На следующий день встреча с Аллой началась с техники колонок, с помощью которой можно было придти к осознанию автоматической мысли и взвесить аргументы, говорящие в пользу правильности этой мысли и свидетельствующие против неё. Алла практически полностью разобралась с этой методикой в течение часа. Я понимал, что когда она будет выполнять задачи в технике колонок, в процессе обсуждения выяснится, как это бывает обычно, что количество аргументов в пользу правильности автоматической мысли будет больше, чем количество аргументов против. Но, всё-таки, при совместном описании ситуаций с помощью этой техники Алла существенно быстрее, чем это бывало обычно, научилась находить аргументы против.
Когда час истёк, я спросил Аллу:
- Вы хотите продолжить свой рассказ?
- Конечно, - сказала Алла, - я хочу довести его до момента нашей встречи.
- Хорошо, - сказал я, - я слушаю.
- Да, - сказала Алла, - это вы умеете.
Продолжение рассказа Аллы.
Обучение медитации сначала длилось два часа в день, а когда я всерьёз этим заинтересовалась, Бенц увеличил продолжительность занятий до трёх часов. Я не возражала, поскольку обучение медитации было единственным обязательным занятием в полностью произвольном дне.
- Вначале, - сказал Бенц, - ты будешь медитировать с зерном. Это более лёгкая форма медитации. Всё окружающее будет постепенно исчезать, кроме объекта, который ты изберёшь в качестве зерна. Ты будешь с помощью приёмов, которые я тебе покажу, постепенно исключать из сознания и из внутреннего поля твоего зрения всё, кроме зерна. Ты будешь сосредотачиваться на зерне, и по мере того, как ты будешь на нём сосредотачиваться, всё остальное перестанет для тебя существовать. Пока ты будешь медитировать с зерном, зерно будет одно и то же в каждой твоей медитации. Подумай, на чём тебе будет легче всего сосредоточиться.
- А что, - спросила я, - зерно - это какой-то объект, или зерном может быть и чей-то образ?
- Это неважно, - сказал Бенц, - важно, чтобы ты была способна целиком на этом сосредоточиться.
Гоа. Перед восходом солнца.
Фото:
kukrinoff - А твой образ может быть зерном?
- Так же, как и любой другой, - сказал Бенц.
- Для меня, - ответила я, - любой другой образ будет чужим, а на твоём образе мне будет легко сосредоточиться.
Мне стало смешно впервые после смерти отца, и я сказала Бенцу:
- Просто нужно будет исключить всё другое, а на твоём образе я сосредоточена всегда.
- Да, - сказал Бенц, - действительно, это упростит задачу. Ты можешь лежать или сидеть, важно, чтобы тебе было удобно. И потом я попрошу тебя очень подробно перечислить всё, что ты видишь, потом ты представишь себе всё, что ты видела, но уже с закрытыми глазами, и перечислишь, что ты видишь во внутреннем поле своего зрения. Я обязательно задам вопрос, всё ли ты перечислила, важно, чтобы ты не испытывала желания сказать «Я всегда выполняю твои инструкции», а перечислила это столько раз, сколько я буду тебя просить. Потом я перейду к другим органам чувств, ты будешь также полно перечислять мне всё, что ты слышишь, причём, ничто не будет само собой разумеющимся. Например, ты скажешь мне «Я слышу шум моря». Ты его слышишь здесь постоянно и уже перестала это замечать, но когда ты будешь перечислять всё, что ты слышишь, это должно будет быть действительно всё, что ты слышишь в данный момент. Время от времени среди повторных перечислений того, что ты слышишь, я буду возвращаться к тому, что ты видишь. Возможно, что с каждым возвращением число зрительных впечатлений будет уменьшаться. Не напрягайся, чтобы вспомнить всё. При каждом возвращении из перечисления слышимого в перечисление зрительных образов число перечисленных образов будет сокращаться. Не напрягайся, чтобы вспомнить ещё что-нибудь, это уменьшение неизбежно, но когда я буду возвращаться к слышимому, я каждый раз буду спрашивать, всё ли ты перечислила, и только когда ты убедишься, что тебе нечего добавить к слышимому, я попрошу тебя перечислить всё, что ощущает твоё тело. Это нужно будет перечислять очень полно, ничто не подразумевается само собой. Разумеется, твоё тело будет ощущать опору, на которой оно располагается. Это будет кресло, в котором ты сидишь, или диван, на котором ты лежишь - в зависимости от того, какое положение, сидя или лёжа, ты предпочтёшь. Тебе нужно перечислить ощущения, которые вызывают в твоём теле восприятие поверхности опоры так же, как всё остальное, что ты будешь ощущать. Ты не сразу сможешь передать в словах все ощущения, которые в твоём теле вызывает поверхность опоры, потому что человек никогда не ощущает опору своего тела со всеми подробностями. Но ты научишься этому, и время от времени я буду возвращаться к перечислению сохранившихся образов, потом к перечислению того, что ты слышишь, и снова возвращаться к ощущениям твоего тела.
