Окей, ловите мою пятничную историю.
Месяц назад у меня украли в метро Mark 2. Кто не в курсе, это профессиональный фотоаппарат, на который мы снимаем все наши проекты. Стоимость вместе с объективом - около 100 тысяч. Взял у друга-оператора Димы Альникова для того, чтобы ночью снять клип. Утром повёз обратно. Минут пять думал - на метро ли, на машине. Потом решил, что туда-сюда бензин жечь, поеду на метро. Спустился, еду.
Паралельно, как принято, смотрю фильм на айфоне. Вышел на Третьяковской, перешёл на Новокузнецкую, сел на лавочку жду поезда. Сумку с фотоаппаратом поставил рядом. Смотрю фильм, там Сокуров что-то очень тихо переводит, я вслушиваюсь. Подошёл поезд, я приподнялся, чтобы сесть в поезд, подошёл на метр, хлопнул себя по лбу, обернулся - а сумки с Марком и след простыл. У меня за спиной закрылись двери, поезд ушёл, а я остался в позе финальной сцены гоголевского "Ревизора".
То есть тут два определения: 1. я рассеяный мудак 2. у меня украли Марк. И оба из них мне соответствуют.
В то время как во время стресса организм начал вбрасывать мне в кровь большое количество жиров и жировых прослоек, я забегал туда-сюда: в зал, смотрю на людей, бросаю взгляд на их руки, обратно, смотрю под лавочку, на другую платформу, смотрю на руки людей, но ничего не вижу. Пугаю бабушку на лавочке "Вы взяли мою сумку?!", проезжаю остановку туда-сюда, надеясь выследить непонятно кого. И в какой-то момент понимаю, что всё, алес. В живот опускается тонная гиря, по спине пробегает холодок. Приходит осознание, что влетел. Причём влетел некисло... Была малахольность, каюсь - в какой-то момент я подумал, что мог оставить сумку с Марком в вагоне предыдущего поезда. А потому сбегал к дежурной по станции и оставил заявление на утерянные вещи. Плюс попросил дежурную по станции Медведково (конечная, куда прибывает состав) осмотреть вагон на предмет наличия там сумки с фотоаппаратом. Понятно, что мне сказали "позвоните вот по этому телефону через пару-тройку дней, но вы знаете, вы такой чудила, что ха-ха-ха, посмотрите, он забыл в вагоне сумку с Марком и думает, ему его вернут ха-ха-ха, наивный дурачок, ага, вернут тебе, как же, если наши сотрудники его обнаружат, мы вас оповестим об этом, а пока оставьте свой телефон, пожалуйста"...
Придя на работу, я понял, что банальным "Извини, Димон, я потерял твой Марк, но ты не расстраивайся, что ты", я не отделаюсь. Начал исследовать объявления по продаже подержанных Марков на предмет их покупки и возврату Альникову его видоизмёненной собственности. Присмотрел пару объявлений, посоветовался с приятелями-фотографами, записал пару телефонов, позвонил и решил через пару-тройку дней куплю фотоаппарат. Параллельно понимая, что с женой в Испанию в отпуск летом мы уже не поедем.
На следующий день утром, пролистывая новые объявления (а вдруг будет лучше и дешевле), я натыкаюсь на идеальное - фотоаппарат Canon Mark 2 с объективом 24-70 и кофром всего за 55 тыс. рублей! Я не верю своим глазам. И тут вглядываюсь в детали - фотоапаарат предлагают вместе (!) с USB-шнурком. А надо сказать, что перед тем злополучным утром я сливал материал себе на ноут и оставил в кофре свой USB-шнурок. Объявление датировано вчерашним днём в 18:30. Присмотрелся на фото, и вижу - он! Альниковский Mark 2! Ёптить, нашёл его! Договорюсь сейчас на встречу, приду, деловито осмотрю, а потом вставлю пиздюлей продавцу! Лихорадочно набираю номер:
- Алло, здравствуйте, я по объявлению о том, что продаётся Mark 2. Хотел бы посмотреть, а если всё в норме, то им купить.
- Он уже продан.
- Как продан?
- Продан, извините.
И бросает трубку. Я в растерянности. Счастье вот уже было, в руках.
А надо сказать, что неизвестный фотограф-любитель оставил в объявлении занимательную строчку "Осмотр фотоаппарата по адресу м.Маяковская, ул. Большая Садовая, 10". Что я имею - у меня есть мобильный телефон и адрес. Поэтому, недолго думая, набираю 112.
- Здравствуйте, у меня украли фотоаппарат в метро. И вот сегодня я вижу объявление о его продаже. Указан мобильный телефон и адрес на Большой садовой.
- Ясно, сможете подъехать по тому адресу? Вышлем оперативную группу.
- Прямо сейчас?
- Да. Через сколько сможете быть?
