Послевоенные ленинградские моды

May 07, 2015 09:13

Петербургская дама и историк моды снабдила эту фотографию пояснением - Самолюбование, организованный поход на просмотр фильма "Небесный тихоход", 6 мая. Сама она в центре, в черной шляпке.



Мама моя ז"ל рассказывала, как они с девчонками из ленинградского ремесленного училища связи шагали в 1945-ом строем и пели строевую "Пора в путь-дорогу", сами шагали строем, без взрослых, так веселее. Одеты они были в ремесленные шинели.

Мама всю войну отбарабанила в тюменском детском интернате, в 1942-ом от старшей сестры получила из Ленинграда письмо, что родители их и брат умерли. Летом грибы на весь год заготавливали бочками; что засолят, то и ели подножным кормом, Сибирь на грибы щедрая. Радиоточка была, по ней слушали фронтовые сводки. В комсомол ее принимали в соседнем селе Заводоуковского района, зимой, надо было несколько километров топать, дошла, спросили только положение на фронтах, мама флажками отметила на карте линию фронта и получила комсомольский билет.

В 1944-ом уговорила директора интерната отпустить ее в Ленинград. Директор дал четырнадцатилетней девчонке в приданное пальто и билет на поезд. Старшая сестра жила в рабочем общежитии, где она оказалась, когда в начале войны перевели на казарменное положение; дом в Гавани уцелел, родительскую квартиру управдом кому-то продал, люди тогда состояния делали, не первая блокадная зима, конечно, но и после первой блокадной грех жаловаться. Мама тоже попыталась у управдома права качать, и ее, девчонку, выкинули. Фамилия управдома Смирнов, сестры это запомнили. Отписала брату отца, моряку Балтийского флота, дали деду Осе не то отпуск, не то увольнительную племянницу обустроить.

Обошли все ремесленные училища, койку в общежитии давали только связисты, туда и записалась, так что у мамы теперь была и казенная шинель, и детдомовское пальто. Детдомовское на хлеб обменяла. С одеждой тогда было просто замечательно, весной 1946-го мама со всем ремесленным участвовала в майском физкультурном параде на Дворцовой площади, от Трудовых Резервов, оркестр играл Сороку-воровку Россини, долго готовились, перед выступлением выдали новые шерстяные свитера и по окончании не забрали, оставили девчонкам. Теперь у мамы кроме шинели с гимнастеркой был еще и новый свитер, мама его под подушку прятала, чтобы ночью не украли. Воровок били всей спальней.

До отмены карточек в 1947-ом девчонки хлеб продавали, на вырученные деньги бегали кино смотреть, тот же "Небесный тихоход", а после отмены карточек хлеб уже никому не продашь, маму из ремесленного выпустили, поступила она на Центральную Герценовскую станцию, и комнату дали вместе с сестрой на Колпинской улице, в подвале, эту комнату потом в наводнение далёкого 1956-го затопило.

Володинская Катя из них, из этих девчонок ремесленного связи. Собирались они иногда, я их помню и в 1980-ых, у каждой по одному ребенку, не больше, ленинградский стандарт. Есть хотелось, хоть и карточки отменили, мама дрожжи покупала и грызла, так что послевоенной стране больше подходит вот этот новый ярославльский памятник детям войны, спасибо natali_ya за картинку.



This entry was originally posted at http://benegenetriivir.dreamwidth.org/897542.html. Please comment there using OpenID.

comments were counted up on the original DW post including not automatically imported from LJ.

fabularum plineri, мама, домашнее чтение

Previous post Next post
Up