Сначала в Жаворонки, за друзьями. На улицах почти пусто. Почти, потомучто для 4 утра машин всё-таки есть. После ночного дождя асфальт бликует остывающей влагой. На градуснике всего-то 7 градусов, июль твою мать…
Наконец вырвались, "Новая Рига"! Машина податливо ввинчивается в повороты чётко следуя усилиям на педали акселератора. За окном скользят как в полусне и уплывают назад спешащие по утренней струне М9 дачники.
В Волоколамск борт Бэриеш Моторэн прибывает как по расписанию, здесь запланирована первая остановка что бы запечатлеть несколько видов древнейшего города Московии…
Волоколамск (Волок Ламский) древнейший город Московской области. Первое упоминание о нём относится 1135 году, что старше возраста Москвы на 12 лет.
Волок на Ламе был одним из важнейших перевалочных пунктов на торговых путях из Новгорода в среднюю и южную Русь, прежде всего Киев и Москву.
В самом сердце современного Волоколамска расположен древний кремль, лишившийся своих стен, но вопреки течению времени гордиливо парящий над окрестом...
В последние десятилетия XIX века на городском валу была сооружена кирпичная ограда с чугунными решетками по проекту архитектора Сергея Ивановича Бородина.
Собор Воскресения Христова в Волоколамске (1480)
Одноглавый четырехстолпный собор на подклете, редкий образец зодчества кон. XV в. Своды и глава переложены в 1690-х, многоярусная колокольня 1888. Совместно используется верующими и музеем.
Собор Николая Чудотворца в Волоколамске (1856-1864)
Однокупольный четырехстолпный собор в тоновском духе. Храм-памятник в память Крымской войны. Боковые приделы Сретенский и Иосифо-Волоцкий. Отреставрирован в 1980-х, занят музеем.
Панорама утреннего Волоколамска с кремлёвских валов
Историческая справка
История города Волоколамска
Волок на Ламе, Волок ламский предположительно основан новгородцами. В летописях впервые упоминается в 1135 г. На протяжении XII - XIV вв. его оспаривали у Новгорода Владимир на Клязьме, а затем окрепшая Москва. В XV веке Волоколамск окончательно вошёл в состав московского княжества. С 1462 по 1513 г. город был центром самостоятельного удела, получив собственных князей из московского дома Ивана Калиты. Ещё в глубокой древности Волоколамск был хорошо укреплён. На холме, господствующем над окружающей местностью, был сооружён земляной кремль - городище, а затем каменная крепость. Остатки последних оборонительных сооружений на этом месте были утрачены в первой половине XVIII века. Теперь кремлёвский холм занимает Соборный комплекс.
Воскресенский собор
Собор Воскресения Христова в Волоколамском кремле был построен в XV веке по заказу удельного князя Волоцкого, Бориса Васильевича (1462-1494). Точная дата постройки неизвестна, но ясно, что это вторая половина XV века. Издревле на холме, где теперь располагается только соборный комплекс, был хорошо укрепленный Волоколамский кремль, последние оборонительные сооружения которого сохранялись до XVIII века.
Белокаменный одноглавый собор поставлен на высокий подклет и увенчан одной главой со шлемовидным куполом. Фасады храма разделены лопатками на три широких прясла по вертикали, а богатым терракотовым фризом - на два яруса по горизонтали. В центральных пряслах - перспективные порталы, к которым прежде вела высокая галерея-гульбище, ныне разобранная. В верху фасадов пробиты окна-бойницы, обрамленные перспективными наличниками. Некоторые окна сейчас заложены.
Верхняя часть собора многократно, начиная с XVII века, перестраивалась. В 1693г., когда здание ремонтировалось, была переложена часть сводов. Тогда же позакомарное покрытие было заменено на простую четырехскатную кровлю. В 1742г. в подклете собора была устроена теплая (зимняя) церковь, для чего в подклете растесали окна и пробили вход в западном фасаде, а перед входом сделали крытую паперть. Декор барабана также был изменен и восстановлен только в 1960-х гг. при реставрации.
