Пря о единоверии

Jan 28, 2013 02:08

Оригинал взят у karpets в Моя колонка в "Завтра"
"Битва за историю"

ВОЗВРАЩЕНИЕ  ДОМОЙ



На Святках, 12 января с.г., в день памяти святителя Макария, митрополита Московского(1482-1563, при царе Иоанне Васильевиче Грозном), списателя Стоглава и Степенной Книги Царского родословия, в Успенском соборе Московского Кремля была отслужена Божественная литургия по дораскольному(древлеправославному, единоверческому)чину, в полном соответствии с узаконениями Стоглавого Собора 1551 г. Св. Макарий был прославлен Русской Православной Церковью в 1988 году, на память Тысячелетия крещения Руси, однако сама Книга Стоглав после"реформ" XVII в. не включена в церковный обиход, хотя на протяжении трех с половиной столетий её чтили старообрядцы и единоверцы (члены господствующей Церкви, придерживающиеся старого чина).Древлее богослуже- ние в Успенском соборе было прекращено реформой,продержавшись, правда еще несколько лет по личному дозволению патриарха Никона протопопу Иоанну Неронову. 12января литургию совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Иувеналий в сослужении единоверческого духовенства со всей России. Владыка творил крестное знамение двуперстно.

Переоценить значение совершившегося события невозможно. Не будем забывать: служба шла, по сути, в главном храме России .

"Мир держится на скрепах литургических",- писал о. Павел Флоренский. Все слова,произносимые при принесении Жертвы Тела и Крови Христовых, определяют порядок вселенной. Когда древлее русское произнесение Символа веры "Егоже Царствию несть конца" было заменено"на не будет конца", скрепа Святой Руси дала трещину, и сквозь неё ворвалось линейное время Запада. И февраль 1917-го,и август 1991-го стали неизбежны. 12 января2013 года под сводами Успенского Собора звучали слова "несть конца". Царствие Божие "внутрь вас есть" (Лк. 17:20-21),здесь и сейчас, но мы его не видим.



Помимо празднования памяти святителя Макария,торжество было приурочено к 100-летию Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), проходившего с 22 по 29 января 1912 г. (по старому стилю)в Санкт-Петербурге. Само Единоверие было учреждено в 1800 г. именным Указом императора Павла I, однако после его убийства так и не обрело задуманного смысла преодоления раскола XVII века. Не были сняты клятвы 1666-67 гг. на старый обряд, не было единоверческих епископов,появившихся только на короткий период"гражданской войны" и начала 20-х гг. Собственно старообрядцы так и не воссоединились с Церковью, получив "от греков" отдельную иерархию (вопроса о легитимности которой мы здесь не касаемся). После Указа императора НиколаяII 1905 г. старообрядцы и новообрядцы обрели равный государственно-правовой статус,но сам раскол сохранился. В этих условиях Единоверие неизбежно должно было стать мостом к его преодолению, без которого(как и без императора) любой полноценный Собор Русской Церкви невозможен. Это был съезд, но своему составу он был подобен Собору. На нем присутствовал21 архиерей, в т.ч. Московский митрополит Владимир и будущие главы РПЦ и РПЦЗ,митрополиты Сергий Финляндский и Антоний Волынский, а также представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Ияков. При этом, в отличие от Собора 1917-18 гг., состоявшегося после одобрения Синодом свержения Царской власти, единоверческий съезд проходил при одобрении императором Николаем II,депутация съезда была принята Государем,и ей также был представлен Наследник.

Съезду предшествовало вторичное прославление в 1909 году преподобной княгини-инокини Анны Кашинской, глубоко почитаемой в русском народе, но "деканонизированной"в 1677 г. "по причине двуперстия".Торжества в её честь в Петербурге как бы предшествовали Единоверческому съезду и началу подготовки Всероссийского Собора.

Основной доклад на съезде был сделан настоятелем Никольского единоверческого храма протоиереем Симеоном Шлеевым (будущим священномучеником Симоном, епископом Охтенским). В нём поднимались все основные вопросы бытования Единоверия, в том числе о снятии клятв и о епископах. Эти прошения получили одобрение. По просьбе митрополита Антония Волынского(Храповицкого) съезд принял обращение к старообрядцам с призывом к единству.Митрополит Антоний был готов признать старообрядческие рукоположения легитимными и Белокриницких священников заново не рукополагать. Рассматривались также вопросы о единоверческом образовании, иконописи, знаменном пении и многие другие. В условиях наступившего после 1905 г. "золотого века старообрядчества"путь к воссоединению Русской Церкви был, по сути, открыт.


Всё было Все было сорвано Февралем 1917 года. Не стало Царя - и церковное устроение рухнуло вместе с Россией. Разделение на старо-и новообрядцев сохранилось. Клятвы1666-1667 года сняты Собором РПЦ 1971 г., но Белокриницкое согласие (Русская Православная Старообрядческая Церковь), "новозыбковцы" (Древлеправославная Церковь) и безпоповцы его не признали.Но, когда древлеправославная литургия совершается в Успенском соборе, становится явным, что в Царствии Божием всё уже совершилось.

Остаётся сообщить читателям, что "Труды IВсероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) только что переизданы в Санкт-Петербурге. Составители- иерей Евгений Саранча и Никита Кузин.

http://zavtra.ru/content/view/bitva-za-istoriyu-2013-01-23-000000/

Оригинал взят у vbenedict в В продолжение единоверческой темы
Неплохой исторический очерк В.И. Карпеца о единоверчестве начала 20 века, но явно требующий продолжения.
Точкой отсчета, совершенно очевидно, должен являться 1971 год: Поместный Собор РПЦ и снятие анафем. Очень
впечатляет соборное решение отцов этого Собора: "Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих
себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру". Деяния Поместного Собора 1971 г. в отношении старого обряда подтвердил Поместный Собор РПЦ 1988 г. в специальном обращении к старообрядцам, в котором старообрядцы именуются "единокровными и единоверными братьями и сестрами, хотя и не находящимися в молитвенном общении с Московским Патриархатом".

Тут что называется, за слова свои нужны отвечать. Если уж назвали ЕДИНОКРОВНЫМИ, значит, в нас ЕДИНАЯ КРОВЬ ХРИСТА (через Таинства). Назвали ЕДИНОВЕРНЫМИ, значит, мы одной веры, одного Таинства веры. Взаимоблагодатные Церкви. Если так разобраться, после Соборов 1971 и 1988 годов нужно было и единоверие отменить, предоставив это право служить по древнему чину только староверам. Но этого не произошло, увы..

старообрядчество, Россия, диспут, древлеправославие, теология, РПЦ (МП), единоверие, религиоведение

Previous post Next post
Up