Заметочка об АБС

Jul 18, 2019 22:17

У меня отвалилась функция "сделать пост на основе комментария", поэтому я по старинке.

В ответ на это наблюдение, кажется, сформулировала наконец, что именно не так у Стругацких с половыми отношениями героев ( Read more... )

братья Стругацкие, О книгах

Leave a comment

Comments 27

maiorova July 18 2019, 20:59:59 UTC
А если о "Гадких лебедях", то к какому разряду, например, относится Ирма?

Reply

bely_den July 18 2019, 21:58:36 UTC
К агрессивно бесплотным:)
Но вообще она в этих категориях не женщина - во-первых, в мировоззрении АБС Ирма и Бол-Кунац дети, во-вторых, она вне женско-мужских отношений.

Reply

maiorova July 19 2019, 14:35:45 UTC
Да, Ирма-то дитя, её возраст отец называет своеобразно: двенадцать с лишним. А Бол-Кунацу уже пятнадцатый. Кстати, в детстве когда я читала, мне это их общение казалось необычным, гораздо более необычным, чем вопросы, которые задавали Баневу на встрече со школьниками, и т.д. Чтобы мальчик старше на два года (целая жизнь) снизошёл до двенадцатилетней сипильдявки!

Reply

bely_den July 19 2019, 21:31:03 UTC
*застенчиво* А мне в 12 лет это казалось очень поэтичным. Вот Динка и Лёнька у Осеевой же дружат с разницей в 3, если мне не изменяет память, года.

В "лебедях" очень типичны, как мне кажется, образы Лолы и Дианы. За тем чрезвычайно великодушным для АБС исключением, что Диану можно и физически любить, и уважать))

Reply


megumi_ikeda July 19 2019, 06:06:08 UTC
Ой, какие там комментарии местами... Но вот Надежда Попова очень по делу написала.
Кажется, когда у Буджолд спросили, как это она так достоверно описывает состояние героя-мужчины, да еще "изнутри" его головы, она ответила, что пишет просто о человеке. Со всеми базовыми человеческими эмоциями, желаниями, страхами и т.д. Так вот, по ходу, до многих писателей-мужчин этот лайфхак в отношении женских персонажей так и не доходит. И до просто мужчин - тоже, там в комментариях довольно подтверждений. Выразительных таких.

Reply

bely_den July 19 2019, 21:25:26 UTC
Это точно!
Я вообще не понимаю всех этих "женщины с урана, мужчины с альдебарана". Мне кажется, если человек активно и подчеркнуто "не понимает женщин/мужчин", у него тупо плохо с жизненным опытом или (чаще всего) эмпатией.
Впрочем, там в "Хромой судьбе" очень показателен фрагмент с Катей. Не знаю уж, реально был у кого-то из братьев подобный опыт или нет, но это бы многое объяснило: и некоторую психопатологичность их наиболее ярких женских образов, и в целом отсутствие привычки описывать какое бы то ни было конструктивное общение между влюбленными.

Reply


goldy_powder July 19 2019, 08:18:17 UTC
О, я буквально с момента прочтения об этом думаю.
У меня сложилось впечатление, что женщины для АБС терра инкогнита какая-то. Даже удивилась, когда узнала, что у них семьи были. Фейспалм

Reply

bely_den July 19 2019, 21:22:35 UTC
Есть такое чувство. Но меня больше смущает недостоверность именно отношений. Ниже Морра говорит, что все логично: раз бабы картонные, то и отношения тоже. Но вот в поздних книгах с женскими характерами у них иной раз бывают попадания, а отношения все равно нездоровые.

Reply

goldy_powder July 19 2019, 21:55:08 UTC
Каюсь, я поздних помню очень плохо.
Там ниже Ремарка вспомнили. Я его читала в те же времена, и заметила, что женщины у него, как и у Стругацких, тоже того, немного картонные, для украшения пейзажа. (Сейчас придут любители Ремарка и меня порвут).
Это ведь у Ремарка в каком-то романе описывается девушка, у которой было очень_гладко_под_глазами? Под глазами. Мне было лет четырнадцать, с гладкостью все в порядке, но как же меня возмутил этот определяющий признак героини.
А в "За миллиард лет до конца света" у героини в ногах что-то отражалось.
Елочки такие новогодние, гладкие, блестящие, чего-то отражают, радуют, в общем.
Я не умею так хорошо формулировать, как вы, но надеюсь, что понятно написала. И Ремарк, значит, не мне одной вспоминался.

Reply


marigranula July 19 2019, 08:20:09 UTC
Мне так кажется, что это культурное... Даже не мадонна-блудница, а спектр - от женщины не мешающей вообще до женщины мешающей очень сильно. Но по любому, пользы от них мало, а засасывания бытом - много. У Городницкого это отношение выражено довольно четко:

Reply

bely_den July 19 2019, 11:47:09 UTC
Да, в точку!

Reply


morra_winter July 19 2019, 08:27:50 UTC
Им была неинтересна психология женщин. Психология мужчин, впрочем, тоже - вне их, Стругацких, собственной страты.
Их вообще не занимали люди, их занимало другое. О другом они и писали.
Это я не ругаюсь и не критикую.

Reply

bely_den July 19 2019, 11:49:40 UTC
Вот тут я даже скорее не о женской психологии, а именно о характере женско-мужских взаимоотношений у них. То есть либо женщина - товарищ, но какой-то бесплотно-абстрактный, да, психологически непрописанный. Либо яркая фигура, интересный персонаж, но отношения выглядят абсолютно нездоровыми.
Как, в общем, выше верно заметили, типаж перескакивает "от женщины, не мешающей вообще, до женщины, мешающей очень сильно". Или - или.

Reply

morra_winter July 19 2019, 15:09:33 UTC
Одно проистекает из другого. С неестественно выписанным персонажем не будет естественных отношений. Женщины у АБС либо функционал, обслуживающий мужские квесты, либо украшает собой локацию.

Reply

bely_den July 19 2019, 21:27:02 UTC
Ну вот тут не соглашусь - у поздних Стругацких есть яркие тетки, та же Диана. А отношения все равно... попахивают. Роковые красавицы вечно увлекают героя в пучины грязной телесности. А с телесностью у Стругацких нездорово, они как-то трудно ее принимают. Даже в человечной вроде бы "Хромой судьбе" эта сторона жизни описана с легким налетом брезгливости.

Reply


Leave a comment

Up