Солнце освещает крышу веранды, на которой можно организовать кафе.
Фото:
ELIZA-66 - И ты не будешь напрягаться от того, - продолжил Бенц, - что уменьшится количество образов слышимого так же, как ты уже не будешь напрягаться при перечислении сохранившихся образов видимого. Тогда я приду к выводу, что ты действительно перечислила все возможные ощущения твоего тела, я попрошу тебя перечислить все ощущаемые тобой запахи. Я буду просить тебя перечислить запахи возможно полно, перечислить оттенки этих запахов, и время от времени буду возвращаться к уже трём совокупностям образов - видимых, слышимых и ощущаемых твоим телом. Возможно, что тебе к этому времени уже будет трудно представить какой-либо зрительный образ, ты скажешь мне: «Я ничего не вижу во внутреннем поле зрения», и я скажу: «Хорошо, не будем к этому возвращаться». Я снова буду просить тебя перечислить возможно более полно ощущаемые тобой запахи, но уже не буду просить тебя представить во внутреннем поле твоего зрения всё, что ты видела в начале занятия. И ты будешь воспроизводить возможно более подробно запахи до тех пор, пока не исчезнут образы слышимого, а потом образы, ощущаемые твоим телом. Ты останешься в мире запахов. Внешний мир ограничится обонянием, и с этого момента я начну просить тебя описать мой образ, поскольку ты этот образ избрала как зерно. Потом я буду просить тебя перечислить, какие оттенки вкуса остались на твоём языке. К этому времени обычно уже исчезают слуховые ощущения. Когда ты скажешь, что во внутреннем поле твоего звука уже нет никаких образов, я снова попрошу вернуться тебя к моему образу, который ты избрала зерном. Потом я попрошу описать сохранившиеся ощущения твоего тела и сохранившиеся ощущения запахов. И после каждого перечисления ты будешь возвращаться к моему образу, который будет в твоей медитации зерном. После каждого такого повторения будут уходить ощущения тела и уменьшаться число запахов, которые ты воспринимаешь. Но ощущения вкусовые ты будешь продолжать описывать, возможно более полно, и после каждого перечисления снова обращаться к образу-зерну. Потом останется только мой образ и ощущение вкуса. Ты будешь повторять перечисление вкусовых ощущения и каждый раз возвращаться к образу-зерну. Потом ты не сможешь вспомнить вкусовых ощущений, и образ-зерно заполнит твоё сознание. Ничего, кроме образа-зерна, не будет существовать. Когда ты научишься достигать такого состояния, это значит, что ты овладела искусством медитации с зерном. По мере того, как это состояние будет всё больше восприниматься тобою как естественное, как единственно возможное, будет увеличиваться скорость прохождения последовательного исчезновения всех ощущений, и тебе уже не будет нужен мой вопрос, чтобы приходить эти этапы постепенного исчезновения ощущений. Мы закончим обучение медитации с зерном, когда исчезновение всего остального, кроме образа-зерна, будет проходить за несколько секунд. У тебя не должно быть чувства вины, в таком состоянии исчезнут даже воспоминания о твоём отце, о твоей потере, о твоей боли. И когда мы достигнем этого, то в состоянии медитации с зерном ты будешь отдыхать от всего, кроме образа-зерна.
Пляж в Гоа - любимое место отдыха туристов из России.
Фото:
sv-bliss705 - Ты думаешь, что я смогу проделать такой путь?
- Да, конечно. И, думаю, быстрее, чем большинство людей. Но это не будет вершиной твоего обучения, потому что потом ты научишься отрываться от зерна и медитировать без зерна, и в пустоту, которая воцарится в твоей душе, ты, если захочешь, сможешь вызвать любой желаемый образ. А можешь просто отдыхать в пустоте. Это будет уже медитация без зерна - высшая ступень в искусстве медитации.
Продолжение следует.