357. Нарушение психофизиологической адаптации и психосоматические расстройства. 10

Jun 15, 2012 22:47

Во время пребывания в университетском городке Павел только дважды обращался ко мне с вопросами, для ответа на которые требовались мои профессиональные знания. Я об этих беседах писал, но хочу о них напомнить. После первой беседы Павел по моему совету отказался от стандартного курса антибиотиков для эрадикации Helicobacter pylori, поскольку язвы у него не было, а Helicobacter pylori был найден в биопсии из абсолютно интактной (т.е. не задетой никаким болезненным процессом) слизистой. Во второй беседе, касающейся целесообразности повторного курса психотерапии, Павел по собственной инициативе отказался от любой её формы, даже от невинной недирективной, поскольку считал, что ему не стоит иметь двух психотерапевтов.


Потом Павел звонил не реже трёх раз в неделю, медицинские темы больше не возникали. Он рассказывал мне о своей жизни на кафедре экономики. Сообщал, что на кафедре практически не имеют представления об экономических процессах, проходящих на постсоветском пространстве. По просьбе коллег Павел провёл посвященный этому вопросу круглый стол, а потом ещё прочитал лекцию для более широкого круга экономистов. Когда Павел работал в англоязычном экономическом бюллетене, круглый стол был бы хорошо оплачен как серия индивидуальных консультаций, но здесь, в одном из университетов на тихоокеанском побережье, он находился на полном финансовом обеспечении и в деньгах не нуждался.
Он рассказывал забавные истории о поведении людей, занимавшихся на кафедре финансами и экономикой. Например, в США никого не удивляет обращение в суд по поводу того, что 14-летний подросток упал с вращающейся карусели, у которой сломался поручень кресла. И хотя подросток не получил никаких повреждений, владелец карусели выплатил ему компенсацию, достаточную для последующего обучения в университете. «Понимаете, - сказали удивлённому Павлу, - поручень ни при каких условиях не должен ломаться. А то, что мальчик не получил никаких повреждений, это его личная удача, которая владельца карусели никак не оправдывает».
Обращения в суд по поводам, которые Павлу казались недостойными судебного разбирательства, он видел часто. Но университет был исключением. Конфликты, возникающие в университете, разрешал ректор, и даже городская полиция не имела доступа в университетский городок, где порядок поддерживала собственная полиция университета.



Закат на тихоокеанском побережье.
Фото: Михаил.
- Иногда мне кажется, - говорил мне Павел, - что я нахожусь в каком-то гигантском посольстве, которое пользуется правами экстерриториальности.
Он звонил мне, как только сталкивался с чем-нибудь смешным или неожиданным. А кроме того, он мне подробно рассказывал, что значит postgraduate education. В отличие от нашей аспирантуры или докторантуры, это действительно процесс обучения, который очень расширяет профессиональный кругозор. Проводится это обучение в основном на семинарах, где ведущий поочерёдно выясняет мнение каждого из присутствующих по какому-либо вопросу, так как предполагается, что человек, окончивший университет, по каждому из этих вопросов имеет мнение.
Павел рассказывал также, что в течение постдипломного образования (так переводится на русский postgraduate education) ему пришлось сдать 7 неожиданных экзаменов, 5 из которых были письменными и ограниченными во времени. По мнению Павла, он очень хорошо справился со всеми экзаменами. Тем не менее, один из преподавателей поставил ему минимальную положительную оценку (у нас бы это назвалось «удовлетворительно»), а на вопрос Павла, что ему не понравилось в работе, которую он написал в процессе письменного экзамена, тот ответил:
- В США принято, что профессора задают вопросы postgraduate student, и они не обязаны давать каких-либо объяснений.



Монументальная архитектура протестантской конфессии на пути к университетскому городку.
Фото: Козюк Владимир
Павел попробовал выяснить этот вопрос у своего куратора, и тот ответил:
- Он почему-то вас невзлюбил. Может, просто потому, что вы из России, может, считает, что Вы слишком рано известность приобрели. Но это мои домыслы, я его об этом не спрашивал. А вы просто постарайтесь держаться от него подальше.
- А как же, - спросил Павел, - Liberté, égalité, fraternité? Где хвалёный американский образ жизни?
На что куратор ответил с грустным вздохом:
- Люди везде люди. Этого нельзя изменить самым совершенным законодательством. У нас практически нет коррупции, во всяком случае, так покажется, если сравнить США и Россию. Но существует расхожее выражение «Взятка сенаторских размеров», которое может употребляться даже просто для обозначения крупной суммы денег. Но чтобы такое выражение стало расхожим, взятки должны были существовать. А впрочем, вы же читали книгу «Крёстный отец»? Читали? Так я и думал. Там опирающаяся на деньги работа с конгрессом, полностью свободным от коррупции, описана достаточно подробно. Не ищите совершенства в Штатах, просто сравните с Россией.
Павел внял совету куратора, и, пока не получил долгожданной степени Ph.D in economics, держался как можно дальше от почему-то невзлюбившего его профессора.
После получения степени Павел обдумывал, как ему выполнить требование о трёхлетней работе в странах третьего мира наиболее convenient (удобным, подходящим, комфортабельным) способом, часто вспоминая о том, что из университетского городка он мог доехать до Мексики на трамвае. Павел иногда делал это в свободное время, просто чтобы поболтать по-испански или поторговаться по-испански же на местных рынках.
Мысль о странах третьего мира отпала, когда на кафедру обратился ректор одного из канадских университетов. Этому ректору очень хотелось заполучить Павла для чтения лекций на вновь создающемся курсе «Финансы и экономика на постсоветском пространстве». Руководитель кафедры не стал решать этот вопрос единолично, он собрал руководство кафедры, и совет почти единогласно (при одном воздержавшемся) решил, что канадским коллегам нужно помочь. Так Павел оказался в Канаде, не отрабатывая трёхлетнего срока в стране третьего мира.



Канада. На пути к ещё одному университетскому городку.
Фото: S. D.
В течение первого года пребывания в Канаде Павел продолжал мне звонить, рассказывать о своих впечатлениях, о том, что пока у него только green-card (вид на жительство в Канаде), но он надеется, что в Канаде он получит гражданство быстрее, чем это делается в Штатах. Павел говорил, что в университете ему очень нравится, хотя жена, которой очень нравилось жить в Америке, была недовольна жизнью в городке канадского университета. В этом городке ничего, кроме университета, не было, и оттуда было непросто добираться до крупного населённого пункта.
Эти звонки Павла становились всё более редкими, а после года его пребывания в Канаде прекратились совсем. Я не беспокоился по этому поводу, я знал, что если люди, которые когда-либо были моими пациентами, перестают мне звонить, значит, у них всё в порядке. Было только немного смешно, что Павел собирался быть исключением из этого правила, но, по-видимому, это невозможно.
Так и получилось, что в следующий раз Павел позвонил мне через 8 лет, по городскому московскому телефону.

Продолжение следует.

язва 12-пёрстной

Previous post Next post
Up