В 1790г. с запада была построена крытая лестница, ведущая от колокольни в собор. Первая колокольня Воскресенского собора датируется 1758г., следующая (построенная в стиле классицизм) - концом XVIII века. Нынешняя пятиярусная колокольня относится к 1880-м гг.; проектировал ее архитектор Николай Петрович Марков. Колокольня поставлена между двумя соборами комплекса на кремлевском холме - древним Воскресенским и новым Никольским. Почти одновременно с колокольней была возведена и ограда комплекса.
В интерьере Воскресенского собора сохранились росписи на позднейшей штукатурке XIX века, под которой - остатки росписей XVIII века. Первоначальная роспись, относящаяся к концу XV века, сохранилась на северо-восточном столбе храма.
В 1930 г. собор был закрыт. В разное время в нем размещались то склад, то техникум, а в 1944-1947гг. в соборном комплексе устроили лагерь для немецких военнопленных. После этого собор до 1960-х гг. стоял заброшенным. В 1960-х проводилась реставрация многих памятников архитектуры; в их число попал и Волоколамский древний храм. В соборном комплексе разместился музей, которому до сих пор принадлежит бóльшая часть строений на кремлевском холме.
Никольский собор
Никольский собор в Волоколамском кремле был построен в между 1853 и 1862 гг. по проекту, близкому проектам К.А.Тона. По сведениям, приводимым в книге О.Пэнэжко "Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов" (Владимир, 2003), собор посвящался памяти погибших в Крымской войне.
Огромное кирпичное здание явно строилось с целью уравновешивания соседствующего с ним древнего собора Воскресения Христова. Одна глава на широком барабане, полукружия закомар, два ряда окон (два света) подтверждают это. Новый собор сделан крестообразным в плане, средняя часть креста перекрыта куполом, на который поставлен световой барабан.
В остальном декор нового собора не похож на простые и строгие украшения его древнего соседа. Окна обрамлены богатыми резными наличниками, различающимися в первом и втором ряду света, в ложные закомары вписаны круглые розетки. Частично детали отделки стен - белокаменные, частично - оштукатуренный кирпич. Хотя собор построен не в популярном во второй половине XIX века псевдорусском стиле, в его декоре применен излюбленный прием этого стиля - сочетание красного кирпича с белыми украшениями.
В интерьере собора сохранились орнаментальные клеевые росписи и фигурная живопись 1906г.
Соборный комплекс в 1880-х гг. был обнесен новой кирпичной оградой с угловыми и надвратными башенками. Ограда сильно пострадала после революции. Надвратные башенки не сохранились; часть угловых была восстановлена при реставрации под руководством Н.Б.Панковой в 1978г. В южной части ограды была соборная часовня, также не восстановленная при реставрации; сейчас часовня устроена в юго-восточной башне.
Помимо ограды, комплекс окружен остатками крепостных валов кремля, с которых открывается великолепный вид как на оба собора с колокольней, так и на весь город. К соборному комплексу ведет лестница от закрытой и обезглавленной церкви Рождества Христова. Проход ведет под небольшим мостиком между двумя валами, и из-под его арки очень живописно смотрятся храмы древнего Волоколамского кремля.
Прощай кремлёвский холм, прощай Волок Ламский, мы уже уходим напрямки огородами с твоих сонных улиц. Впереди Ярополец. Здесь мы подарим ещё минут 15 драгоценного времени утренней "морозной" неге возле усадьбы, где не раз бывал у своей тёщи великий поэт. При всей своей скромности ансамбль Яропольца Гончаровых необычайно хорош в лучах восходящего солнца!
Средь лип усадебных ступая,
По ранней утренней заре,
Ты помнишь час цветенья мая,
И вспышки листьев в сентябре.
Твои седые колоннады,
Не сбросят с плеч счастливый кров,
Балов старинные услады,
И нежный трепет сладких слов
Ты дышишь памятью поэта,
Ты веришь чистоте любви,
Средь лип гуляет твоя вера,
Окрест опять цветут сады...
