Младшим был начальник отдела лётной службы, который сказал:
- Я считаю Коновалова безупречным пилотом. До последнего времени считал его и безупречно дисциплинированным, но после случившегося считаю необходимым отметить, что в чрезвычайных обстоятельствах он способен на нарушение дисциплины и обязательных должностных инструкций.
Остальные в разных словах, в общем, сказали то же самое. Тогда полковник, обратившись к начальнику отряда, спросил:
- Если вы меня пригласили на эту аттестацию, вы предоставите мне слово?
- Ну, если хотите что-то сказать, то рот вам затыкать не буду, - сказал начальник ОАО.
- Да, - сказал полковник, вставая, - на это я и рассчитывал. Я хочу сказать, что проведенные нами сборы были отмечены министерством обороны как лучшие сборы десантников-резервистов за последние 5 лет. И такой оценке «недисциплинированность» Коновалова очень способствовала. Я бы сказал, что Коновалов способен на нарушения инструкций не просто в чрезвычайных обстоятельствах, а тогда, когда соблюдение инструкции может привести к невыполнению важной государственной задачи.
Чукотка. Иногда транспортные проблемы могут решаться и без помощи авиации.
Фото:
Мишель Полковник сел. Все выжидательно смотрели на начальника ОАО, и начальник сказал:
- Ну, этим можно дополнить уже сделанное предложение: способен на нарушения дисциплины и должностных инструкций, если считает, что делает это в интересах государства, - и он улыбнулся. - Таким образом, мы не берём на себя ответственность за нарушения инструкций, но отмечаем добрые намерения Коновалова.
Он повернулся к начальнику лётной службы:
- Подготовьте к завтрашнему дню краткий протокол обсуждения и заключение аттестационной комиссии, - он оглядел присутствующих. - Кто-нибудь ещё хочет высказаться? - желающих не нашлось. - Все свободны, - сказал начальник ОАО, - Коновалова прошу на несколько минут задержаться.
Когда все вышли, начальник мне сказал:
- Я за тебя рад. Когда я тебе устно объявил неполное служебное соответствие, я тебе сразу сказал, что зла на тебя не держу, только не хочу на себя такую ответственность принимать. Ну, а если ответственность на себя взял начальник управления, то теперь уже не о чем разговаривать. А задержаться я тебя попросил вот почему. Ты говорил, что с Борковым летать не будешь, лучше в другой отряд перейдёшь. Я такого пилота как ты терять не хочу. К нам в отряд прибыл новый пилот, ушёл из армии по полной выслуге лет. Ты же знаешь, что в Заполярье год считается за три, так что не думай, что я тебе старика подсовываю. Будет у тебя другой второй пилот. А заявление о переводе в другой отряд подал Борков. Я на его заявлении написал: «Не возражаю».
Аркадий Коновалов помолчал и добавил:
- Вот так и кончилась эта история, Феликс Борисович. Самые большие проявления «животности» здесь продемонстрировал Борков. Но даже у самых хороших людей проявления, связанные с их животными предками, не могут отсутствовать полностью.
- Интересный рассказ, - сказал я Аркадию. - И как к вам сейчас относятся в отряде?
- С уважением, - ответил Аркадий. - Всё-таки, у меня «животные» проявления встречаются редко, а внимание на них обращают ещё реже.
- А как ваш колит сейчас?
- А колит, он никуда не делся, он же у меня хронический, и очень сильные боли бывают, даже в полёте иногда. Но я же вам говорил, что научился их лекарствами быстро снимать.
- А во время этой эпопеи с возможным неполным служебным соответствием бывали боли?
- Бывали, - сказал Коновалов, - даже чаще обычного. А теперь боли тоже появляются, но с той же частотой, которая до всей этой истории была.
Чукотка. Машина высокой проходимости в действии.
Фото:
Sergey Shulga - А настороженность по отношению к людям не усилилась?
И тут нашу беседу неожиданно прервал натужный звук мотора. Я выглянул в окно и увидел машину, похожую на «Ниву», но на огромных и широких колёсах. Коновалов тоже глянул на машину и сказал:
- Самолёта она, конечно, не заменит, но на короткие дистанции транспортную проблему может решить, - и продолжил. - А настороженности к людям у меня никогда не было. Осторожность была, она и осталась.
- А есть люди, к которым вы относитесь без осторожности?
