Это первая часть сериала о моих впечатлениях от поездки в Черновцы в августе. Не могу поручиться, что того, что я увидел в Черновцах, нет в других местах, могу только засвидетельствовать, что в Черновцах это таки есть.
Необычной мне показалась духовная реклама. Про рекламу отдельных идеологических хозяйствующих субъектов я
уже писал, поэтому хотел бы рассказать о государственной духовной рекламе.
В наше время реклама, наверное, один из наиболее финансируемых видов искусства, а государственная поддержка - это большой плюс.
Помнится , при социализме иностранцев поражала бессмысленность лозунга “Слава КПСС!” Они примеряли это на свою идеологию и выходил полный абсурд. Один итальянец говорил: “У нас никому бы не пришло в голову писать “Слава Богу!” на плакатах.” Ну, “Cлава Богу!” и сейчас не пишут, но текст 10 заповедей висит во многих местах, правда, в сокрвщённой редакции. Мне почему-то кажется, что дух КПСС окончательно ещё не выветрился, поскольку точно так же висел в своё время “Моральный кодекс строителя коммунизма”. Но сейчас-то уже не то время, и
10 заповедей начертаны на домах
и наклеены на рекламных щитах
Причём на другой стороне щита может быть текст светского содержания
Ну, здесь, наверное, чтобы человек мог порадоваться своему приобретению - этот щит как раз напротив киоска с этой картошкой.
А может быть и текст с детализацией.
Это седьмая заповедь, “не прелюбы сотвори”. Похоже, здесь автор не совсем справился со своей задачей, потому что я так и не понял, что делают люди, изображённые на рекламе - творят прелюбы или успешно их избегают. А ведь здесь всё должно быть показано так, чтобы даже самому тупому стало ясно. По-моему, двойной идеологический удар нанесён именно в этом месте из-за близости аннтидуховного центра, храма потребления - одного из первых больших черновицких торговых центров “Майдан”.
Я его сначала хотел назвать гипермаркетом, но проверил - он торговый центр.
Однако эманация убивающей душу потребительской идеологии от него всё равно идёт, и место это - арена непримиримой идеологической борьбы.
На одной троллейбусной остановке этому зловредному влиянию противопоставлены изображения церквей
А на остановке с другой стороны расположили искушающую и растлевающую рекламу, с которой люди борются самостоятельно
В других местах эту рекламу пляжа не трогают. А здесь она встречает решительное сопротивление. Надпись переводится как “Остановка - не пляж, опомнитесь, деньголюбы! Позор развратным!” И звериная (или рыбная?) суть малолетней прельстительницы подчёркнута и чешуёй, и усами
Вот оно, прогнившее рыло порока!
И положительная информация о том, что благоустроенный пляж, который был и при Австро-Венгрии, и при Румынии, а при советской власти отсутствовал, видимо, всё-таки восстановили, совершенно теряется. Такое уж место.
В Хмельницком я тоже наткнулся на государственную духовную рекламу, но уже другую.. На старейшей улице города, Каменецкой, есть участок, завешанный цитатами из Евангелий. Я сначала удивился и подумал, что эта дорога не ведёт к храму, а напротив, ведёт мимо храма -
вон, маковки куполов едва видны, а потом обратил внимание на то, что в этом месте рядом стоят два храма мамоны - Сбербанк и ВТБ
Правда, текст у ВТБ про то, что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы открытым
можно понять как указание на аудит и открытую отчётность, но текст
всё-таки вряд ли можно принять за призыв поклоняться золотому тельцу.
То есть, это всё-таки идеологическая борьба в самом духовно неблагополучном месте. И на той стороне - этому явное подтверждение:
“,,,исходящее из человека оскверняет человека”. Марк, гл. 7, стих 20.
Ну, вне контекста не очень и понятно. А дальше там:
21. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства.
А перед тем
15. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
19. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.
Вот я и думаю: а ведь в чрево входит только приобретаемое в супермаркетах, а то, что приобретается в гипермаркетах - айфоны и одежды виссоновые, и прочие суетные предметы, входит не в чрево. Так не в сердце ли?
Сразу же должен оговориться, что в гипермаркетах я не бывал и могу и заблуждаться. Я их представляю себе как болезненно раздутые универмаги, а в универмагах духовная атмосфера была тяжёлая и угнетающая .