История Бельведера восходит к 1903-му году, когда в оранжерее Нижнего Бельведера открылась «Современная галерея», представившая картины современных австрийских художников. Решающую роль в этом сыграло основанное в 1897-ом году объединение художников "Сецессион". Именно по настоянию членов стремительно набиравшего популярность Сецессиона был открыт новый музей. В честь открытия новой галереи художники передали в ей в дар ряд своих своих картин и скульптур. В 1909 г. "Современная галерея" была переименована в «Королевскую австрийскую государственную галерею». В конце Первой Mировой войны галерею снова переименовали, после отстранения императора Карла она стала просто "Австрийской галереей". Именно в этот период галерея сделалa свои самые значительные приобретения, в том числе картины Густава Климта и Эгона Шиле. Климт стал лицом музея, к 2000-му году в галерее экспонировались 33 его работы.
Со временем основная коллекция переместилась в Верхний Бельведер, Нижний Бельведер теперь используется для временных выставок и других мероприятий.
Все бы хорошо, но добрая половина картин Климта была просто отнята у их владельцев нацистами или "отжата" австрийским правительством уже после войны. Всему есть свой конец, в том числе и с показом картин с таким "провенансом". Начиная с 2001 года коллекция стала худеть, окончательную точку поставила "Золотая Адель", которая стала собственностью Марии Альтман, племянницы Адели Блох-Бауэр.
Не менее удивительные истории происходили и с другими картинами. В 1937 году Альма Малер-Верфель подарила галерее картину Мунка "Летняя ночь на пляже". После аншлюса ее отчим, Карл Молль, забрал ее обратно, а затем...продал ее галерее обратно за 7000 марок. До самой своей смерти в 1964-ом году в Нью-Йорке Альма Малер-Верфель безуспешно пыталась вернуть полотно Мунка, которое она называла самой любимой своей картиной, но безуспешно, австрийское правительство стояло насмерть. Лед тронулся только в 2006, после возвращения Адели, в 2007-ом картину Мунка вернули внучке Альмы.
По иронии судьбы, Карл Молль был одним из основателей галереи, впоследствии ставшим убежденным нацистом и причинившим немало зла.
После волны реституций галерею решили снова переименовать и теперь она называется "Галерея Бельведер". Все произошедшие события имели неожиданный побочный эффект. Пока в судах шли процессы, галерея боялась одалживать картины Климта для других выставок, но теперь, видимо решив, что снявши голову по волосам не плачут, пустилась во все тяжкие и стала одалживать их направо и налево. В результате, мы смогли увидеть всего несколько картин в зале Климта, портрет Сони Книпс, картину "Адам и Ева", знаменитый "Поцелуй" и несколько пейзажей. "Юдифь", "Подруги" и еще несколько интереснейших картин помахали нам ручкой. "Поцелуй" был закрыт толстенным стеклом и очень неудачно освещен, нормально сфотографировать его не удалось.
Климт, Портрет Сони Книпс
Климт, Адам и Ева, 1917/1918
Креативные умы галереи не ограничились раздачей картин, они выступили с концепцией "инновационных тематических залов". Инновация заключалась в перемешивании картин разных эпох, рядом с картинами старых мастеров размещались картины современных художников. Идея не новая, мы уже видели ее реализацию в виде "Машины времени" в Роттердаме, но там хотя бы чередовались залы, а не картины на одной стене. Сами художники и их картины в этом не виноваты, искусство остается искусством, отправляемся в тур по галерее!
Главный зал Бельведера, справа зачем-то выставлен плакат с "Поцелуем"
Хелен Функе, Мечты, 1913
Оскар Кокошка, Художник Карл Молль, 1913
Карл Молль был у истоков Сецессиона, дружил с Климтом и другими художниками, именно ему принадлежала идея создания музея современной живописи в Бельведере. Увы, впоследствии он стал ярым сторонником нацистов и приветствовал аншлюс. Когда советские войска вошли в Вену в 1945-ом, Карл Молль вместе со своей дочерью и её мужем покончил жизнь самоубийством на своей вилле.
Климт, Портрет Марии Кернер как невесты в 1862 году, 1892
Весьма любопытный портрет, муж Марии, профессор ботаники в венском университете Антон Кернер попросил сделать портрет жены по раскрашенной фотографии тридцатилетней давности. Немного необычный заказ для Климта, но его связывали дружеские отношения с семьей Кернеров, он давал уроки живописи двум дочерям профессора и охотно взялся работать над портретом.
Антон Ромако, Портрет Елизаветы Баварской с cенбернаром, 1883
Наверное самый неудачный портрет бедной Сиси, последней императрицы великой империи, хорошо получился только cенбернар
Дань прошлому, Георг Мартин Игнац Рааб, официальные портреты Елизаветы Баварской и императора Франца Иосифа I, 1874
На картине изображен уставший старик, проживший долгую жизнь, потерявший жену и сына и ввергнувший свою империю, а с ней и весь мир, в убийственную войну.
Георг Меркель, Две обнаженные, 1920
Оскар Кокошка, Лев, 1920
Художник договорился со смотрителем зоопарка, что будет приходить рисовать льва в утренние часы. Поначалу лев вел себя спокойно и не обращал на Кокошку внимания, но потом вдруг бросился в сторону художника со всей яростью. На картине очень хорошо вышел царь природы, охраняющий свою добычу.
Герберт Бёкль, Портрет Иоханнеса Линднера, 1919
Эрнст Людвиг Кирхнер, Горы в Клостерсе, 1924
Кэрри Хаузер, Ночной гуляка, 1920
Оскар Ласке, Корабль Дураков, 1923
Хотел было я сфотографировать детали, но тут подошел служитель и ткнул пальцем в символ перечеркнутой камеры на этикетке, фотографировать нельзя! Под камерой даже серое пятно образовалось, видно не раз туда тыкал.
Мы люди законопослушные, но не настолько, чтобы стирать уже сделанный снимок. Вообще, сюжет "Корабля Дураков" обыгрывается в живописи и художественных произведениях с давних времен, самое старое упоминание восходит к поэме Себастьяна Бранта, выпущенной в 1492-ом году. Поэма Бранта водохновила Иеронима Босха на его известную картину под тем же названием.
Иероиним Босх, Корабль дураков. 1495-1500
Любопытно, что в 1965 году в издательстве «Художественная литература» вышел перевод сатиры Бранта в наиболее полном объеме (до этого публиковались только отдельные отрывки в хрестоматиях). Но даже в этом переводе были пропуски, не было строк, например о богохульниках, поскольку они в СССР дураками не считались!
Еще один инновационно-тематический зал
Маргрет Хаммерштаг, Рортрет Питера Стоуна, 1943
Иоганн Баптист Райтер, Спяшая женщина, 1849
Картина много раз кочевала из одной частной коллекции в другую. Уверен, что каждый раз владельцы с большой неохотой с ней расставались.
Вид на нижний Бельведер
Сергиус Паузер, подписание Декларации о независимости Австрии, 1956
Мне больше нравится оригинальное название картины, Staatsvertragsunterzeichnung, все-таки есть определенная прелесть в немецком языке!