Если бы Феликс Борисович был с нами, сегодня здесь появилось бы поздравление с Днем Победы, проиллюстрированное красивой советской открыткой. И полетело бы в Израиль теплое письмо другу - герою войны, танковому асу, поэту, доктору медицинских наук Иону Лазаревичу Дегену. И вспоминались бы новые подробности о войне в тылу подростка Феликса Березина...
Художник А. Соколов; редактор П. Пискунов. - Москва; Ленинград: Искусство, 1942." src="http://berezin-fb.su/wordpress/wp-content/uploads/2014/05/0_cfe27_38497c10_XXL2.jpg" width="800" />Плакат "Пионеры и школьники, боритесь с потерями урожая! Соревнуйтесь на лучшую помощь фронту!"
Художник А. Соколов; редактор П. Пискунов. - Москва; Ленинград: Искусство, 1942.
Нет-нет, над нами пули не свистели,
Бомбардировщики до нас не долетели.
И ощущая это как вину,
Я день и ночь работал на войну.
(Из стихотворения Ф.Б.Березина
"Моя война, или жертвы тыла", 2014 г.)
Известный критик всего и вся Александр Невзоров в связи с появлением новых традиций празднования Дня Победы в нашей стране
сказал: "Я не возражаю против наличия еще одной гражданской религии. Если бы ее не пытались фундаментировать на чистой беспримесной лжи. Когда из этой религии выкидывается такой важнейший компонент как ленд-лиз, когда люди лишаются понимания того, что никакая война не продлилась бы дольше, чем до 42-го года, если бы не бесконечная, триллионами тонн американская и английская помощь на тот момент. Когда все великие советские авиаторы истребители летали только на Аэрокобрах, а вокруг ходили только танки под названием «Матильда», я уж не говорю о тяжелых танках, когда сюда сотнями миллионов тонн шла сталь оружейная, порох, тротил, продукты, не продержался бы Советский Союз".
Поздравляя сегодня Иона Лазаревича Дегена с Днем Победы, я упомянула этот пассаж про только "Матильды" и получила ответ: "Не знаю, что они сейчас пишут о "Матильдах" и "Валентайнах". Ну, были. Видел я их на северном Кавказе в 1942 году. Но пропорции. Один 183-й завод в Нижнем Тагиле создавал тридцать танков Т-34 в один день. А ведь это был не один завод, создававший тридцатьчетвёрки. Возможно, Всевышний сохранил нас, стариков, чтобы о войне мы рассказали правду".
Последняя встреча двух старых друзей.
Москва, 18 декабря 2014 г., на российской премьере документального фильма Михаила Дегтяря и Юлии Меламед «Деген» в Еврейском музее и центре толерантности.
Слева направо в первом ряду: Юрий Деген (сын), Люся Деген (жена), Ион Лазаревич Деген, Феликс Борисович Березин, Наталья Иванова (сотрудница). Во втором ряду, между Ф.Березиным и Н.Ивановой - Марина Феликсовна Березина (дочь), рядом с ней - медсестра Ирина.
Фотография была прислана Ионом Дегеном, автор пока нам неизвестен.
9 мая 2016 г. в сети Интернет
опубликована новая статья о нескольких ветеранах Великой Отечественной войны, ныне проживающих в Израиле. Автор - Павел Вигдорчик, название - "День победы в Израиле. Три встречи". Поскольку Феликс Борисович методично публиковал на своем сайте почти все связанное с Ионом Дегеном, ниже приведен посвященный ему отрывок из этой статьи.
"Мне всегда очень тяжело давались интервью с участниками войны. Превращался в мальчика, сидящего у дедушки на коленях и трогающего его медали, при этом старался оставаться журналистом. Сегодня хотел поздравить с праздником тех, с кем повезло встретиться. (...)
Легендарного танкового аса Иону Дегена режиссер посвященного ему фильма "Деген" Михаил Дегтярь назвал величайшим из живущих на Земле евреев. На счету уроженца Винницкой области - 16 подбитых и один угнанный немецкий танк. Его дважды представляли к званию Героя Советского союза, но награду он так и не получил.
Ион Лазаревич, служивший в танковой бригаде прорыва, выжил чудом. На излечении в госпитале понял, что будет врачом - и стал доктором медицинских наук, хирургом-ортопедом, первым в мировой практике пришил ампутированную руку. Его перу также принадлежит одно из самых известных и самых страшных стихотворений о войне: "Мой товарищ, в смертельной агонии…"
"Как в мою жизнь пришла поэзия? Понятия не имею. Я считал, что первое мое стихотворение - "Начало". Но приехал сюда старший брат моей одноклассницы и напомнил мне, что я еще в школе писал стихи. А я абсолютно не помню. Была еще одна вещь: когда я ухаживал за своей будущей женой, то охмуряя, читал ей поэму "На смерть Сталина". Ни единой строчки не помню. Я вспоминаю сейчас фронтовые стихи, которые, как думал, давно забыл. А эта поэма, как и все, что я писал до войны, пропала. Ничего не помню".
Свое знаменитое стихотворение Деген недолюбливает: "Мое любимое стихотворение было написано на Кавказе. После тяжелого дня, очень тяжелого боя, я прислонился к стволу маслины. Раздался выстрел, и ветка упала мне на танкошлем. И когда я читаю сейчас это стихотворение, у меня тот же мороз по коже, который был тогда":
Воздух вздрогнул. Выстрел. Дым.
На старых деревьях обрублены сучья.
А я еще жив.
А я невредим.
Случай?"
Ион Деген. 40-е годы
Вот еще один отрывок из этой статьи израильского автора. "Поколение, которое вошло в историю как величайшее, уходит. И вы знаете - оно подарило нам жизнь, а мы не можем даже музей для них построить. Нет денег, чтобы довести до конца великое дело, начатое Цвикой Кан-Тором и Хаимом Эрезом, не хватает добровольцев, чтобы записать интервью выживших для истории".
Возможно, эта грустная фраза скажет российскому читателю, что в Израиле базовые жизненные потребности ветеранов удовлетворены, поэтому эта сторона дела беспокойства уже не вызывает. Есть о чем задуматься...
P.S. В результате поисков в интернете обнаружилось, что Павел Вигдорчик не брал у Иона Дегена нового интервью, а сделал материал на основании ранее опубликованного, полуторагодичной давности, большого и интересного. Оно будет приведено в следующем посте.
Н.Иванова (zewgma)