British Museum, Ч.4

Jan 21, 2013 01:24


Резной нефрит, китайский фарфор и храмовые барельефы.

После Египта, Греции и Риму и Ближнего Востока пора отправиться на Восток Дальний. В Британском Музее он в большей части представлен Китаем, но экспонатов и из других стран предостаточно.




Коллекция, посвященная Дальнему Востоку, насчитывает более 75 тыс. предметов и представляет экспонаты, собранные со всей Азии (восточной, южной, центральной и юго-восточной), датируемые от неолита и до наших дней. Изобилие многих веков, различных народов, династий и традиций собрано в нескольких залах, и в каждом из них хочется прогуливаться без конца, рассматривая удивительные чудеса мастеров прошлого. Отдельной "строкой" стоит специальная японская экспозиция, организованная The Mitsubishi Corporation, размещенная в трех залах, где можно увидеть не только разнообразные предметы быта, но даже настоящее японское жилище и бесподобную коллекцию укиё-э, традиционных гравюр (впрочем, о последней речь пойдет в одном из других постов).



















Если двигаться по Британскому Музею против часовой стрелки, то Азия начинается с коллекции нефрита, где в основном представлены экспонаты с территории современного Китая. Это и не удивительно: нефрит всегда высоко ценился китайцами, которые называют его «камнем жизни», и являлся их национальным камнем; его цена в прошлом была выше стоимости золота и серебра. На территории Китая этот камень научились обрабатывать еще 7000-8000 лет назад, и на протяжении веков он оставался главным "божественным" материалом. В богатой коллекции Британского Музея немало самых разнообразных предметов из нефрита, но больше всего подвесок, небольших статуэток и пластинок, украшенных символическими изображениями животных - их использовали как оберег от злых сил, надевая их на грудь или пояс.





































За китайским нефритом следует все многобразие предметов со всего Среднего и Дальнего Востока, так или иначе связанных с такой религией, как буддизм. Он считается одной из древнейших мировых религий и признан самыми различными народами с совершенно разными традициями, и без его понимания культуры Востока - индийская, китайская, тибетская, монгольская и т.д. - могут так и остаться непонятыми. В залах же Британского Музея духом "Учения Просветленного" можно проникнуться в полной мере.













"Буддийская" коллекция плавно перетекает в экпозицию, посвященную древним и средневековым Индии и Пакистану. В основном здесь представлены разнообразные барельефы и статуэтки, обнаруженные в самых разных частях этих стран. Но, конечно же, не строительным камнем единым богаты были история и культура этих стран, что и доказывают иные предметы в залах Британского Музея.



























Конечно, наибольшее внимание музей уделил Китаю. Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, а его обширная территория и богатая на события, долгая история кажется бесконечным источником удивительных находок и красочных предметов.











Часть экпозиции Дальнего Востока посвящена Тибету, религии и культуре его обитателей. Здесь можно увидеть немало ритуальных предметов и необычных экспонатов.













Отдельной небольшой, увы, экспозиции удостоилась Корея. Но и здесь Британский Музей постарался показать самые важные существенные экспонаты, демонстрируя глаыне вехи истории и культуры, порадовав, например, коллекцией вееров.











Более широко и красочно представлена в музее Япония, "Родина Солнца". За более древней историей островного государства следует множество изумительных и прекрасных предметов более поздних эпох, погружая в незабываемое ощущение того, что японские мастера как никто другой владеют тайной превращения, казалось бы, самых обыденных вещей в тонкое искусство.

























В нескольких залах, посвященных Дальнему Востоку, особенно сильно приковывают к себе внимание различные изделия с красным лаком. Лак, изготовленный из экстракта лакового дерева, использовался в Китае с эпохи неолита и считается одним из величайших китайских изобретений. На протяжении многих столетий им украшали предметы быта, мебель, элементы конструкций и даже гробы.



















Отдельного упоминания стоит всевозможная керамика и фарфор. Британский Музей владеет одной из самых крупных коллекций в западном мире, привлекая немало желающих приобщиться к магии глины и умелых рук восточных мастеров. В залах музея можно увидеть самые разнообразные предметы и техники начиная с древнейших и заканчивая современными образцами. Что же до фарфора, изобретенного около 620 г. в Китае, то его образцы, представленные в музее, в основном относятся к Средним Векам, но и до сих пор впечатляют своей красотой.



































Хотелось бы также упомянуть удивительные образчики искусства инкрустации. От каждого такого экспоната хотелось было крайне трудно оторвать глаза: тончайшие рисунки и узоры просто завораживали, а радужные переливы перламутра и красота других материалов пленяла. Казалось, нет такого предмета, который бы умелые мастера прошлого не смогли бы украсить: декоративные панно, шкатулки, тарелки, предметы мебели и быта, и даже конская сбруя.





















Дальше - фото без комментариев.





































































Р.S. Прошу простить за качество некоторых фотографий.

Серия постов о Британском Музее:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4 - этот пост
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8

музеи

Previous post Next post
Up