Считается, что изобретение и популяризации клетчатого рисунка принадлежит шотландским мужчинам.
Portrait of Kenneth Sutherland, 3rd Lord Duffus (d.1732), by Waitt, Richard (fl.1708-30)
Но это не совсем так. Недавно, во время проведения археологических раскопок в Египте, учёные обнаружили древнюю мумию, завёрнутую в клетчатый саван. Кроме того, известным историческим фактом является то, что знать в Древнем Риме носила клетчатые тоги, а мужественные самураи в Японии - клетчатые кимоно. В костюмах византийской эпохи часто встречается рисунок в виде крупных квадратов или ромбов, в которые помещены изображения животных. В древней Руси распространённым был рисунок в виде ромбовидных решёток с кругами в центре или звёзды на фоне квадратов.
Однако в современное время мир ассоциирует ткань в клетку с Шотландией.
Тартан
Первое упоминание о тартане относится к 325 г. нашей эры. Весьма потрепанный кусочек материи хранится в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге.Само слово «тартан» в буквальном смысле означает «рисунок».
1. «Каледония» - универсальный тартан, который может носить каждый шотландец
2. «Блэк Уотч» - военный тартан, ставший основой для многих клановых тартанов, например «Гордон» и «Кэмпбелл»
3. «Дресс Кэмпбелл» - парадный тартан клана Кэмпбелл
4. «Бёрберри» - тартан создан для компании в 1920 году и занесен в регистр в 1985-м
5. «Дресс Гордон» - нарядный вариант тартана клана Гордон
6. «Ройял Стюарт» - самый известный в мире тартан
Поначалу тартаны, которые ткались в Шотландии, не имели никакого специального имени и значения. Ткались они из определенного набора ниток, покрашенных красителями, добываемыми из местных растений, плодов. Безусловно, что тартаны ткались и распространялись в близлежащей местности. Поэтому в каждой местности были свои расцветки, определяемые местными красителями.
Моду на тартан ввела никто иная, как королева Британии Виктория, которая обожала «все шотландское». Именно она с мужем Альбертом придумала украсить свою резиденцию клетчатыми декоративными тканями. Во времена промышленной революции ткань стали изготавливать на фабриках. С тех пор английское общество словно помешалось на клетчатом принте.
И помешательство продолжается до сих пор. Отличный пример - клетка Burberry.
Официальный год рождения клетки - 1924.
Тренчи, изобретенные Томасом Бёрберри, накануне Первой мировой войны очень быстро приобрели огромную популярность. Прямые непромокаемые пальто, длиной до колена, схваченные поясом изначально предназначались для солдат, но пришлись по вкусу многим. А вместе с ними и клетка,ведь для создания подкладки использовали узор из четырех цветов: черного, белого, песочного и красного.
Или ещё один знаменитейший узор «Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль»), «собачий зуб»
В современном виде «гусиная лапка» оформилась только в XIX веке. А до того времени она существовала под видом своего старшего брата, именующегося border tartan (под этим суровым именем он известен и поныне). Кстати, его название пошло от региона, по которому проходила граница между Шотландией и Англией, он так и назывался - Border.
border tartan
Такое странное название узор заполучил по очень простым причинам - его орнамент действительно похож на передние клыки собаки или же на отпечатки гусиных лап.
Ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия. В Англии и Финляндии этот рисунок более крупных размеров называется «собачий зуб».
Но этот узор часто путают с узором «Пепита».
Мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками». Пепита, была названа в честь испанской танцовщицы Жозефа де-ла-Олива. Пепита де Олива было её прозвище. Узор Пепита состоит из маленьких по размеру двухцветных клеток с диагональным соединением, в отличие от «куриной лапки», где соединение между каждой клеткой проходит строго под прямым углом. Размер каждой клетки Пепиты всего до 1 см!
Говоря о тартанах нельзя не сказать о классике - Гленчек (Glen Urquhart Check)
Родина этого классического тартана земли замка Urquhart , что находится у озера Лох-Несс в горной Шотландии.
Но если на него накладывается ещё одна большая клетка, контрастного цвета, то этот тартан называют «Принц Уэльский» (виндзорская клетка).
В начале ХХ века, её ввёл в моду Эдвард VIII, принц Уэльский, отличавшийся оригинальными модными предпочтениями и проявлявший недюжинную смелость в создании собственного стиля. Именно благодаря нему клетка стала модным узором и превратилась в один из классических рисунков мужской одежды.
Уоллис Симпсон и Принц Уэльский
Причем ввёл он в моду не только эту клетку, а еще и узор Аргайл (Argyle)
История этого рисунка носит загадочный характер. Одни утверждают, что в его основу лег Андреевский флаг (государственный флаг Шотландии). Другие считают, что Argyle является творческим переосмыслением узора, который красовался на килтах шотландского клана Campbell, проживающего в области Argyll.
Так или иначе, но узор Argyle неразрывно связан с именем Роберта Прингла, основавшим в 1815 году компанию Pringle of Scotland. Первые сто лет она занималась производством трикотажного белья и чулок. Именно она ввела в мировую моду узор из ромбов. Пика своей популярности Argyle достиг после Первой мировой войны. Ещё бы! Ведь изделия Pringle of Scotland стал носить Эдуард VIII во время игры в гольф.
Эдуард, принц Уэльский во время турнира по гольфу.1929
До 30-х годов ХХ века Аrgyle украшал наименее заметный предмет одежды - носки. А в 1930-х годах его начали использовать в производстве трикотажной одежды. К 50-м годам ХХ века Pringle of Scotland достигла пика популярности и превратилась в культовую марку.
Но и это еще не всё!
Яркая плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции называется Мадрас - в честь большого промышленного города Индии.
А чтобы завершить тему клетки, нужно не забыть сказать о "Виши".
В 1850 г., во французском городке Виши, местными ткачами была изобретена особая разновидность клетки - "Виши". Это некрупная клетка, в основном, из двух цветов (один из которых чаще всего, белый). В англоязычных странах её называют Gingham.
Изначально клетки «Виши» использовали для постельного белья, но постепенно орнамент приобретал все большую популярность и со временем перешел на салфетки, скатерти, обивку мебели, шторы и пологи кроватей. И конечно, эта клеточка определённо ассоциируется с Провансом, стилем Кантри. Именно такую клетку использовал французский модельер Жак Эстерель при создании свадебного платья Бриджитт Бардо в 1959 году.
Источники:
1) fammeo.ru/articles.php?article_id=1124
2) www.vokrugsveta.ru/vs/article/7091/
3) www.season.ru
4) www.furfurmag.ru/furfur/all/style-fufur/162029-houndstooth
5)
http://modagid.ru/articles/1778