Расскажу вам о том, как мы в очередной раз рванули из Москвы на машине покататься на север Швеции. И как это оказалось не страшно, просто и очень интересно.
Составили план. Едем до Хельсинки, там паром до Стокгольма, дальше едем 700 км. на север, профит.
Выезжали из Москвы 2 января вечером. Москва и МКАД были после зомби-апокалипсиса, поэтому пустовали. Такая же ситуация была с выездом из области.
В машине ехали вчетвером. Борды кинули в большой бокс на крышу, который арендовали на все праздники за 5 тыс. руб. До Твери долетели за два часа, через шесть были недалеко от Великого Новгорода. Выяснилось, что брат ни разу там не был, решили заехать посмотреть. Собственно, всегда люблю автомобильные поездки именно за то, что вместо тупой доставки тела из пункта А в пункт Б можно свернуть и осмотреть любую невидаль или красоту. Итак, новгородский Кремль ночью.
Дальше до Питера донеслись за полтора часа. КАД в очередной раз порадовал скоростным ограничением в 110 км. (то есть можно шпилить 130) и отличным качеством дороги. Радуюсь за питерцев, ибо МКАД по сравнению с КАДом - просёлочная дорога.
В Питере в Ленте под завязку закупились продуктами на всё время пребывания в Швеции. Делали это с умыслом, поскольку там сумасшедшие, по нашим меркам, цены на еду (например, 1000-1500 руб. за кило мяса). А после Выборга притормозили на заправке, чтобы залить полный бак дизеля. Потому что после границы попадали в волшебный мир стоимости бензина 60-75 рублей за литр. Тут же, за соседней дверью купили европейскую страховку на автомобиль (грин-карту).
Заранее ознакомившись со статистикой пробок на
http://nagranitse.ru, мы понимали, что самый ужас случится 3 января днём. Поэтому стремились попасть на погранпост ночью или утром. К сожалению, таких умных было много, поэтому уже в 4 утра за 9 километров до границы выстроилась внушительная очередь в два потока. Погранец тупо проверял наличие паспортов у всех присутствующих в салоне, а дальше было ещё несколько километров дороги.
Честно признаюсь, такая постановка вопроса взбесила. Ну, нафига тормозить машины, чтобы просто проверить наличие документов?! Потом дошло, что сделано это было, очевидно, для того, чтобы разгрузить подъезды к посту на границе. Если бы весь поток направить без остановки, то народ лез бы во все щели, не соблюдая очередность. И так у самих пропускных пунктов очередь разветвлялась на 4 части, что, судя по разговорам с очевидцами, случалось не часто.
В итоге, обе границы мы прошли всего за 1 час 20 мин. Досмотра автомобиля никакого не было, хоть пару килограмм с собой провози. При этом Туарег был не мой, я его взял на тест по доверенности. Но ни русские, ни финские погранцы эту доверенность у меня не спросили (когда ехали обратно тоже не спрашивали). Только ПТС, как полагается.
В Хельсинки приехали через 2 часа. До парома оставалось 7 часов. Решили пробежаться по основным туристическим достопримечательностям. Да и просто поглазеть на милый рождественский европейский город.
Дмитрий Николаевич Охотников шокирован, что он в отпуске (не верит), Ирина Михайловна Охотникова устала после того как рулила всю дорогу от границы. Михаил Михайлович Пищулин счастлив, что выбрался в Европу.
Церковь в скале Темппелиаукио. С удовольствием осмотрели сию достопримечательность, несмотря на то, что сюда приезжают караваны автобусов набитых русскими туристами.
Если что, можно было поспать до парома просто в машине, найдя бесплатное место для парковки.
Вдали от центра обнаружился необычный памятник композитору Яну Сибелиусу.
600 сплавленных между собой мощных металлических труб, сквозь которые жалобно гудит ветер. Считается, что конструкция похожа на орган.
В окрестностях памятника очень тихо и душевно. Понимаешь, что финны действительно вписывают свою цивилизацию в природу. Они гармонично с ней сосуществуют, не коверкая и не уничтожая её под свои нужды.
