Вторая часть сравнительного анализа системы Сухомлинского и китайского образования.
Первая часть
http://berdqnec.livejournal.com/19446.html6. Технология.
6.1. Средства обучения.
Средством обучения Сухомлинский считал музыку, он использовал ее на уроках. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд: большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр.
В Китае используют музыку, фильмы и другие произведения искусства.
Радостного труда в Китае нет. Вся система построена на программирование учеников и вдалбливания в них знаний. Буквально, вдалбливания. Как средство используют домашнее задание, которое задаётся по каждому предмету и в огромных объёмах. С мировоззрением всё не так просто. Есть такой предмет как политика, где объясняются принципы управления Китая, история партии, устройство социальной и других систем. Но учителя не обсуждают с учениками их проблемы и их взгляды. Общение учеников и учителей ограничивается вопросами, касающимися предметов. Со студентами не обсуждают их личные проблемы. Здесь необходимо добавить, что всё зависит от учителя. Я часто слышал от студентов слова о разрыве между поколениями. В Китае он особенно сильный. Так как многие учителя(35 и старше) видели совсем другую жизнь и никогда, даже не помышляли, что всё насколько изменится. На эту тему можно написать целую книгу, я ограничусь одним сравнением. В 90х в Китае иметь велосипед считалось признаком большого достатка, а сейчас у детей телефоны и компьютеры считаются нормой уже со младшего возраста.
6.2. Методы обучения.
Основным методом Сухомлинский считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Сухомлинский считал допустимым применение оценки только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя.
Основным методом обучения в Китае является «приказ» или постановка задачи. Можно сказать, что это единственный метод. Сделаю оговорку, что был не во всех школах и моё мнение - это мнение вольного художника. И, конечно, всё зависит от учителей. Я видел классы учителей английского. Многие учителя свободно общаются со студентами после уроков, но разговоры ограниченны определёнными темами. Чем «дышат» дети многие учителя не знают и сводят своё общение с ними к разъяснению предмета и отдачи указаний. Оценки ставят с самого раннего возраста, хотя стараются поставить оценку выше, чем ученик заслужил.
6.3. Средства воспитания (формы).
В школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности».
Данное положение применяется повсеместно. Постоянно организовываются совместные походы, поездки, праздники. Есть военно-полевые сборы, которые обязательны для всех студентов старшеклассников. Они длятся неделю. В это время дети не ходят в школу. Сборы проходят в спортивных комплексах и военных частях. Принимают участие как мальчики так и девочки. В программу входят спортивные мероприятия, воспитательные часы, совместные задания для коллектива и это оставляет у детей положительные впечатления. Коллектив играет большую роль в жизни детей. Во многих школах есть общежития для студентов. Они живут там по 6-12 человек в комнате!!! В каждом классе есть староста, который следит за порядком и координирует работу в классе. В принципе, китайские студенты очень организованные. Я этим восхищаюсь. Это действительно сильная сторона китайского образования.
6.4. Методы воспитания.
Система воспитания В.А. Сухомлинского, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков. В.А.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень сильный стимул интереса к знанию. За любой, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок, Сухомлинский непременно хвалил ребенка, поддерживал его и непременно писал в дневнике. Основным методом формирования «высокой педагогической культуры семьи» Сухомлинский считает проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей.
Вот здесь всё очень не очень. В Китае очень часто встречаются отклонения, причём начиная с младшего возраста. Есть ужасающее явление - самоубийства школьников, которые не выдерживают давления. И это не подростки, а дети от 8 лет. Статистика говорит о том, что в Китае каждые 7 минут ребёнок оканчивает жизнь самоубийством. Меня это повергло в шок.
В Китае ценят знания, так исторически сложилось. Благодаря знаниям человек мог занять высший пост в государстве, даже если он происходил из низов. Сейчас есть двоякость. Знания ценятся, но из-за «вдалбливания» информации сразу после экзамена всё забывают, очищают свой мозг от ненужной информации. Дети жалуются, что у них нет времени даже подумать, так как в школе они находятся 10 часов, а домашнее задание у них занимает 3-6 часов.
Беседы о морали и ценностях человека не проводятся, а если проводятся, то выглядят как просто зачитывание того «КАК НАДО». Ещё здесь есть положительный момент. В Китае нет такой проблемы как ранняя беременность, во всяком случае, я даже не слышал о таком. Объяснение довольно простое - в Китае нет такого культа секса как на Западе(и это очень хорошо) и второе очень долгий период детства. Детство как будто затягивается, так как дети посвящают все свои силы учёбе и не сформировываются до конца.
7. Организация и управление.
Василий Александрович всегда был последовательным борцом против тоталитарной педагогики, стремящейся воспитывать послушных бессловесных «винтиков» тоталитарного государства. В.А. Сухомлинский постоянно подчеркивал, что попытки руководить «приказом, требованием беспрекословного подчинения, организованной зависимостью не только обречены на провал, но и представляют собой источник лицемерия и двоедушия». «Там, где на таком фундаменте, - писал Василий Александрович, - пытаются строить коллектив, процветает ябедничество, наушничанье, обман». «...Исходное положение концепции В.А. Сухомлинского заключается в том, что в развитом социалистическом обществе людям якобы начинают мешать отношения сложных «организационных зависимостей», отношения приказа и руководства, подчинения и контроля. Эти отношения якобы противоречат принципу свободы личности, препятствуют духовному и нравственному совершенствованию человека, вынуждают людей приспосабливаться к жизни с помощью обмана и лицемерия, двоедушия и доносов. Поэтому в системе В.А. Сухомлинского не было единого руководства и начальника. Существовало ученическое самоуправление. Все жизненно важные вопросы они принимали сами, сообща. В системе Сухомлинского учащиеся имели право сами вести кружки, получали за это зарплату.
В Китае всё как написал Сухомлинский, только разница в том, что педагогика стремится воспитать «винтиков». О Китайском двоедушии ходят легенды. Китайцы всегда улыбаются, но никогда вам не скажут, что они думают. Это не хорошо и не плохо - это единственный выход. Население в Китае огромно и его необходимо трудоустроить и обеспечить ему минимальный жизненный уровень, поэтому система такова. В принципе, китайцы не против нововведений и креативности, но им необходимо их подавлять, так как людей слишком много, а по настоящему креативные даже после такого образования сохранят творческие способности. Я не считаю, что это идеальный путь, но в Китае он необходим. Возможно именно поэтому у них нет лауреатов нобелевской премии, исключение Мо Янг(премия по литературе).
О результатах китайской системы образования в следующей статье.