- Через полчаса!
Прыгаю в машину и мчу на Маяковскую. Минут через 10 звонок с неизвестного номера:
- Вы звонили в 02 насчёт украденного Марка?
- Да, я.
- Я оперативник такой-то, будем на месте через 20 минут. Не отвечайте больше ни на какие звонки, только на мой. Ясно?
- Ясно.
Я в волнении. Наверное, будут устанавливать привязку по следу мобильного сигнала, такое часто видели в сериале про Джека Бауэра. Круто, думаю, попал в кино. Звонит жена, я трубку не беру, еду. Звонят с работы, но оперативник же сказал не брать - не беру.
Через полчаса я уже на Садовом кольце. Звонок от оперативника:
- Вы уже приехали?
- Нет, подъезжаю.
- Вставайте у обочины, не глушите мотор и не выходите из машины.
Паркуюсь напротив Булгаковского дома. Жду. Минут через 5 подходит парень лет тридцати в спортивном костюме, открывает дверь и садится ко мне на переднее сиденье. Протягивает руку: "Оперативник такой-то". Я в замешательстве. Он лезет в карман, достаёт ксиву, протягивает мне, чтобы я не удивлялся. Вкратце пересказываю историю, показываю распечатанное объявление с фотографией и телефоном.
- Звонил уже ему?
- Да, звонил час назад.
- Что он сказал?
- Что продал уже.
- Как проходил разговор? Что точно он тебе сказал и что ты ему ответил?
- Ну, я спросил "продаёте ли фотоаппарат, и что я хочу его купить", а он "продал уже".
- У него была пауза перед ответом? Он был в замешательстве?
- Точно не помню. Но вроде он немного напрягся.
- Может, что-то заподозрил. Окей, давай я позвоню. Только тихо, ничего не говори.
Оперативник берёт телефон, набирает номер:
- Здравствуйте. Я по поводу объявления. Мне папа денег на день рождения подарил, вот решил фотоаппарат купить... Уже продали? Точно... Ах, жалко, жалко... Может всё таки не продали?... А, точно продали? Ну, жалко...
После этого достаёт второй телефон, набирает какой-то номер:
- Толик, отводи пацанов, слился этот покупатель... Да, мы тут в машине сидим у обочины, подходите к нам.
Я ожидаю прихода вооружённых космонавтов в масках и с автоматами, а через пару минут подходят трое настоящих пациков с раёна в трениках и ветровках с рынка. Представляются оперативниками. Курят.
- Мы позвоним с телефона Толика ещё раз минут через 10, надо подождать.
- Ок, а зачем вы мне сказали телефон не брать с других номеров? Будете сигнал засекать?
- Какой сигнал? Просто тебе могли позвонить бандиты, назначили бы левую встречу, а там отпиздили тебя и бабло, на которое ты хотел купить фотоаппарат забрать.
- А почему ваши ребята так выглядят... непрезентабельно?
- Чтобы не выделяться. Видишь у меня сумочка (через плечо переброшен ремешок барсетки Armoni), и у Толи видишь тоже такая, а у ребят нет. Вот только так отличаемся - мы оперативники, а остальные двое - рядовые сотрудники.
Минут через 10 набирают снова с другого телефона. Ответ тот же - фотоаппарат продал, отвалите. Оперативники разводят руками:
- Ну, всё, мы ничего поделать не можем.
- Ребята, ну как же, может засечь по мобильному сигналу?
- Ты где такого насмотрелся? Это можно сделать только через суд, и то в случае тяжкого преступления. И ответа от суда ждать пару месяцев. Есть время? Поехали в отделение, напишешь заявление.
- Парни, погодите, у нас есть адрес, вот здесь же, рядом.
- И что мы сделаем? Нет ни номера квартиры, ни офиса. Пройдём по всему дому, будем каждого спрашивать "не вы ли украли фотоаппарат?" Поехали в отделение, отвезешь нас всех, чтобы на метро не ехать.
Едем в отделение. Там меня маринуют в коридоре около часа. Я успеваю изучить таблицу "запрещенных наркотических веществ", висящую на стене, послушать невразумительное мычание таджика в обезьяннике, ознакомиться со списком разыскиваемых лиц и прочую лабуду. Наконец приглашают в маленький кабинет, больше напоминающий туалет, и начинают составлять протокол.
- Приметы грабителя запомнил?
- Мужики, я и в глаза его не видел.
- Плохо. А как мы будем искать? Искать мы никак не сможем. Да и документы на технику у тебя имеются? Понимаешь, что тебя теперь несколько месяцев будет доставать со звонками и требованиями приехать в наш отдел? А нам рабочие компьютеры запрещено подключать к сети, мы и объявление это твоё не сможем посмотреть. Только протоколы на них составляем, да базы данных держим...