Подошло время парома. Быстро движущаяся очередь, пять пропускных пунктов как на границе, билеты на каюту, потом снова несколько очередей - отдельно автобусы, грузовые автомобили, низкие легковушки, высокие легковушки и джипы.
И вот оно - открытая кормовая аппарель, чрево кита, огромная махина, пожирающая автомобили и людей. Плавучий алко-город, приписанный к странной финской территории, говорящей на шведском.
Машины плотно упаковываются на двух палубах (вторая - это железные подъёмные полы под основной палубой) и остаются тут до окончания поездки.
Через полчаса вся огромная махина разворачивается в порту и отправляется из Хельсинки в Стокгольм.
Проезд на пароме из Хельсинки в Стокгольм составляет 107 евро за машину и каюту на 4-х человек. Обратно, по маршруту Стокгольм - Турку и того дешевле - 67 евро. Понятно, что морские перевозки относительно дёшевы, но что является нехилым источником заработка понимаешь, когда оказываешься на борту. Несколько ресторанов, бары, кафе, ночной клуб, большой магазин duty free, казино - вот дополнительный, и не малый, источник прибыли для паромной компании. Шведский стол на одного человека - 35 евро (столик при этом нужно заказывать заранее), пиво - 10 евро, зато под рукой в магазине duty free дешёвый алкоголь, хоть виски, хоть водка, хоть коньяк. Народ за пару часов нажирается в говнину. Причём делают это все - и финны, и шведы, и русские.
Спасательные шлюпки размещены по всему периметру палуб. Только ленивый не представляет сцен из Титаника. А особо впечатлительные и памятливые - вспоминают «Эстонию».
Каюты выглядят прозаично. Но в них есть всё необходимое - четыре откидных кровати, душ, туалет, розетки.
Из Хельсинки в Стокгольм паром доходит за 14 часов. В пути ещё время сдвигается на час назад. Если плыть днём, то с борта можно полюбоваться прекрасными фьордами, посмотреть Аландские острова. Но когда плывёшь ночью, то на утро видишь только гавань Стокгольма с красивым видом на Гамластан.
После выезда с парома, Стокгольм встречал недружелюбно. Всем водителям явился десяток шведских стражей порядка, которые выстроились вдоль дороги и заставили дышать в трубочку (одноразовые пластиковые колпачки потом выбрасывают и распечатывают новые, мы специально убедились). Тут может спасти наличие сменного непьющего водителя. Поскольку за превышение всего 0,2 промилле, шведы адово штрафуют не по-деццки пипец вообще.
Возвращаясь к уже сказанному - прелесть автомобильных поездок в том, что можно просто остановиться в хорошем городе и осмотреть его столько, сколько душа пожелает.
Случайно узнал одно из мест, где Финчер снимал «Девушку с татуировкой дракона». В Новой Зеландии же есть экскурсионные туры по местам съёмок «Властелина колец». Ну, вот пускай и тут так же случится.
Навигатор показывал ещё 660 километров пути до Оре, пора было выдвигаться.
Выехали из города очень быстро, даже не сразу заметили, что город закончился. Шведские дороги хорошие. Их не посыпают солью и точно так же как и в Финляндии на огромной скорости чистят снегоуборочными машинами. На некоторых сложных участках кладут особый асфальт красного цвета, который, как я понял, обеспечивает лучшую сцепку с резиной.
По дороге попался знатный туман, когда ничего не было видно, кроме фар встречных машин, да светоотражательных табличек. В машине в этот момент зачётно играл трек великой группы "Футбол" под названием «Сладкая желчь»:
http://rutube.ru/video/8d81fcf825bb81e6df19d1099f2c58f0/ У Сундсвалля, где активно идёт строительство моста и дорога в ремонтном состоянии, у нашего друга из Питера, ехавшего впереди, пробило колесо. Пришлось ставить запаску.
