Есть города, к которым я испытываю особую нежность. Когда я в них попадаю мне сразу как-то по другому дышится, сердце начинает стучать совсем по другому и хочется хоть на мгновение дольше в них задержаться. Одним из таких городов безусловно является Боровск. Я уже писал о нём как-то, но это было давно, фотографий было не так много, да и качество у них оставляло желать лучшего.
Итак Боровск. Сейчас, этот небольшой городок на границе Калужской и Московской областей, находящийся в стороне от основных трасс, навряд ли можно назвать туристической меккой. Хотя, построенный недалеко Этномир, явно прибавил ему популярности.
Впервые о Боровске упоминается в Духовной грамоте великого князя Ивана II Красного в 1358г.
История Боровска содержит множество славных и даже героических страниц.
Отсюда 1380-м году Владимир Храбрый выводил свои полки (те самые Засадные полки, которые окончательно решили исход Куликовского сражения) на помощь Дмитрию Донскому.
В 1448-м году освящается первый храм в основанном Пафнутием Боровском (в будущем одноимённом) монастыре.
1476-й год, Рождественский Собор Боровского Пафнутьева монастыря расписывает Дионисий.
В 1480 году во время Великого стояния на Угре в городе Боровске располагалась ставка Ивана III.
1610-й год Самый жестокий удар город получает от войск Лжедмитрия II. Гибнет весь боровский гарнизон и дружина князя Волконского в Пафнутьевом-Боровском монастыре. Двенадцать тысяч погибших, (в Козельске, для сравнения, восемь тысяч). Городской Кремль с княжеским дворцом, Высоковский, Христорождественский монастыри, да и сам город разграблены и сожжены. Разграблен и сожжен Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев монастырь - место главной битвы. Этого удара город не перенес. После случившейся затем эпидемии в городе осталось 123 жилых двора.
Во второй половине ХVII века город оказался центре событий, связанных с церковным расколом. Сюда был сослан протопоп Аввакум (дважды содержался в Пафнутьевом монастыре), его сподвижницы сестры боярыня Ф.П.Морозова и княгиня Е.П.Урусова (были заточены сначала в Боровский острог, затем в земляную яму, где и скончались в 1675 г.).
Герб Боровска.
Высочайше утверждённого 10 марта 1777 года (по старому стилю), гласит: "Во время втораго самозванца Боровскъ и, Пафнутьевъ, обрътающiйся въ семъ градъ, монастырь, былъ сообщниками сего злодъя, осажденъ; защитники же онаго были: воеводы Князь Михайло Волконскiй, Яковъ Змъевъ и Афанасiй Челищевъ со многими другими, и два послъднiе, измъня отечеству и Государю, град и монастырь сему злодъю сдали. Князь-же Волконскiй и въ такой крайности не пересталъ защищаться; даже какъ пронзенный многими ударами въ самой церкви Пафнутьяго монастыря, у лъваго крылоса, животъ свой скончалъ. Напоминая сiе достойное сохраниться въ памяти происшествiе, гербъ сего города состоитъ: въ серебряном полъ, изображающемъ невинность и чистосердiе, червленое сердце показующее върность, въ серединъ котораго крестъ, изъявляющiй истинное усердiе къ Божiему закону, основанiю всей добродътели, и сердце сiе окружено зеленымъ лавровым вънцем, показующим нерушимость и твердое пребыванiе достойной славы сему вождю и другимъ, погибшимъ за справедливую причину съ нимъ". (Во время второго самозванца Димитрия град Боровск и обретающийся в сем граде монастырь был ... осажден; защитники же онаго были: воеводы князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев со многими другими и два последние изменя отечеству и государю, град и монастырь сему злодею сдали. Князь же Волконский не перестал защищаться, даже как пронзенный многими ударами, в самой церкви Пафнутьего монастыря у левого клироса живот свой скончал. Напоминая сие герб сего города состоит: в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердечие, червленое сердце, показующее верность, в середине которого крест ... и сердце сие окружено зеленым лавровым венцом, показующим нерушимость и твердое пребывание достойной славы сему вожду и другим погибшим за справедливую причину с ним").
Досталось Боровску и в войну 1812 года. Именно через Боровск и Малоярославец отступал Напалеон, здесь он ночевал. Город был разграблен и сожжён.
Как ни удивительно, но именно Боровск можно назвать родиной космонавтики, ведь именно здесь Циолковский в 1880-1892 г. преподавал арифметику и геометрию и написал свои первые научные труды.
Немецкая военная машина тоже не пощадила этот город. Многое было порушено и сожжено.
Ну хватит сухой истории. Личные впечатления всё равно не заменишь никакими официальными сводками.
Что поражает, когда ты находишься в Боровске, это количество церквей для такого небольшого городка. И это не смотря на годы советской власти с их всеразрушающей энергией уничтожения прошлого, несмотря на войны и несчастья.
В самом сердце города стоит Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1715)
У его подножия на стене дома изображены разрушенные в советские годы церкви:
Это весьма примечательно, не видел такого больше нигде. Для меня церкви это прежде всего культурное наследие моего народа. Это те архитектурные сооружения, которые несут неповторимый стиль и именно в них притворялись в жизнь лучшие архитектурные идеи, особенно на периферии, где денег на дворцы ни у кого не было, а на церкви собирали всем миром.
Прямо перед собором находятся исторические торговые ряды, в которых и сейчас расположены торговые павильоны. А какой вкусный здесь ржаной хлеб..... Мммммммммммммм...... Тот самый вкус из детства. Хочется просто купить буханку и ломать и есть...
Ещё одной замечательной особенностью Боровска является роспись на стенах домов. Замечательный художник Владимир Овчинников за четыре летних сезона 2002 - 2005 гг. он воспроизвел на глухих стенах городских зданий, заколоченных окнах, заборах около 90 различных сюжетов…, явив жителям Боровска его знаменитых земляков, некогда разрушенные церкви, исторические события, жанровые сценки и т.п.
Вот такой рисунок на торговых рядах:
Вот на стене
А вот и интересная табличка:
Ну ладно, я вроде начинал о церквях, давайте продолжу.
Церковь Преображения Господня на Взгорье (1804)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая) (1909-1912)
Это величественный храм до сих пор находится на территории автобазы и в весьма плачевном состоянии. Так как он даже не относится к РПЦ, то шансов на его светлое будущее не много...
В следующей части:
Дошедшие до нас жемчужины деревянного зодчества
Один из самых знаменитых монастырей Руси
Опять настенная живопись
И др.