этими данными ещё до представления отчёта.
Я рассказывал представителю ГосНИИ ГА, обычно в присутствии Петрищева обо всех испытуемых, у которых имелись нарушения психической адаптации, выраженные предпосылки к таким нарушениям, например, недостаточная способность к интеграции поведения с учётом имеющегося уровня фрустрации, и об абитуриентах, обнаруживающих склонность к нарушению социальной нормы независимо от других особенностей психодиагностических характеристик. Я также сразу предоставлял список абитуриентов, у которых приближённые значения IQ были ниже 100, т.е. меньше, чем средние значения в популяции. И представитель ГосНИИ ГА и Петрищев выслушивали меня очень внимательно, но вопросы чаще возникали у Петрищева. Характеристика «склонность к нарушениям социальных норм» была обоим понятна, не вызвала вопросов. Они просто фиксировали фамилии абитуриентов, у которых обнаруживалась такая склонность. Если речь шла о нарушениях психической адаптации, всегда возникал вопрос: «Какие именно характеристики способствуют этим нарушениям?»
Курсанты АВЛУГА разбирают Як-40.
Фото:
Владимир ДовбышКогда исследование уже закачивалось, одновременно с сообщением о лицах, требующих особого внимания, я сказал:
- Мы постараемся к завтрашнему дню представить вам два списка - людей, тех, которых не стоит принимать в училище независимо от результатов экзаменов, т.е. их можно исключать из списков абитуриентов уже сейчас, не проводя экзаменов, и список людей, которых можно допустить к экзамену, но быть особенно внимательными к тому, как они ведут себя во время экзамена и каков уровень их знаний. Для учреждений уставного типа, а Гражданская авиация к ним относится, пункт об отчислении по результатам психологических исследований будет законным, если этим пунктом будет дополнен устав Гражданской авиации.
- Ввести дополнительный пункт в устав, - сказал представитель ГосНИИ ГА, - будет возможно при введении в действие новой редакции устава. Сейчас предполагается, что новая редакция устава начнёт действовать с 1-го января 1986 года, и только после этого мы сможем не допускать до экзаменов.
- А если человек заведомо не сможет закончить училище, или заведомо будет признан негодным к лётной работе, как быть тогда? - спросил я.
Петрищев заинтересовался:
- А можете мне назвать пример такой заведомой непригодности?
Я назвал фамилию и пояснил:
- У этого человека IQ равен 73, если бы его обследовали в клиники, ему был бы поставлен диагноз лёгкой степени дебильности. Вы считаете, что с дебильностью, даже в лёгкой степени, можно закончить училище?
- Неудачный пример, - сказал Петрищев, - независимо ни от каких ваших данных, названный вами абитуриент училище закончит. Мы сообщим после окончания училища, что ему следовало бы подобрать какую-нибудь работу не связанную с полётами, но не сможем на этом настаивать.
- А что вам может помешать?- удивился я.
- Не что, а кто. Его отец - «большая шишка» в министерстве гражданской авиации Казахстана. Поэтому он обязательно закончит училище, а дальше его отец будет решать, насколько опасно для него самого и для отца быть зачисленным в лётный состав. Но отец его, наверное, имеет коэффициент интеллекта повыше - до сих пор он всегда считался с нашим мнением. Я думаю, что он и выбрал для своего сына АВЛУГА, потому что понимал, что нигде в другом месте получить высшее образование его сын не сможет. Я не вижу беды в том, что мы сохраним хорошие отношения с Министерством ценой того, что этот человек получит высшее образование. Летать он не будет, отец не станет рисковать.
Взвод курсантов на крыле Як-40
Фото:
Андрей Новиков Петрищев помолчал и добавил:
- Пока дополнительный пункт в устав не введён, вы можете дать нам два списка, о которых вы говорили, чтобы мы понимали степень психологических нарушений. Ведь ясно же, что у тех, кого вы считаете бесполезным даже экзаменовать, вы видите более глубокие расстройства, чем у тех, которых вы допустили бы к экзаменам, но на экзаменах отнеслись бы к ним с особым вниманием. Даже когда новый пункт появится в уставе, не допустить человека до экзамена будет сложно. Это будет вызывать протесты и жалобы. Проще сделать так, чтобы эти люди заведомо не прошли по конкурсу. Степень особого внимания к таким людям будет больше, чем к тем, которых вы рекомендуете допустить к экзамену, но обратить на них особое внимание. Какую часть абитуриентов, по вашему мнению, составят оба списка?