Шинмонтажа, работающего в 7 часов вечера, поблизости нигде не обнаружилось. Думали, может быть впереди по дороге есть где-нибудь автосервис. Звонили, но бесполезно. Пришлось ему ехать остаток пути на запаске на скорости 80 км/ч. Шведы в плане автосервисов оказались очень грустными, я бы даже сказал «неважнецки». По крайней мере, в центральной Швеции.
За время дороги мы ещё раз убедились, что высокие автомобили и микроавтобусы - маст хэв на дальние расстояния. В высоких машинах не устаёшь, чувствуешь себя очень комфортно и спокойно. На лобовое стекло практически не летит грязь, видишь дорогу гораздо дальше, чем в седане, а сиденье, поднятое до высоты капитанской посадки, приятно сохраняет уверенность в том, что ближайшие 600 км. ты пролетишь не напрягаясь.
И вот, наконец, Оре встречает нас солнцем!
Все эти дни было непривычно зябко - около минус 15-20 градусов, хотя обычно в этих местах минус 5-10. Приходилось постоянно греть попу и включать подогрев руля.
Обратите внимание на стоимость бензина. Это в местных шведских кронах. То есть дизель стоит 73,5 рубля за литр.
Со снегом в самом начале было не очень… Плоско, ветрено, голо. Мы уж было думали, что это самый худший раз из тех, что мы ездим на новый год в Скандинавию. Но вдруг, за пару дней до окончания нашего трипа небо нахмурилось, солнце пропало
И вот,
наконец-то ночью
прошёл
С Н Е Г О П А Д ! ! !
Обратно ехали и не узнавали дорогу, по которой катились в начале. Белые деревья, яркое солнце. Повсюду атмосфера сказки и праздника. Хоть останавливайся прям тут и снимай автомобильную рекламу!
Из забавного. По дороге тормознули в местном Макдональдсе. Так посетители здесь обязаны самостоятельно убрать мусор и рассортировать его на 5 разных составляющих. Правила такие.
На обратной дороге снова погуляли по Стокгольму. Теперь уже ночному.
И вновь - во чрево парома. На этот раз маршрут короче - из Стокгольма в Турку.
На самой верхней палубе, где вертолётная площадка, обнаружил антенну, которая обеспечивает бесплатный Wi-Fi на территории всего судна.
Обратно валили в спешке. Хотелось попасть в Москву утром в понедельник. Очереди на границе в воскресенье днём практически не было, прошли и финскую и русскую в совокупности за 40 минут. В Выборг не заехали, хоть и было желание. Питер пролетели на одном дыхании.
Сама жопа случилась как всегда в Тверской области - это просто ад, а не дорога. Такое ощущение, что фашисты отсюда не ушли, а бомбёжки продолжаются. На подъездах к Твери через каждые 500 метров на обочине стояли автолюбители на аварийках с пробитыми колёсами. Товарищу Суязову Андрею Вячеславовичу, министру транспорта Тверской области, передаю пламенный привет и поздравляю за гениальное решение: вместо того, чтобы ремонтировать дороги, он установил десяток дорожных знаков «Внимание, ближайшие 4 км. аварийное состояние дороги».
Несколько слов о тачке. Пробега всего получилось 4440 км., средний расход 8,5 литров (это при 250 лошадях в моторе). Новый Touareg, в целом, показал себя очень достойно. Несмотря на то, что это автомобиль из проекта Experience, по дорогам общего пользования он до этого момента передвигался исключительно на автопоездах, а жил в основном в болотах и топях. По статистике, которую я посмотрел, до того момента как она попала ко мне, за 2 тыс. пробега средняя скорость у тачки была 15 км/ч при расходе 21 литр на сотню. То есть машина работала всё время на повышенных оборотах. У неё имелось три степени блокировки межосевого дифференциала, три режима амортизаторов, несколько режимов пневмоподвески - короче куча вещей, которые помогают ей ездить по бездорожью, но ненужных в нашей ситуации. Так вот, было удобно, совершенно не ссыкотно даже на дороге со льдом, комфортно и очень много места, натурально малогабаритная квартира. Но имхо, она не для города. Может быть, в этом ошибаюсь.
Любите автомобильные поездки, котаны! И чаще путешествуйте.