Про улицу Серова

Jul 10, 2011 21:48

В конце XIX века в нескольких километрах южнее Омска прошла Транссибирская магистраль. Вокруг железнодорожной станции Омск возникло большое поселение под названием Атаманский хутор, который после революции был переименован в город Ленинск-Омский. Просуществовал этот город всего 8 лет и в 1930-е годы как отдельная административная единица был ликвидирован и присоединён непосредственно к Омску под названием Ленинский район.

Центральной улицей Ленинского района была улица Серова - довольно широкая по тогдашним меркам, с трамвайной линией и ансамблем "сталинских" зданий. Однако после Великой Отечественной войны городские власти решили продлить главную городскую магистраль проспект Маркса до железнодорожного вокзала (параллельно Серова). И улица Серова превратилась в заштатную второстепенную улицу, о былом значении которой напоминают лишь монументальные "сталинки" и сохранившиеся трамвайные пути, по которым до сих пор беспрестанно бегают полупустые усть-катавские вагоны.



Вчера вечером я случайно оказался на Серова и решил пройтись с фотоаппаратом по этому совершенно нетуристическому месту. Предлагаю читателям взглянуть на главную улицу забытого города, бывшего некогда промышленным сердцем довоенного Омска.

Моя прогулка началась с площади Серова, главной доминантой которого является этот жилой дом с магазинами на первом этаже - типичный образец сталинской архитектуры 1930-50-х гг.



Уличный ансамбль представлен, в основном, "сталинками" двух типов - серыми монументальными пятиэтажками "с архитектурными излишествами" и небольшими 2-3-этажными красными домами. Вот они стоят рядом. Кстати, оцените красоту и изящество междомовой арки. Ныне этот архитектурный приём практически не используется.



Совершенно чудесные полукруглые балкончики.



Дворик. За прошедшие пятьдесят лет здесь почти ничего не изменилось.



Начался ряд монументальных строений.



Как видите, одно из зданий стоит в глубине улицы. Как думаете, почему?



Огромная прямоугольная арка, сдвоенные узкие окна, маленькие балкончики на последних этажах. Красиво.



Есть на Серова и "хрущёвки". Обратите внимание на вентиляционные отдушины под окнами.



Чудом сохранившийся флагшток советских времён. Сейчас почему-то флаги на фасадах жилых домов не вывешивают.



Адрес писала местная школота. Как смогли.



Внезапно - трамвай.



Это самое начало улицы. Трамваи здесь делают поворот на 90 градусов. Кстати, хорошо бы камраду omchanin осветить путаницу с нумерацией жилых домов на Серова. Они там стоят в следующем порядке - 1а, 1в, 1б, 1г, 1, 3, 5, 7 и т.д.



Огромный жилой дом в виде буквы "П" в начале Серова (его адрес: Маркса, 38). В нём что-то около двадцати подъездов.



Зайдём во дворы.



Много зелени.



Интересный козырёк над подъездом.



Это реклама автомобилей Мазда.



Арка.



А вот этой картины я не видел в Омске лет десять. Пенсионеры играют в шахматы и домино. Как будто в детстве оказался.



Пойдём обратно. Длинная линия маленьких особнячков.



Ещё кадр. Очень уж уютно смотрится.



Раньше между домами стояли заборы с воротами. Сейчас от них практически ничего не осталось. Только кирпичные столбы.



Или чугунные секции.



Ещё один образец провинциального сталинского ампира.



Забавная вывеска.



Ну и в завершение - просто хороший ракурс.



Вот такая она, омская улица Серова. Старая, тихая и зелёная. Навсегда оставшаяся в 1950-х годах, когда не было ни автомобилей "Мазда", ни церкви Ингрии.
Previous post Next post
Up