Во вторник, 27 марта 1927 года, в Париже в зале Галлиполийского Союза, генерал Головин прочел вступительную лекцию о «Военной доктрине» и этим положил начало Военно-Научным Курсам.
Великий Князь Николай Николаевич очень интересовался вопросом открытия этих курсов и дал денежные средства, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. До того, в продолжение четырех лет, в устроенных кружках военного самообразования, производилась подготовка кадра руководителей будущих курсов. Уже эта предварительная мера указывала на то, на сколько серьезно смотрели на это дело Вел. Кн. Николай Николаевич и ген. Головин.
Базой для обучения должен был служить научный труд ген. Головина «Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы», который был им написан при непосредственном участии Вел. Кн. Николая Николаевича.Приток слушателей, желавших расширить свой кругозор, освежить свои знания и ознакомиться с современным военным делом, был велик. Имя ген. Головина, признанного военно-научного авторитета, также говорило много. В зависимости от предшествовавшей военной подготовки, слушатели были распределены по шести группам: первые три группы состояли из кадровых офицеров, в четвертой и пятой были офицеры производства военного времени, а
е шестой группе - офицеры, произведенные в гражданской войне.
Первоначальное число слушателей было около 120 человек (четвертая группа состояла из 17 офицеров).
Каждый вторник, в продолжении двух часов (от 21 до 23 часов) читались лекции по современной тактике главных родов оружия, военно-инженерному делу, военной психологии (последние были прочитаны ген. П. Н. Красновым при переполненном зале) и военной географии.
В мае начались, по отдельным группам, практические занятия (по четвергам и пятницам), которые также продолжались два часа. На этих практических занятиях разбирались вопросы по тактике главных родов войск, по полевому военно-инженерному делу, а затем по общей тактике. Лекции читались и практические занятия производились по методу, разработанному ген. Головиным, В августе и сентябре слушателям были розданы письменные задачи по тактике пехоты, кавалерии и артиллерии.
В феврале 1928 года, по группам, начались практические занятия по обшей тактике, под руководством полк. Зайцова. Примером служили действия нашей 2-ой пех. дивизии в. августе 1914 года, во время Самсоновской операции. 14-го февраля ген. Головин прочел вступительную лекцию «Служба Генерального Штаба». В дальнейшем, ряд лекций по службе ген. штаба и по службе тыла и снабжения прочел генерал-майор Алексеев.
В воскресенье, 25 марта, по случаю первой годовщины существования курсов, в зале Галлиполийского Союза, был устроен обед для гостей, руководителей и слушателей курсов. Присутствовали генералы Баратов, Богаевский, Кутепов и др., и был произнесен ряд речей.
Начиная с июня месяца, на курсах начались репетиции по устройству вооруженных сил (на основании книги ген. Головина «Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы»), по тактике пехоты, кавалерии, артиллерии, воздушных войск и полевому военно-инженерному делу и военной химии. К тому времени заботами курсов были выпущены литографированные лекции по тактике соответствующих родов войск. По этим трудам слушатели готовились к репетициям. Этим повторялся пройденный курс. Репетиции производились в заранее назначенные дни с 21 до 23 часов. За день репетиции успевали спросить 8 слушателей. Ассистентами на репетиции были старые офицеры генерального штаба. В октябре состоялась последняя репетиция по общей тактике.
1-го ноября 1928 года состоялся перевод 42 слушателей, успешно прошедших курс, в старший класс. Таким образом, курс младшего класса продолжался 1 год 7 месяцев.
Ввиду успеха курсов, а также притока слушателей, желавших получить высшее во-еннное образование, Вел. Кн. Николай Николаевич переименовал курсы, которые получили наименование - «Зарубежные Высшие Военно-Научные Курсы Ген. Головина». Был объявлен прием новых слушателей в младший класс. Лекции по вторникам, совместно для младшего и старшего классов продолжались своим порядком дальше: ген. Головин «Стратегия», лекции «Служба Ген. Штаба» читались генералами Головиным и Рябиковым (работа разведывательного отделения), полк. Зайцо-вым «.Высшая тактика», ген. Доманевским «История войны 1914-1918 г.г.», полк. Зайцовым «История военного искусства» («Гражданская война С.А.С.Ш. 1861-65 г.г.»), проф. Нольде «Война и международное право», проф. Бернацким «Война и экономическая жизнь страны», ген. Ставицким «Военно-инженерная оборона государства», полк. Трикоза «Служба радиотелеграфа», ген. Алексеевым «Служба тыла и сообщений».
