"Преображение кимоно: искусство Итику Куботы"

Mar 18, 2014 12:05

  Выставка кимоно Итику Куботы уже давно закончилась, но я до сих пор часто обращаюсь к ней в своих воспоминаниях. Меня потрясли утонченная поэтичность созданных мастером предметов одежды, гениальная работа с цветом, дарящая возможность почувствовать душу каждого произведения, и его преданность делу. На протяжении многих лет, пока Итику Куботе не открылись тайны создания кимоно (а произошло это, когда художнику исполнилось ни много ни мало 63 года), семья жила на деньги, вырученные от продажи украшений его супруги.

Когда молодой 20-летний художник Итику Кубота в 1937 году переступил порог Токийского национального музея, он не подозревал о том, что его ждут впечатления, которые перевернут всю его жизнь. В залах музея Итику впервые познакомился с Цудзигахана (буквально «Цветы на пересечении дорог»)- японской техникой изготовления кимоно XVI века, просуществовавшей всего сто лет. Кубота был настолько очарован увиденным, что решил посвятить свою жизнь возрождению древнего искусства.

Всю свою жизнь он искал способы сделать кимоно символом традиционной Японии уместным в современном мире. «Моим желанием было создать кимоно, у которого есть душа, - однажды сказал он, - взывающая к тем, кто его видит».

Сан

В 1944 году Куботу призвали в армию и отправили на Дальний Восток, где он попал в плен, в котором находился вплоть до завершения Второй Мировой войны. Непродолжительное время Итику ставил пьесы для заключенных, однако вскоре театральные постановки в лагере были запрещены. Единственной отдушиной для Итику стало созерцание великолепных закатов, которое поддерживало его после тяжелого трудового дня. Он писал, что «мог длительное время смотреть на великие сибирские равнины и думать о своей семье и друзьях, наблюдая за закатами солнца». «Его длинные лучи были единственной надеждой, которая у меня была во время тех безотрадных дней, - говорил он. - Красота солнца наполняла меня невыразимыми словами, чувством, соединявшем горе, скорбь, торжественность, любовь и многое другое».Эти переживания были настолько сильны, что заходящее солнце стало одним из лейтмотивов многих работ Итику Куботы. Яркий пример - ошеломительно прекрасное кимоно «Обжигающее солнце», которое удивительным образом сочетает в себе восхищение и сменяющую его тоску, возрастающую по мере того, как солнце медленно скрывается за горизонтом.



  Симфония Света:
  Времена года и Вселенная
  «Симфония Света» - одно из самых значительных творений Итику Куботы. Эта серия отражает его восхищение природой, вдохновение, полученное от созерцания нескончаемой игры меняющегося света.

Первые пять работ были созданы в 1981 году. Успех настолько вдохновил Итику, что он решил создать уникальную по масштабу серию из 80 кимоно, которая должна была отражать его видение мира, заключенное в двух частях - «Четыре времени года» и «Вселенная». До своей смерти в 2003 году мастер успел закончить лишь 29 произведений из цикла «Четыре времени года», изображающих осень и зиму, и пять - из цикла «Вселенная». После этого еще две работы из цикла «Вселенная» на основе эскизов Куботы были завершены в его мастерской. В общей сложности «Симфония света» включает в себя 36 кимоно.





















































Океаны

Когда смотришь на эти кимоно, кажется, что слышишь плеск волн.







Индивидуальное кимоно

В процессе совершенствования техники Цудзигахана Итику Кубота постепенно преобразовывал ее в собственный метод, позднее названный им Итику Цудзигахана.
Некоторые кимоно, созданные мастером, предназначались для ношения знатоками и ценителями его искусства, другие использовались в сценических постановках театра Но и Кабуки. Остальные произведения Итику Кубота оставил в своей коллекции, так как они представляли собой ключевые этапы эволюции его искусства.





























Гора Фудзияма

Итику Кубота, как и многие другие художники, был околдован горой Фудзияма. Она была священным символом, и каждый новый взгляд на нее позволял ему открывать новые грани ее великолепия. Это, несомненно, повлияло на решение мастера основать свой музей там, где можно было бы видеть Фудзияму каждый день. Так, из его окон открывается вид на гору - иногда отраженную в озере, иногда возвышающуюся во всем своем великолепии в безоблачный, солнечный день, а иногда еле видную, укрытую таинственными облаками.


















красивое, выставки

Previous post Next post
Up