Короче, плавно намекают, что неплохо бы лавочку прикрыть. Я и сам понимаю, что Марк уже не вернуть, что время терять не своё, ни их не хочется и плавно начинаю идти на контакт.
- Давай мы поступим так. Пишем заявление об утере, просим сотрудников полиции помочь в розыске дорогой техники. Нас не будет начальство мариновать, а мы, сами, собственными силами попробуем твоему горю помочь. Поищем, посмотрим, ребята наши в нерабочее время туда на Большую Садовую пару раз подъедут. Идёт, Дмитрий Батькович?
- Ок, - говорю, - идёт. И пишу заявление об утере.
Утром на следующий день мне приходит простая мысль. Ёптить, а пробью-ка я номер мобильника по Гуглу. Забиваю, и первым же делом вываливается "Денис Такой-то, риэлтор недвижимости, адрес Б. Садовая, 10 офис №..., компания..." Я резво звоню оперативнику:
- Ребята! Я нашёл этого чувака!! И фамилию, и офис где он работает, и название компании!
- А как ты нашел?
Я начинаю мазаться, чтобы совсем не унижать парней:
- Да у меня знакомые программисты, они этот сайт с объявлением вскрыли, там информация внутри кто это запостил имеется.
- А дата его рождения там не указана?
- Нет, говорю, не указана. И рост его тоже не указан.
- Хорошо, перешли информацию, которую нашёл мне смской. И жди звонка.
Кидаю смску. Жду. Проходит день. Вечером звонок.
- Дмитрий, приезжайте к нам в отдел, взяли мы его.
- А как чего?
- Я приехал, зашёл в офис, взял его. Он на измене, говорит, что не крал, фотоаппарат просто нашёл на лавочке. Мы привезли парня к нам, попрессовали, позвонили покупателю, тот грубо послал и выключил мобилу. Фотоаппарат уже не вернуть. Короче, приезжай.
Я в отделение. На входе встречает мой оперативник.
- Короче, зацепок у нас практически нет. Посмотрели камеры видеонаблюдения со станции, там ничего не видно. Парень в любой момент может дать заднюю и будет прав. Скажет, что этот Марк ему папа 2 года назад подарил. Так что остаётся только наездом брать. Да, и по внешнему виду это совсем тюфяк, не похож на грабителя. Сейчас у вас будет очная ставка, ты ничего при нём особо не говори, вести буду я. Может удастся развести его хотя бы на то, чтобы вырученные деньги вернул.
Выводят этого парня. Худенький, в костюмчике, галстучке, губки трясутся, глазки ошарашено бегают.
- Как же так, Денис, - говорю я злобно - украл у меня фотоаппарат.
- Да я ничего не крал. Подхожу, смотрю - на лавочке кофр лежит, рядом никого нет, вот я и взял. Послушайте, я случайно...
- Ага, и продал всего 55 тысяч, мудила.
- Дмитрий, не горячитесь, - тормозит меня оперативник, - Денис осознаёт свою вину. Ведь так?
- Так.
- И Дмитрий готов забрать своё заявление (которого, разумеется, нет), если вы вернёте вырученные за фотоаппарат деньги.
- Да я это... Как же... У меня долг за квартиру был, плюс бабушке помог, болеет она, зарплата у меня ведь небольшая.
И губки у Дениса по-прежнему трясутся, и ручки вспотели, ещё минута - и плакать будет.
- Вы же понимаете, - смотрит ему сурово в глаза оперативник, - что будет суд, и что вам многое что грозит.
- Я понимаю...
- Поэтому в ваших интересах решить эту проблему, и чтобы Дмитрий, напоминаю, отозвал своё заявление.
Дениска отходит в сторонку покурить. Трясущимися руками достаёт старенький мобильник (хотел написать "мобильничек"), звонит кому-то. Что-то трогательное говорит в трубку. Оперативник мне подмигивает, смотри, дескать, чтобы сейчас он не слился. Минут через пятнадцать звонков, Дениска подходит и лопочет, что бабла сейчас, к сожалению, он достать не сможет, но завтра к утру он точно насобирает искомую сумму.
- Ну, что будем делать, Дмитрий, - смотрит на меня оперативник, - отпустим до завтра? А ваше заявление пока у нас полежит.
Я понимаю, что держать парня глупо, да и такой не сбежит. Куда ему. И соглашаюсь.
Назавтра утром мы встречаемся с назадачливым риэлтором в метро, он передаёт мне конверт с деньгами, я звоню оперативнику и делаю вид, что отменяю несуществующее заявление, жмём с Дениской друг другу руки и расходимся.
А ещё через какое-то время Дима Альников на эти деньги (плюс добавленные мною в остатке) покупает себе заново Марк-2. Лучше прежнего.
Мораль сей басни - не смотрите Сокурова в метро, до добра не доводит.