В марте этого года я написал в омскую мэрию
обращение с требованием провести проверку по факту завешивания фасада здания гостиницы "Октябрь" огромным рекламным плакатом.
Мэрия, как это часто бывает, ответила отпиской. Заранее предполагая такое развитие событий, отписал письма в Прокуратуру Омской области, Омский Городской совет и в представительство "Daimler AG" в России.
Наиболее полную жалобу направил Прокурору Омской области. Вот её текст (вдруг кому пригодится в качестве шаблона):
Уважаемый Анастас Павлович!
В марте 2014 года на здании гостиницы «Октябрь» в городе Омске (г. Омск, ул. Партизанская, д. 2) была установлена рекламная конструкция в виде плаката, закрывающего собой 2-й и 3-й этаж здания на всём её протяжении с изображением автомобиля «Mercedes-Benz GLA» и надписью «Мятежный. Просит бури. Новый GLA - компактный SUV от «Мерседес Бенц».
На моё обращение касательно указанной рекламной конструкции заместитель Мэра города Омска г-жа Бреер Е.Н. ответила, что установка данной конструкции осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 176-12 рм от 12.04.2012 года, выданного Департаментом имущественных отношений города Омска (распоряжение 1478-р от 12.04.2012 года), и какие-либо правовые основания для ограничения размещения рекламы на фасаде здания гостиницы «Октябрь» отсутствуют (копия письма прилагается).
Однако согласно п. 5 ст. 174 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 (в ред. от 27.03.2013) (далее - Правила благоустройства) запрещается размещение на зданиях, строениях, сооружениях, объектах с кратковременным сроком эксплуатации, ограждениях, остановочных павильонах общественного транспорта, опорах освещения, линий электропередачи и контактной сети рекламной информации, плакатов, объявлений и иной информационно-печатной продукции.
Более того, согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В соответствии с ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В ч. 15 ст. 19 ФЗ «О рекламе» перечислены основания для отказа в выдаче разрешения, в том числе:
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
- нарушение требований законодательства РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, их охране и использовании;
- нарушение требований, установленных ч. ч. 5.1 - 5.7 и 9.1 данной статьи.
Частью 15 ст. 19 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано, а в качестве одного из оснований отказа может быть нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа в результате установки рекламной конструкции (п. 4).
Понятие «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа» носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла п. 4 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
Здание по адресу: г. Омск, ул. Партизанская, д. 2, в силу Решения Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 26.06.1980 года № 239/10 (ред. от 29.08.1996 года) «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Омской области» является памятником архитектуры и входит в архитектурный стилевой ансамбль «Торговые ряды на улице Ленина».
В соответствии с п. 1 ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Полагаю, что действия сотрудников Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выдавших разрешение на установку рекламной конструкции, изменившей архитектурный облик фасада здания, находящегося на центральной магистрали города Омска, в нарушение действующих Правил благоустройства и положений законодательства об охране объектов культурного наследия, противоречат действующему законодательству.
Более того, обращаю внимание, что в письме Администрации города Омска № ОГ-АГ/13-2237 от 09.04.2014 года указывается, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде здания гостиницы «Октябрь» выдавалось только в отношении фасада второго этажа. Между тем, указанная конструкция размещена как на фасаде второго, так и на фасаде третьего этажа здания.
На основании изложенного, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных актов,
ПРОШУ:
1. Провести проверку по фактам, изложенным в настоящем заявлении;
2. В порядке статьи 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» вынести в адрес Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, в лице Директора г-на Хорошилова Сергея Евгеньевича, представление об устранении нарушения закона;
3. В порядке статьи 25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» вынести в адрес Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, в лице Директора г-на Хорошилова Сергея Евгеньевича, предостережение о недопустимости нарушения закона;
4. В случае наличия в действиях сотрудников Департамента имущественных отношений Администрации города Омска состава административного правонарушения - привлечь их к административной ответственности;
5. О принятых мерах сообщить мне письменно.
Приложение:
- Копия письма Администрации города Омска № ОГ-АГ/13-2237 от 09.04.2014 года - 1 экз. на 1 л.
С уважением,
belyaefff Сегодня, то есть спустя 3 (!) месяца после обращения получил ответ, подписанный первым заместителем прокурора города Омска г-ном Картавцевым С.А.:
Как говорится, лучше поздно, чем никогда.