- Исходно осторожность есть в отношении каждого человека, и исчезает она, только если я получаю явные доказательства, что в осторожности нет необходимости. Ну вот, например, полковник мой доказал, что с ним можно взаимодействовать без особой осторожности.
- Значит осторожность, - спросил я, - это всегда ваше исходное состояние?
- Точно, - подтвердил Аркадий.
- А для того чтобы отношения с человеком не требовали осторожности, вам нужны веские доказательства его безопасности?
- И это точно, - сказал Аркадий. - Но я никому этого не говорю, а в поведении моём это не заметно.
Я ещё раз просмотрел лежащие передо мной данные психодиагностических исследований и подумал, что при очень высоком самоконтроле можно не обнаруживать даже те черты личности, которые выражено акцентированы.
- Спасибо за рассказ, - сказал я Аркадию, - очень интересно мне было послушать.
- Всегда пожалуйста, - сказал Аркадий. - Будет время, заходите в гости, я вам ещё что-нибудь расскажу.
- Да, время у нас в экспедициях всегда в дефиците, но за приглашение спасибо.
- Вам хорошо рассказывать, - сказал Коновалов, - я долго рассказывал, а вы меня ни разу не перебили и ничего не уточняли. И, насчёт доказательств. Вы ни совершили никаких действий, которые сняли бы мою осторожность. Но то, как вы слушали, и то, что сказали потом, хотя вроде бы не сказали ничего особенного, в отношении вас мою осторожность сняли.
- Приятно было познакомиться, - сказал я, - но пора прощаться - работа.
Я протянул ему руку, и Коновалов её крепко сжал, видимо, демонстрируя дружественность рукопожатия.
Чукотка. Ночь на взлётно-посадочной полосе.
Фото:
Остапенко Евгений Расставшись с Коноваловым, я сопоставил то, что он говорил, с психодиагностическими данными, которые мы получили, и пришёл к выводу, что особенности личности Коновалова типичны для лиц, страдающих хроническими колитами.
Эти лица характеризуются легко возникающей напряжённостью, настороженным отношением к людям (Коновалов назвал это отношение осторожным), изначально ожидая, что взаимодействие с каждым человеком может обернуться напряжённой ситуацией и возможной угрозой. Во взаимодействии с окружающими у таких людей отсутствует чувство базисной безопасности, и взаимодействие воспринимается как источник возможной угрозы до тех пор, пока не будут получены явные доказательства безопасности.
Напряжение, которое испытывают такие люди, как правило, связано с межличностным взаимодействием. Если им представляется, что угроза реализуется, возникает гнев, а иногда склонность к агрессивному поведению, которая у лиц, принадлежащих к лётному составу ГА, как правило, контролируется. Они не забывают того, что восприняли как нарушение их прав, как несправедливость, как необоснованный отказ в том, на что они имеют право. Степень проявления «застрявшей» обиды зависит от уровня сознательного самоконтроля. Раз сложившуюся точку зрения личности такого типа меняют с трудом или вообще неспособны изменить. Помимо этого, им свойственно некоторое своеобразие восприятия ситуации, которое, пока оно находится в нормальных пределах, может служить источником оригинальных решений, а если выходит за пределы нормы, препятствует реалистической оценке текущей ситуации.
Соматизация эмоционального напряжения обычно возникает в периоды обострения хронического колита, которые эмоциональным напряжением и провоцируются. Эти особенности личности не служат противопоказанием для лётной работы до тех пор, пока психическая и в особенности психофизиологическая адаптация сохраняют эффективность.
Если имеются нарушения этих аспектов адаптации, это может привести к неадекватным действиям. И если осуществляется регулярный психологический контроль, как это было установлено приказом министра ГА в СССР, то такие нарушения адаптации будут отмечены. Как правило, они носят временный характер. В этих случаях восстановлению эффективной психической адаптации пилотов, помимо врачебных методов воздействия, целесообразно предоставление им отпуска, направление в командировку, не связанную с лётной работой, или перевод на наземную работу с формулировкой «для контроля за качеством текущего ремонта».
Насколько мне известно, в настоящее время регулярный психологический контроль лётного состава ГА не проводится, и, если мои сведения верны, то это обстоятельство может способствовать более частому возникновению предпосылок к лётным происшествиям, связанным с «человеческим фактором».