- Я думаю, что около трети.
- Ага, - сказал Петрищев, - значит, конкурс, всё-таки, сохранится, хотя и сильно уменьшится. Пожалуй, хоть какой-то конкурс желателен. А что мы всех допустим к экзамену, это не слишком существенно. Вспомним покойного великого отца всех народов товарища Сталина. Товарищ Сталин говорил, что не важно, кто голосует, важно, кто считает голоса. Бед товарищ Сталин наделал много, но дураком не был. А что, при устных экзаменах можно совершенно справедливо - хоть протоколируй - поставить ту отметку, которую считает правильной экзаменационная комиссия, наверное, и вы не будете отрицать. Нам просто нужно знать, кто у училище не нужен, а остальное решит конкурс.
Представитель ГосНИИ ГА спросил:
- А кого больше среди тех, кто по вашему мнению в училище не нужен? Людей, которые не имеют стажа работы, или людей, которые уже какое-то время работали в наземных службах ГА?
- Больше всего, - сказал я, - людей, ставших абитуриентами непосредственно после школы. Их меньше среди людей, которые ещё не работали, но окончили техникум по специальности «самолётостроение и ремонт самолетов», и меньше всего среди лиц, имеющих специальное образование - средне или высшее - и опыт работы в наземных службах.
- Удачно, - сказал Петрищев, - учитывая наш прошлый опыт такое распределение по группам свидетельствует об эффективности психодиагностических методик.
- А интеллект? - спросил представитель ГосНИИ ГА.
- К нашему удивлению, уровень интеллекта распределялся также, хотя мы ожидали, что он будет выше у лиц, только что окончивших школу. Интеллект определяется в основном генетически, но максимально использовать генетический уровень интеллекта, казалось, должны были люди, которые всё время учатся, и, соответственно, всё время нуждаются в работе своего интеллекта. В этих условиях интеллект не может «заржаветь». Такое распределение интеллекта, о котором я уже сказал, по-видимому, свидетельствует о том, что у лиц, которые работали в ГА исходный генетический уровень интеллекта был выше, и даже если они не смогли его полностью проявить из-за отсутствия тренировки, он всё равно остался более высоким, чем у лиц, пришедших из школы.
- Меня это не удивляет, - сказал Петрищев, - выбор лётной работы как будущей профессии, и то, что люди удержались на сложной работе в наземных службах, несомненно свидетельствует о довольно высоком уровне генетически заданного интеллекта.
- Что, кроме сказанного, будет в отчёте? - спросил меня представитель ГосНИИ ГА.
- Данные пошагового дискриминантного анализа. Мы располагаем такой программой, которая может быть реализована на компьютерах.
- Даже на компьютерах такой мощности, которые есть у вас? - спросил представитель ГосНИИ ГА.
- Да. Просто расчёты на наших компьютерах займут больше времени. При таком расчёте обязательно возникает интервал неопределённости, который определяется расстоянием Махаланобиса, но в этих случаях большее значение будут приобретать индивидуальные данные, и решение о людях, результаты которых окажутся в интервале неопределённости, будет определяться индивидуально и это тоже будет написано в отчёте. Ещё во время исследований работников горной промышленности, мы ввели понятие критических характеристик. Выраженные нарушения психической адаптации и склонность к нарушению социальных норм мы отнесли к этим критическим характеристикам, при наличии которых лица, имеющие такие характеристики, нежелательны не зависимо от результатов дискриминантного анализа.
Скан
Алексея Вовченко из журнала АВЛУГА
- Хорошо, - сказал Петрищев. - Когда вы думаете нас покинуть?
- Мы уже сделали всё, что было нужно здесь. Отчёт мы можем писать и в Москве.
- Хорошо, - сказал Петрищев, - в понедельник начинаются экзамены и я буду вас информировать о том, кто сдал их хорошо, кто не очень, а кто и вовсе плохо.
Уже в Москве я внимательно знакомился с информацией, которую присылал Петрищев, и обнаружил, что оценки, полученные на экзаменах, отрицательно коррелировали с уровнем психологических нарушений, которые мы обнаружили.
Первый отчёт в ГосНИИ ГА мы сдали 7-го января 1986 года, поскольку в этом году договор уже официально вступил в силу. Отчёт был у нас готов ещё до Нового года, но сдавать его до того, как договор начал официально действовать, было невозможно.
Продолжение следует.