"Житие протопопа Аввакума...": старо-новые споры?

Feb 27, 2012 00:04



«При столкновении высокого и низкого, низкое никогда не поднимается до высокого, а высокое разрушается»







версия для печати
24 февраля 2012 г.

23 февраля 2012 года в Московской духовной академии после очередной лекции по основам журналистики доктора филологических наук, профессора Российского университета дружбы народов Ольги Ивановны Валентиновой, состоялась презентация и обсуждение книги Ольги Ивановны «"Житие протопопа Аввакума": история русского средневекового литературного языка сквозь призму жанра жития».

В ходе презентации Ольга Ивановна поделилась со студентами причинами составления этой книги, которая заключается, в первую очередь, в недостаточном знакомстве современного студенчества с образцами древнерусского литературного творчества.

В своем труде Ольга Ивановна дает резко отрицательную оценку исследуемого текста, как с литературной, так и с духовной точки зрения. «Житие» характеризуется как произведение, прямо противоположное всей древнерусской житийной традиции и в целом православной литературе, что указывает на обмирщение и псевдодуховность автора текста. Особо обращает на себя внимание нарушение традиционного принципа соответствия формы и содержания, когда об обыденном говорится возвышенно, а о высоком - обыденно, что считалось совершенно недопустимым в благочестивом древнерусском обществе и тем более в письменном творчестве. Приведя конкретные примеры из «Жития», Ольга Ивановна показала, что данный текст является свидетельством распада средневекового миросозерцания, где кощунственно совмещается священное и мирское и где библейские образы используются не как примеры для подражания, а как вспомогательные средства для самовозвеличивания.

Студенты поблагодарили Ольгу Ивановну за замечательную лекцию и презентацию книги.

Пресс-служба МДА
Фото: А. Ригин (МДС)






http://www.mpda.ru/news/text/787435.html Самарское староверие Главная » 2012 » Февраль » 26 » Маленький комментарий: Как одна "высокодуховная" тетенька развенчала протопопа Аввакума, а заодно всю русскую литературу Главная » Москва » РУДН » Филологический факультет
Валентинова Ольга Ивановна -- отзывы студентов о преподавателе. Практические письменные работы по средневековому периоду развития русского литературного языка:
1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона: показать принцип соотношения формы и содержания на примере любого выбранного абзаца, предварительно определив место этого фрагмента в композиционном целом всей литургийной проповеди.
2. «Житие протопопа Аввакума»: отобрать фрагмент (от одной фразы до нескольких фраз), на примере которого можно показать, как изменившееся соотношение формы и содержания спровоцирует в дальнейшем секуляризацию сознания. Оригинал взят у adezhurov в Ольга Ивановна Валентинова отменяет закон экономии языковых средств
Вот уже больше года как к коллективу «Взлетной полосы» приставили классную даму - Ольгу Ивановну из Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Эта Ольга Ивановна слушает наши эфиры, а потом пишет критические эссе о состоянии нашего (моего, в частности) русского языка с моралью для поучения. После сегодняшнего чтения критических записок Ольги Ивановны мои очи вылезли на лоб и там зафиксировались, я поседел и стал заикаться, так что возникла угроза качеству моей работы в эфире, ибо человек с глазами на лбу и дефектом речи не может быть квалифицирован как солнце российского эфира

Замечаний ко мне немного, но все - что ни в бровь, то в глаз. Сегодня Ольга Ивановна в покровительственном тоне пишет следующее:

«Некоторые промахи, вроде высказывания ведущего о якобы существующем законе экономии языковых средств, можно посчитать простительными. И потому, что ошибочные рассуждения не получали на этот раз длительного продолжения, и потому, что резко снизилась привычная дидактичность интонации. Чувство меры определенно приносит свои плоды. Хотелось бы, чтобы это чувство стало осознанным».


Очевидно, что Ольга Ивановна - лингвист, профессор - не держала в руках, в бытность свою студенткой, «Практическую стилистику» Дитмара Эльяшевича Розенталя, где русским по белому написано: «Закон экономии речевых средств обнаруживается на всех уровнях языковой системы. /…/  Экономятся усилия в сфере словоизменения, в синтаксисе, но особенно в словообразовании». Что, Ольга Ивановна, доктор филологических наук им. Патриса Лумумбы не знает, что закон экономии языковых средств является основным законом развития языка? Это не для ее он был обоснован  Шлейхером в 1894 году? Уитни в 1875? Это не для нее доказал этот закон на материале структурального анализа Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ? Поливанов? Мартине? То есть, этого закона нет? И Фердинанда де Сооюра - тоже нет? И Дельбрюка, и Пасси, и Схрейнена? То есть эти великие мужи трудились напрасно? Доктор дружбы наук и народов отменяет этот закон?

Ольга Ивановна глубокомысленно подытоживает: «На всякий случай уточним: нет закона экономии языковых средств, а есть закон экономии энергии. Психической энергии, затрачиваемой на понимание того, о чем говорят или пишут. И этот закон экономии энергии - один из двух универсальных законов языковой эволюции. Если мы поймем смысл этих законов, то сможем и свою речь организовать в соответствии с направлением действия этих законов. И именно это поможет нам быть одновременно и точными, и выразительными». Какие «мы»? Какие законы языковой эволюции она хочет понять, если она не знает вузовской программы? Закон экономии языковых средств изучается на филфаках в 1 семестре 1-го курса (курс «Введение в языкознание») и на итоговом экзамене по общей лингвистике (10 семестр 5-го курса). Как удалось Ольге Ивановне оберечь себя от начальных лингвистических знаний и стяжать при этом докторскую степень - недоумеваю.

Мне не дано быть таким «точным и выразительным», как мой уважаемый критик, и это вполне соответствует моим творческим и научным задачам.

Чтобы мое негодование было понятно не филологам, сошлюсь на Яндекс: «По запросу закон экономии языковых средств нашлось 804 тыс. страниц».

образование, университет - епархия РПЦ, старообрядчество, Никон, новые книги, древлеправославие, РПЦ (МП), писатели о старообрядцах

Previous post Next post
Up