Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
<...>
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд...
А.С. Пушкин
Ярким событием в жизни светского общества первой трети XIX века были балы. Открытие бального сезона ежегодно проходило в Зимнем дворце. Затем непрерывной чередой следовали балы в дворянских и офицерских клубах, великокняжеских и аристократических домах. Задолго до начала бала начиналась тщательная подготовка к нему: составлялись списки гостей, рассылались приглашения, продумывалось оформление парадных залов.
Дом, где давался бал, был ярко освещен. Вверх по лестнице стояли ливрейные лакеи. У входа в парадные залы приезжающих встречали хозяин и хозяйка дома. Этикет требовал строгого соблюдения бального церемониала. О начале бала объявлялось после приезда самых знатных из приглашенных гостей. Бал открывался полонезом. Если присутствовал император, он шел в первой паре с хозяйкой дома. Во второй - хозяин с самой почетной дамой. За полонезом следовал вальс, вошедший тогда в большую моду. Кульминацией бала считалась мазурка, которая нередко превращалась в целое действо, включающее элементы салонных игр. Заканчивался бал котильоном - танцем-игрой, особым видом кадрили с различными игровыми моментами. Естественно, в продолжение многочасового бала каждый танец мог исполняться несколько раз.
Для представителей светского общества бал был одновременно и удовольствием, и общественной обязанностью. Для мужчин, желающих проявить себя на служебном поприще, он давал шанс существенно преуспеть в карьере. Еще более важную роль бал занимал в жизни женщины, общественная жизнь которой не простиралась дальше гостиной и бальной залы.
Не удивительно, что готовя свой бальный наряд, женщины вкладывали в него все свои идеи, вкус, фантазии, продумывали мельчайшие детали. Диктат моды распространялся не только на цвет и покрой платья, но и на все атрибуты элегантного туалета: украшения, бальные книжки, цветы, перчатки. При этом бальный наряд светской дамы существенно отличался от наряда молодой девушки, приехавшей на свои первый бал. Согласно строгим правилам, принятым в свете, молодые барышни были одеты в белые или нежно-розовые платья, украшенные гирляндами цветов, ветками зелени или плюща. Из драгоценностей допускалась лишь нитка жемчуга. Мужчины являлись на бал в парадных мундирах или во фраках. Под фрак надевали жилет и тонкую фрачную рубашку. Головным убором при фраке был цилиндр. Одной из наиболее выразительных деталей мужского бального костюма был галстук, цвет и форма банта которого менялись каждый сезон в зависимости от моды.
Мода предъявляла свои требования не только к бальному туалету, но и к поведению человека на балу. В конце 1810-х - начале 1820-х годов, когда, по словам одного из пушкинских героев, "в моде" были "строгость правил и политическая экономия", декабристы отказывались от танцев, демонстрируя этим свое отношение к легкомысленным развлечениям. Среди петербургских «денди» признаком хорошего тона считалось "модное опоздание", поэтому они не появлялись в бальной зале раньше полуночи. Таким образом, пристрастия моды, связанные с социально-культурными и политическими особенностями времени, находили свое отражение во всей природе бала - от бальных туалетов до бытового поведения представителей светского общества.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
И там гуляет на просторе,
Пока не дремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
А.С. Пушкин
После утреннего туалета, чашки кофе или чаю, к двум-трем часам дня можно было отправиться на прогулку - пешком, верхом или в коляске. Как и положено настоящему "dandy", Онегин прогуливается по Невскому проспекту, бывшему в то время средоточием модной жизни Петербурга. Одет он также по последней моде: в конце 1810-х-начале 1820-х годов необычайную популярность приобрели черные атласные шляпы-цилиндры с широкими полями a la Боливар, получившие свое название по имени популярного южно-американского политического деятеля.
Для мужчин в первой половине дня приличными считались черный суконный сюртук или утренний фрак. Молодому человеку начала ХIХ века необходимо было иметь в своем гардеробе как минимум три фрака, каждый из которых предназначался для определенного времени и места. Отличались они цветом, тканью и, отчасти, фасоном. Так, для утреннего выхода по делам или на прогулку надевали фрак зеленого цвета (популярными были также синий и темно-лазурный). Воротник обычно обтягивали бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Полы утреннего фрака в отличие от вечернего были несколько длиннее. Женщинам же во время прогулок этикетом позволялись цветные платья и шляпки разнообразных фасонов.
Описывая своих современников, прогуливающихся по Невскому проспекту, Н. В. Гоголь обращал внимание на "длинные сюртуки мужчин" и "розовые, белые и бледно-голубые атласные рединготы и шляпки" женщин, на рукава их платьев, похожие на "воздухоплавательные шары": "Тысячи сортов шляпок, платьев, платков - пестрых, легких...Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужеского пола."
В Москве гулянья, как правило, были приурочены к церковным праздникам и строго соотнесены с местом: Лазарева суббота накануне Вербного воскресенья - на Красной площади, Духов день - в Лефортовом саду. Особенно славились гулянья первого мая в Сокольниках. По словам одного из пушкинских современников, "не побывать первого мая в Сокольниках <...> - это значило лишить себя одного из величайших наслаждений в жизни".