Римлянка эпохи Флавиев

May 28, 2011 20:10

Этот портрет - одно из самых замечательных произведений в коллекции Капитолийских музеев Рима. Соперницей этой дамы, по моему мнению, может быть лишь эрмитажная «Сириянка». И тот и другой портрет надо рассматривать со всех сторон. Они меняются на наших глазах - все построено на нюансах. Кажется, что вот-вот нам откроется тайна этих прекрасных неизвестных. Но полировка мрамора создает незримую преграду, и образ ускользает…






Античной, относящейся ко второй половине I века, в этом портрете является лишь голова. Тонкая и длинная шея, которая придает облику женщины сходство с цветком, - труд реставратора XVIII века:



http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2082

Перед нами работа действительно выдающегося мастера. Это заставляет думать, что изображенная дама занимала очень высокое положение в обществе. Существует версия о том, что перед нами портрет Юлии, дочери императора Тита. Мне это предположение не кажется убедительным. Уж очень она не похожа на известные изображения императора. Вот дама из собрания Гетти на Тита похожа: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=504
Да и судьба дочери императора нашу даму не украшает - Юлию сделал своей любовницей Домициан, родной брат Тита, известный своим сластолюбием и распутством.




Этот портрет я бы назвала одой прическе. Локоны, обрамляющие лицо, и узел из мелких косичек переданы на редкость тщательно и естественно. В период правления династии Флавиев прически отличались особой сложностью. Впрочем, состязаться в изобретении разнообразных конструкций из волос дамы начали значительно раньше. В «Науке любви» Овидий пишет:

Но как нельзя на ветвистом дубу желудей перечислить,
Пчел на Гиблейских лугах, зверя в Альпийских горах,
Так нельзя перечесть, какие бывают прически -
С каждым новым мы днем новые видим вокруг!

/ Книга третья. Перевод и комментарий М. Л. Гаспарова./
http://ancientrome.ru/antlitr/ovidius/ars/ars03.htm




Если учесть, что дамы не только экспериментировали со сложными укладками, но и осветляли свои волосы отнюдь не щадящими средствами, то результат мог быть не только таким прекрасным как на портрете, но и плачевным:

Сколько я раз говорил: «Перестань ты волосы красить!»
Вот и не стало волос, нечего красить теперь.
А захоти - ничего не нашлось бы на свете прелестней!
До низу бедер твоих пышно спускались они.
Право, так были тонки, что причесывать их ты боялась, -
Только китайцы одни ткани подобные ткут.
Тонкою лапкой паук где-нибудь под ветхою балкой
Нитку такую ведет, занят проворным трудом.
Не был волос твоих цвет золотым, но не был и черным, -
Был он меж тем и другим, тем и другим отливал:
Точно такой по долинам сырым в нагориях Иды
Цвет у кедровых стволов, если кору ободрать.
Были послушны, - прибавь, - на сотни извивов способны,
Боли тебе никогда не причиняли они.
Не обрывались они от шпилек и зубьев гребенки,
Девушка их убирать, не опасаясь, могла…
Часто служанка при мне наряжала ее, и ни разу,
Выхватив шпильку, она рук не колола рабе.
Утром, бывало, лежит на своей пурпурной постели
Навзничь, - а волосы ей не убирали еще.
Как же была хороша, - с фракийской вакханкою схожа,
Что отдохнуть прилегла на луговой мураве…
Были так мягки они и легкому пуху подобны, -
Сколько, однако, пришлось разных им вытерпеть мук!
Как поддавались они терпеливо огню и железу,
Чтобы округлым затем лучше свиваться жгутом!
Громко вопил я: «Клянусь, эти волосы жечь - преступленье!
Сами ложатся они, сжалься над их красотой!
Что за насилье! Сгорать таким волосам не пристало:
Сами научат, куда следует шпильки вставлять!..»
Нет уже дивных волос, ты их погубила, а, право,
Им позавидовать мог сам Аполлон или Вакх.

/Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Книга I. Элегия XIV. Перевод С.В.Шервинского/
http://ancientrome.ru/antlitr/ovidius/amores/amor01-f.htm




И все-таки самое удивительное в этом портрете то, что фантастическая сложность прически не затмевает главного - трепетную жизнь прекрасного лица. Внешность римлянки очень индивидуальна: крупный нос, сросшиеся у переносицы брови, мягкие губы, ямочка на подбородке. Мастер, создавший портрет, одновременно точен и нежен:


античность, прекрасные дамы прошлого

Previous post Next post
Up