Ярополец впервые упоминается в летописи в 1135 году. На правом берегу Ламы в те годы был создан укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича - сына Владимира Мономаха. Он в ту пору владел Ростовом и Суздалем и вел борьбу с Новгородом, используя Волоко-Ламский путь. Очевидно, название села произошло от имени Ярополк, хотя есть и другие версии. Село долго принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю. Затем его выкупил царь Иван Грозный и Ярополец стал царским селом, любимым местом охоты царей.
В 1684 году село Ярополец вместе с окружающими деревнями (всего около 1 тыс. дворов) было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману Петру Дорофеевечу Дорошенко (1627 - 1698 гг.). Дорошенко прожил в Яропольце последние 14 лет, здесь же и похоронен. После смерти Дорошенко село перешло к его сыновьям. Александр взял юго-западную часть вотчины, средний сын Алексей учился за границей и не участвовал в разделе, а младший, Петр, получил северо-восточную часть села, однако он ее продает в 1717 году графу Григорию Петровичу Чернышеву.
Вторая часть Яропольца, оставшаяся после продажи северной его части Чернышевым, находилась во владении Александра Петровича Дорошенко до 30-40-х годов XVIII столетия. От него по родственной преемственности усадьба перешла к дочери - Екатерине Александровне (рожд. 1720 г.), вышедшей замуж за Александра Артемьевича Загряжского (1716 - 1786).
Загряжские относились к древнему дворянскому роду. В российском гербовнике о них сказано: "...служили наместниками, воеводами, посланниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1500 и других годах поместьями".
Архивные источники не дают сколько - нибудь исчерпывающих сведений о состоянии усадьбы при Александре Артемьевиче Загряжском. Известно лишь, что в 70-х годах XVIII века усадьба все еще значилась за А. А. Загряжским; главный дом усадьбы был деревянным, а ныне существующего каменного дома с флигелями еще не было. Так же упоминаются каменные службы. Есть основание подразумевать, что эти строения впоследствии были переделаны во флигели и соединены переходными галереями с главным домом. Предположение это основано на том, что в описании 1755 г. каменные службы уже не упоминаются, а называется "дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах".
В 1786 году владельцем усадьбы становится один из сыновей А. А. Загряжского - Борис Александрович (рожд. 1742 г.), генерал-майор, волоколамский уездный предводитель дворянства. В 80-90-х годах XVIII века он завершает капитальную застройку усадьбы, начатую его отцом - А. А. Загряжским в конце 1770-х гг.
Третий из сыновей А. А. Загряжского, Иван Александрович Загряжский, "молодой блестящий гвардеец", впоследствии генерал-лейтенант, имея уже жену и двух дочерей, выехал один за границу и вернулся в свою семью со второй женой, у которой через несколько месяцев после приезда в Ярополец, а именно 22 октября 1785 года, родилась дочь Наталия - будущая теща А. С. Пушкина. Первая жена чутко, по-матерински, отнеслась к горю своей невольной соперницы, полюбила и воспитала ее дочь, в раннем детстве лишившуюся матери. Она не отличала не отличала Наталию от своих детей и поддерживала нормальные родственные отношения между ней и своими дочерьми Софьей и Екатериной, ставшими фрейлинами при дворе, где потом являлась и красивая Наталия.
В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская вышла замуж за Николая Афанасьевича Гончарова (1787 - 1861). В декабре того же года умер ее отец И. А. Загряжский.
27 августа 1812 года у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Начиная с 1814 года Н. А. Гончарова постигает тяжелая участь: появляются первые признаки умственного расстройства. В 1823 году его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Н. И. Гончарова остается хозяйкой дома с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия.
В 1821 году, получив по разделу имений с сестрами Загряжскими Ярополецкую усадьбу, Наталия Ивановна становится распорядительницей усадьбы и каждое лето с детьми живет в ней. Из семейной переписки видно, что усадьба ей очень нравилась. Имущественные дела Гончаровых в это время были неблагополучны. После смерти расточительного Афанасия Николаевича - отца Николая Афанасьевича в 1832 году обнаружились колоссальные долги - более миллиона рублей. По правилам майората наследство это должно было перейти к сыну - безнадежно больному Николаю Афанасьевичу. В ноябре 1832 года опекунство над Н. А. Гончаровым было поручено его старшему брату.
