7 апреля у католиков была
Великая суббота, предшествующая Светлому воскресенью - собственно, Пасхе.
Отступление.
Я клинический материалист, поэтому могу себе позволить непредвзятое впечатление обывателя со стороны.
Характер католических обрядов, да и просто человеческих отношений внутри этого сообщества в Молдавии очень любопытен.
Как люди разговаривают между собой, как ведут себя в зале, как с ними общаются их священники - это производит впечатление. Никто не смотрит волком, нет этой душной подавляющей атмосферы и даже когда в некоторых случаях католики становятся на колени, это не выглядит чем-то противоестественным и уничижительным.
Во время службы не считается крамолой улыбаться, очень позитивно выглядит момент когда объявляется: «А теперь поприветствуйте друг друга» - и люди начинают жать окружающим руки и говорить что-то приятное, судя по выражению их лиц.
Служба ведётся одновременно на нескольких языках, поочерёдно выступают то священники, то кто-то из прихожан, читают на русском, молдавском, польском, немецком, причём это не непонятный и вышедший из употребления, а обычный человечий язык.
Там ещё много прикольных моментов, но от наблюдения за этими людьми остаётся очень позитивное впечатление, и если под евроинтеграцией Молдавии подразумевается порядок, достоинство и доброжелательность, то нашим кормчим не помешало бы заглянуть к католикам для обмена опытом.
Главное пасхальное богослужение у католиков - это Навечерие Пасхи.
Оно проводится в Великую субботу около 21.00 и начинается с особой Литургии Света. Во дворе храма разводится костёр, от которого священник зажигает большую пасхальную свечу - «пасхал». С этой свечой священник входит в храм, в котором заранее полностью погашен свет и прихожане от этого огня зажигают свои свечи. Свет пасхальных свечей символизирует христианское учение, призванное просветить мир. Заканчивается Литургия Света «Провозглашением Пасхи» (Exultet), древним христианским гимном.
(P.S. Присутствующие на фотографиях могут получить полный архив с размерами для печати).
В двух частях.
1
2
Начало в 20:30, в девятом часу начинают подтягиваться прихожане.
3
4
5
6
7
8
9
Несколько телевизионщиков, пару фотографов.
10
11
12
13
14
15
Жаровня, от огня которой будет подожжён «пасхал» - огромная свеча.
16
17
18
19
20
На улице читаются молитвы и процессия во главе с епископом неторопливо движется ко входу в церковь.
21
22
По пути любой желающий может поджечь свою свечу от свечи настоятеля.
23
24
25
26
Внутри выключен весь свет.
27
28
29
Здесь процессия останавливается и некоторое время что-то происходит, кажется читается молитва, занимает это около минуты.
30
31
Свет включается и прихожане занимают места, а кому не хватило сидячих, устраиваются вдоль стен.
Очень бросается в глаза, что никто не ломится занимать скамьи, при этом сидят как пожилые, так и молодые и даже дети.
32
33
34
35
36
Забегая вперёд - вся служба, включая поджигание пасхала во дворе, выступления в зале и такие же как у православных выстраивания рядами с корзинками и обмахивания их святой водой - заняла ровно три часа, с восьми до одиннадцати вечера.
Это очень компактно и неутомительно для обычного человека.
37
Везде разложены листочки с текстами песнопений для тех, кто не знает или не помнит.
38
39
Хоры, органная площадка.
40
41
42
Органистка и дирижёр хора.
Ножных педалей у органа едва ли не столько же, сколько клавиш.
Забавное зеркало заднего вида. Зато информативное.
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Примерно треть службы проходит на ногах.
56
57
58
Первый выступающий - диакон
Эдгар Вулпе.
59
60
61
62
63
Кишинёвский римско-католический епископ
Антон Коша.
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
( ... ко второй части )