Благодаря художнику XVIII века
William Marlow, мы можем представить
себе в каком живописнейшем месте графства Девоншир расположено поместье
Чатсворт
Начну свой рассказ с описания приятной и необычной встречи,которая ожидала меня в одной из комнат.
На меня в упор смотрела Джорджиана Кавендиш, герцогини Девонширская. Это был ее знаменитый
портрет, выполненный не менее знаменитым английским художником Томасом
Гейнсборо. Я уже упоминала о том, что съемки фильма "Герцогиня", рассказывающий
о знаменитом любовном треугольнике, во главе угла которого была Леди
Джорджиана, происходили в этих стенах и парках. Но Леди Ди восемнадцатого века
(1757-1806) была известна в свое время (кстати, Принцесса Диана - ее дальняя
родственница) не только своими любовными похождениями. Законодательница мод,
увлекающая политикой, писательница (написала автобиографический роман
"Сильфида"),поэтесса, хозяйка аристократического салона и мать троих детей,
все ночи проводившая за карточным столом.
Интересна история этого портрета, написанного при жизни Джорджианы. Поговаривали, что художник был ее любовником. Чего только не перетерпел этот портрет. 5-ый Герцог - муж Джорджианы долго терпел любовные похождения своей супруги. Наверное, потому, что сам был любовникам ее самой близкой подруги. Но, узнав, что у Джоржианы будет ребенок, но не от него, не выдержал, сорвал портрет со стены и... чуть не разорвал его в клочья (чуть-чуть, и мы бы никогда не увидели, какой была эта дива). Затем портрет был продан. В середине позапрошлого веке его выставили на аукцион, где он был куплен богатым джентльменом для своего сына-коллекционера. Но сын портрет не получил, т.к. портрет украли из галереи. Украл его некий
Адам Ворт - легендарный вор викторианской эпохи.25 лет сентиментальный вор не расставался с портретом Джорджианы, возил его с собой везде, укладываясь спать, ставил портрет в изголовье. Затем портрет долгое время выставлялся в Национальной портретной галерее Лондона и только 10 лет назад вернулся в свое родное имение, где я его увидела и даже сфотографировалась рядом с ним! Ведь все-таки прижизненный портрет!
Сыном Джорджианы и 5-го Герцога Девонширского был Уильям Джордж Спенсер Кавендиш (1790-1858), который в 1811 году унаследовал титул своего отца, став 6-ым Герцогом Девонширским. Он известен еще как Герцог - Бакалавр, или же Герцог - Холостяк (The"Bachelor" Duke). (Надеюсь, что, более знающие, меня поправят, как правильнее сделать перевод.) Хотя Герцог был и тем и другим. Получив блестящее образование и став видной фигурой в общественной и политической жизни, он так никогда и не женился. Мне кажется, что это был интереснейший человек своего времени. О нем не очень много можно прочитать в Интернете, но я видела его коллекции картин, видела перестроенные им Парадные залы, библиотеку с его богатейшим собранием книг. А чего стоит одна только Скульптурная галерея! Оранжерея, приватный театр, Длинная галерея с обеденной комнатой. Сады с гротами, альпинариями, фонтаны, огромная теплица-оранжерея, где его стараниями выращивались экзотические растения и даже железная дорога, по которой многочисленные гости приезжали в Чатсворт-хауз, чтобы посмотреть на все эти диковинки. Конечно, Герцог был сказочно богат. Кстати, ему приходилось еще рассчитываться за карточные долги, которые наделала его знаменитая мамаша. Это, наверное, были мелочи по сравнению с унаследованным богатством. Но разве не вызывает уважение личность этого человека? Через несколько веков я думаю о нем и мысленно благодарю за то, что могу рассмотреть все эти овеществленные миллионы, восхититься, удивиться и даже потрогать их руками.
Вот ,посмотрите, перед вами портрет Уильяма Джорджа Спенсера Кавендиш - 6-го Герцога Девонширского, выполненный Томасом Лоуренсом.
Теперь направляемся в Скульптурную галерею. 6-ой герцог Девонширский был страстным коллекционером. Галерея была построена в 1833 году для экспозиции растущей коллекции современной (в то время) европейской скульптуры. Сейчас это самая крупная приватная коллекция неоклассической скульптуры в Великобритании.
"Раненый Ахиллес" работа Filippo Albachini (1777-1858). Как я люблю мраморные работы! Мне кажется что никакой другой камень не может так передать теплоту человеческого тела. Посмотрите, как судорожно напряглись пальцы на его ноге. Сейчас Парис сразит его второй стрелой в грудь - и Ахиллес погибнет...
На заднем плане - "Прядильщица" (1819) Rudolf Schadov и "Весталка, покрытая вуалью"(1847) Raffaele Monti
.
Antonia Canova. "Спящий Эндимион со своей собакой". Есть несколько версий этой красивой легенды. Мне больше всего нравится та, где Селена, богиня Луны, попросила Зевса исполнить желание этого красивого юноши, в которого она была влюблена. Эндимион попросил вечный сон, чтобы остаться бессмертным и юным. И разве Зевс не исполнил его желание? Вот он, перед нами - бессмертный и юный. Не могу не привести несколько строчек из поэмы "Эндимион" Джона Китса, которого Оскар Уайльд отожествлял с Эндимионом. Как жаль, что этот замечательный поэт-романтик почти у нас неизвестен...