1 августа 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в Иосифо-Волоколамский монастырь "на богомолье", там занемогла и 2 числа скончалась, а 4 августа была похоронена в монастыре "по христианскому православному чинопочитанию". 30 апреля 1852 года молодое поколение Гончаровых полюбовно разделили имение.
С 80-х годов имением владел сын И. Н. Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Елена Борисовна Гончарова, урожденная княгиня Мещерская. В 1918 году усадьба взята на учет как архитектурно-исторический памятник. В 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната и включена в сеть музейных учреждений. В остальных помещениях с 1920 по 1960 гг. была размещена Ярополецкая средняя школа.
Переломным моментом в состоянии ансамбля стал 1941 год, когда после освобождения Яропольца от оккупации специальная комиссия зафиксировала огромный ущерб, причиненный зданиям и паркам.
В 1992 г. на территории усадьбы снимался кинофильм Лескова "Очарованный странник", а в 1994 г. - "Барышня крестьянка" А.С. Пушкина.
Сейчас в усадьбе расположен дом отдыха Московского Авиационного Института, на средства которого ежегодно производится косметический ремонт зданий усадьбы и прилегающей территории. Тем не менее территория открыта и свободна для посещений.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Яропольце (Екатерины Великомученицы) 1755
Церковь типа восьмерик на четверике, выстроенная на средства А. А. Загряжского. Капитально перестроена в стиле классицизма в 1808. Боковые приделы вмч. Екатерины и кн. Бориса. Закрыта в 1930-х, поддерживалась в порядке. Открыта в 1992.
Здание церкви по времени возникновения является самым ранним объектом усадьбы Гончаровых, хотя современный облик ее относится к самому началу XIX века. Построенная А. А. Загряжским в 1755 году кирпичная церковь по типичной схеме восьмерик на четверике была в 1808 году расширена его сыном Б. А. Загряжским пристройкой к прежнему четверику церкви Иоанна Предтечи двух приделов (во имя Екатерины и Бориса). Пристройки выполнены в строгих классических формах с массивными портиками, несколько облегченным взлетом арки центрального пролета. Рельефная обработка алтарной апсиды, колокольни и вообще архитектурное оформление здания в одном стиле выполнены накладкой на прежние части кирпичных, а затем оштукатуренных пилястр, колонн, карнизов, применением лепнины и белокаменных деталей.
Зодчим умело разрешена нелегкая задача перестройки церкви судя по тому, насколько удачно достигнуты единство фасадов и цельность объемной композиции. Преодолена возникающая при перестройках тенденция к горизонтальной распластанности объема при неизменности высоты прежнего сооружения.
Интерьеры церкви до нас не дошли. Изучение конструкции церкви, создавшая новый, целостный и выразительный облик здания, несомненно, выполнена по проекту талантливого зодчего.
Ну вот нам уже и пора, вперёд, туда где нас ждут ещё почти 3 сотни километров. И тут, прямо под машину на дорогу выходит ужасное чудовище. Оно шевелит пёстрой спиной переступает многоножкой копыт и тупо и монотонно движется вперёд подчиняясь повелительным крикам странного двуногого существа бредущего едва поднимая ноги за ним…
Дальнейший путь представляет мало интереса, это обычная гонка со временем и борьба мозга с сердцем, т.е. между ощущением полёта и жестокими ударами в подвеску…
И вот уже Валдай. Конечная точка путешествия. Пройдено 440 километров за 4 с половиной часа. Расход составил 11,5 литров на 100 км. Просто сухие цифры. Но как приятно, что это уже позади. Можно просто расслабиться в уютном кафе Урарту, находящемя в самом центре Валдая.
Приятно удивила новая версия родной навигации, она теперь знает все улицы Валдая, а так же все грунтовые дороги в окрестностях, вот это действительно неожиданность, причём из приятных!
Собор Святой Троицы XVIII в.