Уже из одного только перечисления дисциплин видно насколько был расширен объем курса. Для младшего класса были готовы литографованные лекции. Дни практических занятий (четверги и пятницы) были посвящены «Военной игре» (всего 25 дней). Руководил военной игрой полк. Зайцов. Игра была двухсторонней. Были назначены посредники для сторон. Был взят пример из битвы на Марне в августе 1914 года. Он был основательно разобран в продолжении 50 часов занятий. На основании карты, была произведена оценка местности, были отданы предварительные распоряжения, разведкой были определены силы противной стороны, на карте были отмечены как свои войска, так и предполагаемые силы противника, были отданы приказы для походного движения и при первом столкновении с противником.
В дальнейшем, слушателям старшего класса были розданы письменные задачи по Высшей тактике на дивизию и была произведена репетиция по Высшей тактике. В марте 1930 года слушателям старшего класса было предложено выбрать тему для выпускной письменной работы (темы были вывешены на черной доске). Автор статьи, с разрешения и одобрения ген. Головина, взял собственную, им предложенную, тему - «Действия полевой артиллерии в гражданскую войну». По этому поводу ген. Головин сказал: «Чем больше вас тема интересует, тем лучше».
23-го марта, по случаю третьей годовщины существования курсов, в зале Галлиполийского Собрания был устроен обед.
В понедельник, 28-го апреля, в Галлиполийском Союзе состоялась публичная защита диссертации полк. Зайцова относительно его труда «Общая тактика». Зал был переполнен. Оппонентами были генералы Рябиков и Геруа. Председательствовал профессор Анциферов. Звание экстраординарного профессора было присуждено полк. Зайцову единогласно.
В июне слушателям старшего класса были розданы новые задачи по Высшей тактике, на этот раз на корпус. Решение этой задачи потребовало большого труда и времени. На карте нужно было опознать местность, оценить обстановку и написать соответствующие приказы и приказания.
В августе полк. Пятницкий начал вести семинар «Галицийская битва 1914 г.». Таких семинаров было произведено 11.
28 октября 1930 года состоялся приказ о переводе в дополнительный класс 45 слушателей. Таким образом, курс старшего класса продолжался два года.
31 октября была устроена «чашка чая» по случаю возвращения ген. Головина из С.А.С.Ш., где он прочел ряд лекций.
В дополнительном классе был произведен разбор по Высшей тактике на корпус и начались подготовительные занятия к испытанию по стратегии. Лекции по вторникам читались дальше, при этом полк. Зайцов читал «Служба Генерального Штаба» (7 лекций), генерал Ставицкий - «Современная оборона государственной границы», «Устройство современного флота и береговой обороны», «Служба железно-дорожных войск», проф. Бернацкий - «Современная экономика», полк. Пятницкий - «Служба связи».
В январе-феврале 1931 года происходили на дополнительном классе выпускные испытания по стратегии. Каждый слушатель должен был сделать доклад на заданную тему в продолжении 20 минут. Ген. Головин при этом подчеркивал, что офицер ген. штаба должен уметь ограничить время своего доклада. Ассистентами на испытаниях были приглашенные полковники и генералы генерального штаба. В это время выпускные сочинения постепенно сдавались слушателями и просматривались соответствующими руководителями, например, по артиллерии - генералом Виноградским. Кроме того, их читал ген. Головин и делал соответствующую отметку.
26-го марта 1932 года, то есть пять лет после открытия «З.В.В.К. ген. Головина», состоялся первый выпуск слушателей. Эта церемония была проведена торжественно, хотя и в скромной обстановке. Генерал Миллер лично поздравил каждого окончившего курс и вручал свидетельство и нагрудный знак курсов. Знак курсов был знаком Императорской Николаевской Военной Академии в миниатюре, но с вензелем Великого Князя Николая Николаевича, как Августейшего Основателя курсов. Кончили 1-ый выпуск 23 офицера. 8 офицеров к тому времени не успели сдать свои письменные сочинения (не надо забывать, что все, в то-же время, работали и часто тяжело). Из списка, напечатанного в памятке ген. Шуберского, видно, что 4 офицера сдали сочинения, а четыре не сдали (из них трое умерли). Вообще смертность среди слушателей была сравнительно большая. Упомянем при этом: полк. Каншина, шт.-кап. Концедалова, полк. Щеглова, полк. Самуэлова, шт. ротм. Юзвинского, ст. лейт. Помаскина, подъесаула Славина, ген. Пешня, подполк. Песчаникова, убитого в Испании ген. майора Фока и др.
Н. Н. Р.
(Окончание следует)
Военная быль 53,1962