"Прекрасное пленяет навсегда.
К нему не остываешь. Никогда
Не впасть ему в ничтожество. Все снова
Нас будет влечь к испытанному крову
С готовым ложем и здоровым сном.
И мы затем цветы в гирлянды вьем,
Чтоб привязаться больше к чернозему
Наперекор томленью и надлому
Высоких душ, унынью вопреки
И дикости, загнавшей в тупики
Исканья наши. Да, назло пороку,
Луч красоты в одно мгновенье ока
Сгоняет с сердца тучи. Таковы
Луна и солнце, шелесты листвы,
Гурты овечьи, таковы нарциссы
В густой траве, где под прикрытьем мыса
Ручьи защиты ищут от жары,
И точно так рассыпаны дары
Лесной гвоздики на лесной поляне.
И таковы великие преданья
О славных мертвых первых дней земли,
Что мы детьми слыхали иль прочли..."
Перевод Бориса Пастернака
Девушка с кувшином - тоже работа Antonia Canova.
Обратите внимание - в коллекции Герцога много работ из поделочных камней.
Великолепный лев. Скульптор Rinaldo Rinaldi. Приобретен 6-ым Герцогом в 1823 году. Вес этой скульптуры - 3,6 тонн . Виден угол малахитовой столешницы - подарок императрицы Александры Федоровны, как и малахитовая ваза, которая стоит рядом с этим львом, готовящимся к прыжку.
.
А теперь начинается очень интересная история. Увидев эти малахитовые часы , я сразу же почувствовала что-то родное. И, конечно же, не ошиблась. Подарок Герцогу от Николая Первого. Очень хотелось расшифровать их оформление. Похоже было на сюжет из Евангелия "Христос, усмиряющий бурю" или "Христос и рыбаки"? Но очень уж Христос похож на Петра Первого
.
Приехав домой, я, конечно начала рыться в Интернете, чтобы узнать историю подаренных малахитовых часов. И оказалось, что Герцог-Бакалавр на протяжении многих лет был очень дружен с Николаем Первым. Причем, эта дружба началась еще задолго до того, как Николай стал Императором. В 1816 году он посетил Лондон, тогда же и познакомился с Герцогом Девонширским в доме русского посла. По дороге в Шотландию будущий российский монарх, по приглашению своего нового друга-Герцога посетил Чатсворт и провел здесь несколько дней. Это посещение сблизило молодых людей. 6-ой Герцог был приглашен на помолвку, а затем в Петербург на свадьбу великого князя Николая Павловича. Но это была не последняя его поездка в Россию. В следующий раз Герцог Девонширский был приглашен уже как официальное лицо - как полномочный представитель Георга IV, короля Великобритании, в связи с коронацией Николая I. Он писал в своем дневнике "«...сейчас я снова нахожусь на пути в Россию... мой друг, Николай Павлович, на троне, и я готовлюсь к тому, что, какими бы наилучшими ни были его стремления, он не сможет принять меня в той дружеской и интимной манере, какая обычно сопровождала наши встречи...» .6-ой Герцог присутствовал на коронации и находился в России с мая по октябрь 1926 года. Тогда же он заказал Английскому живописцу Джорджу Доу, коронационные портреты императора Николая Первого и императрицы Александры Федоровны. Джордж Доу был приглашен в Россию для создания портретов Военной Галереи Зимнего дворца. Мне же это имя было знакомо по портретам графа Воронцова, которые я видела в Воронцовском дворце в Алупке. Вот эти коронационные портреты.
Находятся Парадные портреты по сей день здесь, в Чатсворте. Их разместили в бывшем здании конюшен и хранилище карет. Но не переживайте - просто сейчас эти помещения переделаны в ресторан для посетителей поместья. Портреты огромного размера и не нашлось подходящих помещений в доме, чтобы рассмотреть их во всей красе. В ресторане я, к сожалению, не была. Но если бы я тогда знала, что там находятся эти портреты, то обязательно бы их увидела.
А узнала я все эти замечательные подробности про дружбу Николая Первого и 6-го Герцога Девонширского, благодаря журналу "Наше наследие".
Делюсь ссылкой . Прочитайте обязательно. Очень интересно!
Маленькое замечание. Фотографии коронационных портретов помещены в статье с припиской, что публикуется с разрешения Chatsworth Settlement Trustees. Может, мне нельзя их здесь размещать? Знающие люди, подскажите, будь ласка!
Теперь вернемся в наши дни. В художественных коллекциях дома есть замечательный, на мой взгляд, портрет Ее Светлости, 12- ой Герцогини Девонширской, выполненный художником Micael Leonard. Как видите - двойной портрет. На заднем плане ее муж.
Вот он - Перегрин Эндрю Морней Кавендиш 12-ый Герцог Девонширский на фоне своего фамильного дома. Кавалер Ордена Королевы Виктории, Commander of the Order of the British Empire, попечитель Wallace Collection - музей в Лондоне, заместитель председателя старейшего аукциона Сотсби, и еще много всяческих почетных должностей. А еще Его Светлость - крупнейший коллекционер Британской живописи и скульптуры. Думаю, что нужно поблагодарить Герцога не только за возможность прогуляться по прекрасным залам, галереям, садам, но и за возможность сфотографировать все это.
Вокруг замка расположены великолепные сады. Прогуляться по ним можно в моем журнале. Или же могу выложить их здесь - как пожелаете.