Пока солнце
Пока, как всегда бывает не долгим…
Троицкий собор был построен в 1744 г.
В 1940-х - 1950-х гг. разобраны завершения храма и верхний ярус колокольни. В 1950-х гг. Здание внутренними перегородками перепланировано под дом культуры.
Собор имеет большую архитектурно-градостроительную ценность как один из главных элементов, формирующих ансамбль Соборной площади XVIII-XIX вв.
Кроме того Троицкий собор является памятником архитектуры XVIII-XIXвв и в ряду соборов сер. XVIII в. Имеет некоторые заслуживающие внимания особенности: открытая галерея на уровне второго света четверика, свод южного подклета (ряд крестовых сводов, опирающихся в центре на столбы). Архитектура собора, композиция и декор - развитое барокко.
Нам по блату сдали коттедж со всеми возможными удобствами цивилизации на берегу Валдайского озера:
Вот такой интересный пейзаж открывается с крыльца.
Потом была поездка к Холмскому и встреча с лисой. "Несчастное" животное, всё мокрое от постоянной противной мороси перебежало дорогу и остановилось у обочины посмотреть на странных чужаков пялящихся на неё из железного чудовища… Жалко, что невозможно быстро распаковать и приготовить зеркалку…
Немного пейзажей:
Для любителей чистоты в Валдае видел пару моек, одной из них воспользовался в надежде, что посветлело и дождя может и не будет больше, наивный
350 р за кузов и коврики и специальная бумага под ноги, что бы не пачкать коврик.
Вечером поели в замечательно кафе "Лукоморье", очень уютный и оригинальный интерьер. Цены более чем демократичные, еда вкусная и сытная.
Следующее хмурое утро мы посвятили краеведческому музею:
И фотографированию нескольких достопримечательностей:
Часовня Иверского монастыря, 1 пол. XIX в.
Здание входит в список памятников находящихся под охраной государства. Текущие ремонты не проводятся. Степень разрушения основных конструктивных элементов кровли, несущих стен, оконных и дверных заполнений, декора и т.д., уточняется.
Ведутся работы по более точному определению технического состояния памятника.
Церковь Великомученицы Екатерины (арх. Н. Львов), 1793 г.
Сейчас там музей колоколов.
Церковь Екатерины была построена в 1793 г. Памятник значительным перестройкам не подвергался. В XIX веке имели место 2-3 ремонта, существенно не исказившие первоначальный облик храма. К началу реставрационных работ (1956 г) церковь находилась в плохом состоянии (частично утрачено деревянное перекрытие над галереей, основательно повреждены пъедесталы, базы и нижние части колонн, частично утрачен декор фасадов, отсутствовали заполнения оконных проемов и т.д. После реставрационных работ памятник больших утрат не имеет. Утрачено убранство интерьера, яблоко и крест над куполом.
Восстановительно-реставрационные работы начались в 1956 г. и продолжались до 1957 г. Затем работы были прерваны. Возобновлены в 1959 г. и закончены в 1961 г. Автор проекта реставрации - архитектор Л. Е. Красноречьев. Памятник реставрирован на первоначальную дату (XVIII в.). Вместо деревянного перекрытия над подвалом устроено перекрытие из системы кирпичных сводиков по металлическим балкам, заложены северный, южный и западный порталы.
Памятник представляет собой прекрасный образец ротондального храма в формах классицизма. Отличается гармоничными формами, стройными пропорциями, изящными деталями. Безусловно, это один из интереснейших храмов данного типа. На территории Новгородской области подобных памятников не сохранилось. Имеет большую художественную значимость.
Потом ещё был штурм просёлочных дорог, которые ведут к одной из местных деревенек, куда даже можно вызвать такси, при этом на дорогу туда я бы не полез на легковой…
В 16:30 мы стартанули назад…
Ну и несколько снимков из Вышнего Волочка, где мы немного поплутали объезжая на обратном пути пробку, вечно тянущуюся через это бутылочное горлышко трассы М10
Матушка Императрица
Вот такие урны в Замкадье
Здание театра