За окном зима, крепкий морозец заставляет прохожих живее бежать по направлению домашних очагов, а я уже сижу дома и мыслями уношусь в наше предыдущее путешествие… Как сейчас не хватает ласкового турецкого и кипрского солнышка. Стамбул, Анталия, Сиде, Алания, Кирения, Левкоша, Фамагуста, вот список незабываемых городов, в которых удалось побывать, хоть и по несколько дней, но каждый из них, как всегда, запомнился чем-то особенным. Загадочный Стамбул вновь продемонстрировал неугасающую жизненную энергию, но тайны своей не раскрыл, не поделился в чем секрет... Сиде приоткрыл дверь в мир древних римлян. Алания провела вдоль стен древней крепости, показала, что значит строить на века! Кирения потащила гулять в горы к аббатству Беллапаис. Левкоша показала, что минареты могут вырасти и у католического храма, если очень захотеть, конечно. Фамагуста заставила задуматься о войне, межнациональных конфликтах и к чему это может привести, мы с ней вместе немного погрустили.
А вот Анталия запомнилась не только ночной прогулкой по старому городу, поездкой на катере вдоль берега под осенним, но еще достаточно теплым солнцем, но и походом в археологический музей. О нем и пойдет речь, он является третьим по значению в Турции после Стамбульского и того, что находится в Анкаре. Очень богатая коллекция экспонатов, скорее всего, привлечет внимание на несколько дней, ибо все 13 залов и галерею в саду обойти за один день очень сложно, не говоря уже о трудностях восприятия такого количества информации.
Вот мы и у кассы, заплатили по 20 лир (10 лир вход, 10 лир аудиогид), надели наушники и отправились покорять представленные в залах эпохи. Медленно переходя от витрины к витрине, в залах доисторического, протоисторического и античного периода, слушали небольшие треки по 3-5 минут о наиболее ценных экспонатах. Мимо пробегали стайки туристов, но, уже подходя к залу богов мы, кажется, остались совсем одни, оно и к лучшему, в рассуждения об искусстве, хоть и дилетантских, лучше пускаться без суеты, в полной тишине и спокойствии.
В этом зале представлены скульптуры, найденные на месте руин древнего города Перге, и принадлежат они эпохе древнеримской империи. О градостроительстве этого полюбившегося мне периода, я писала чуть раньше, пришло время искусства и портретной скульптуры в частности.
Однажды мне на глаза попалось интересное сравнение Древней Греции и Рима с правым и левым полушарием Античности, где, естественно, правое - это эллинский мир, а левое - латинский. Безусловно, и греческая, и римская эпохи в совокупности создали социокультурный фундамент современной Европы. До сих пор не угасает интерес к именам, мифологии, драматургии, философии, праву, берущих свое начало в Античности. Каждая из двух эпох имела свое историческое призвание, внесла свой уникальный вклад. Если положиться на авторитет Уайтхеда считавшего, что «вся современная философия есть лишь комментарий к Платону», тогда я, пожалуй, возьмусь утверждать, что западная культура в целом это комментарии к Античности. Вклад Римской империи очевиден в области юриспруденции, архитектуры и всего, что, так или иначе, может способствовать укреплению государственности, однако, искусство, особенно изобразительное, было чуждым и считалось недостойным ремеслом для римского гражданина, особенно во времена республики. Положение дел изменилось с приходом к власти Цезаря Августа, статус республики был упразднен, и воцарилась империя. Век Августа и его ближайших приемников был отмечен рассветом искусств, которые находили не только вдохновение, но и массу примеров для подражания, в греческой классике.
Однако если у греков искусство связано с идеей природы, сакрального и духовного, то ключом к пониманию римского искусства будет считаться мотив полезности, патетики. Всё во имя государства! Нужным и красивым считалось только то, что подкрепляло устремления к мировому господству, владычеству, например, что как ни триумфальная арка может вдохновить воинов на новые подвиги во славу империи… да вообще вся идея устройства древнеримского города, так и кричит о превосходстве и величии, эта аура до сих пор витает над руинами. Даже к трофейному искусству римляне относились с долей присущего им пафоса, украшая городские форумы и купальни великолепными греческими скульптурами, они стремились показать доблесть своих воинов и низвергнуть результаты гениального творческого труда покоренных народов до уровня восприятия простых обывателей, когда они, например, ведут торг, или моются в банях. Но римляне не только вывезли множество греческих статуй из завоеванных провинций, они еще и в самых широких масштабах принялись за их копирование. За одно это мы должны быть им благодарны. В таком случае, в чем же может заключаться вклад римских мастеров в искусство ваяния?
Основной задачей греческих ваятелей было показать человека во всей его доблести и красоте, отразить гармонию, в которой пребывает духовная и материальная его составляющая. Глядя на эти скульптуры начинаешь задумываться, не сами ли боги выступали в качестве натурщиков. Но исключительно римским достижением считается яркая индивидуализация портрета (скульптуры), полностью отображающая внутренний мир человека. Дело в том, что на ранних этапах римское ваяние представляло собой всего лишь копирование восковой маски, сделанной с лица. В дальнейшем точность эта сохранилась, а также обогатилась творческим вдохновением и исключительным мастерством. Л.Д. Любимов следующим образом характеризует феномен римской скульптуры: «В римском портрете раскрывается перед нами дух Древнего Рима во всех его аспектах и противоречиях. Римский портрет - это как бы сама история Рима, рассказанная в лицах, история его небывалого возвышения и трагической гибели».
Прогулка наша по галерее богов и императоров, а также по залу бюстов затянулась, впереди ожидало еще множество интересных вещей, но время уже поджимало, поэтому пришлось поторопиться. Следующей на очереди была комната мозаик, а за ней выставлялась богатейшая коллекция римских саркофагов, которые также заслуживают пристального внимания, но о них и вообще об обряде погребения в Древнем Риме речь пойдет в следующей публикации.
Фотографии подготовил мой любимый
ren_arВ статье использовались материалы из источников:
Волкова П. «Мост через бездну»
Гнедич П.П. «История искусств»
Любимов Л.Д. «История мирового искусства»