В городе Киото, старой столице Японии, есть небольшой, но очень интересный
Музей Истории Костюма. Японского костюма, от глубокой древности до середины 20го века примерно.
В музее регулярно устраивают тематические инсталляции-реконструкции определенных эпох японской истории.
Несколько лет назад в центральном зале музея построили точную мини-копию части дворца, в котором жил литературный персонаж эпохи Хэйан - принц Генджи. Во дворце, который с точностью до мельчайших деталей воспроизводил обстановку 9-12 веков, разместили кукол в размере 1:4 (т.е. в 4 раза меньше средних человеческих размеров), одетых по моде того времени.
Каждая деталь как костюмов, так и обстановки, сделана по технологиям тысячелетней давности и с использованием только доступных тогда материалов.
Целью данной композиции является наглядное представление жизни и быта придворных аристократов 10-11 веков на примере хорошо известного литературного произведения "Повесть о принце Генджи".
Предлагаю вашему вниманию четыре десятка фотографий кукольного домика из Музея Истории Костюма.
Итак, музей представил уменьшенную копию (1 к 4) части поместья Принца Генджи, Рокуджё-ин.
Схема Рокуджё-ин, всех четырех частей, названных по сезонам. Красным (в правом нижнем углу) выделен кусок Весеннего дворца, где хозяйкой была Леди Мурасаки.
А это схема уже конкретно того куска Весеннего дворца, где все куклы и расставлены-рассажены.
Сегодня я собираюсь показать частную жизнь дворцовых дам, которая происходила во внутренних (изнаночных) покоях дворца. На схеме это помещения по периметру дворца справа, вверху и слева.
В центре дворца мужчины собрались отмечать какой-то буддийский праздник и обсуждать свои мужские проблемы.
А дамы заняты обслуживанием повелителей и своими делами.
"Окна" в хэйанских дворах на ночь или в плохую погоду закрывались "ставнями", только не вертикальными, а горизонтальными. Вот такими деревянными решетками. Эти ставни бывали либо одинарными, во все окно, либо двойными (тогда можно было открывать одну или обе половины). Ставни эти либо поднимались к потолку, давая дополнительный "козырек" от солнца, либо просто вынимались.
Вот тут дамы заняты тем, что открывают ставни.
Чтобы поднять одну ставню, эта дама взгромоздилась на столик для игры в "го".
Две благородные матроны открывают двойные ставни. Нижнюю можно оставить и закрытой, чтоб не сквозило по ногам.
Левая дама поближе и спереди.
За ее спиной видно уже открытое окно.
Дамы рангом пониже куда-то волокут уже снятую ставню.
Слева от этих красоток находится "буфет".
Вот из дверей "буфета" выходит дама с сервированным подносом. Несет угощение мужчинам, прикрывая лицо веером, чтобы кто посторонний не увидел.
Она же спереди.
"Буфет" через окно в торце.
Дама рангом пониже красиво сервирует готовую еду на подносах. Внизу видна подставка с палочками для еды.
А в таком виде еда доставляется с собственно кухни, где ее готовят неблагородные повара и слуги.
За "буфетом" расположены личные комнаты придворных дам. На схеме Весеннего дворца это левый верхний угол.
Как видите, здесь окна открываются только в верхней половине.
Внизу, под стеной дворца, обратите внимание на желтенькие цветочки, покрытые белой ватой.
Это хризантемы, на которых разложены клочки шелковой ваты.
Хризантема - символ долголетия и благополучия. Вечером девятого дня девятого лунного месяца благородные дамы раскладывали клочки ваты на хризантемах, чтобы вата впитала росу с цветов. Потом этой ватой с росой протирали лицо, надеясь, что хризантемы продлят молодость кожи.
Тут справа у ног дамы с коробкой "хризантемовой ваты" виден поднос со сладостями и блюдечками саке. В саке также плавают лепестки хризантем. Считалось, что такой напиток продлевает жизнь и приносит удачу.
Эта дама привязывает к раме межкомнатных занавесок все те же пучки хризантем и красного перца. Считалось, что данная комбинация - эффективное средство от всякой нечистой силы и злых духов.
А за ее спиной дамы отдыхают и занимаются личными делами.
Вид сверху.
Дама слева играет в "китайские карты". На карточках написаны иероглифы и отдельные фрагменты. Комбинируя карточки надо составить новый иероглиф из имеющихся элементов.
Дама справа подстригает волосы.
Замужней женщине или той, чей брак уже обговорен, полагалось обрезать две пряди волос, которые укладывали на грудь. Как знак того, что конкретно эта дама находится под покровительством мужчины (мужа или любовника).
Заметьте, что волосы обрезались не ножницами, а бритвой. Отрезанная прядь аккуратно перевязывалась и укладывалась в коробочку на белую бумагу. Своего рода жертвоприношение.
На салфетке у ног дамы лежат гребни, бритва с футляром и завязочки для волос. В том числе и полоски белой бумаги, которой как ленточкой подвязывались волосы (примерно посередине, на уровне пояса) у дам пониже рангом. У благородной прислуги, грубо говоря. Полностью распущенные волосы носили только дамы высшего сорта, которые домашними делами занимались в меньшей степени.
Обрезающая волосы дама смотрится в зеркало на подставке.
Вид сверху на уже описанные помещения (справа). То, что в центре, повыше, - парадные залы дворца, где сидят мужчины.
А мы теперь пойдем дальше по периметру тыльных комнат, налево.
Часть помещений дворца, на схеме отмеченная как "восточное крыло".
Комната почти в центре, отгороженная и закрытая со всех сторон. Место для отдыха. На татами лежат книги и свитки.
Дама выносит из комнаты отдыха часть книг и свитков.
Слева видны личные покои хозяйки дворца, Леди Мурасаки.
Видимо, ей и несет книги и свитки ее придворная дама.
Леди Мурасаки в личных покоях. Ожидает Принца Генджи.
За ее спиной около стены - предметы личной гигиены того времени.
И слева шкафчик со всякими мелочами.
Вид сверху.
Слева - отдельный местечко для отдыха и сна. В изголовье лежит кото, на котором очень любила играть Леди Мурасаки.
А дальше за занавесочкой сидит служанка, ожидая распоряжений своей госпожи.
Чтобы не скучать в процессе ожидания, дама играет в какую-то хитро-заковыристую игру с фишками и кубиками с очками.
Вон тот черный ящик, на крышке которого и лежат фишки и кубики. Крышка украшена рисунком, представляющим игровое поле.
В соседней большой галерее придворные дамы Леди Мурасаки занимаются шитьем одежды.
На схеме дворца это вся правая часть восточного крыла, галерея и веранда.
Две дамы, видимо, самые ответственные и искусные, заняты собственно шитьем.
Правая дама поближе.
В коробке справа - куски тканей и нитки. На подносике перед дамой - небольшая закусь, чтоб не сильно утомляться в процессе шитья. Ну, и тазик рядом, ручки ополоснуть.
Левая дама.
Опять-таки коробка с кусками ткани и инструменты. Занятно, что ткани, похоже, тоже резали бритвой, а не ножницами.
Склад расходных материалов.
Ткани, нитки и прочее.
С правой стороны от шьющих дам на веранде стоит большой короб с шелковой ватой (отходы перемотки шелка с коконов).
А в глубине галереи две служанки аккуратно выравнивают эту вату, чтобы потом использовать для утепления одежды.
Видите, у этой дамы волосы перевязаны белой "ленточкой"? Рангом не вышла.
С левой стороны от дам, занятых шитьем, две другие служанки готовят ткани на раскрой и шитье.
Раскладывают и расправляют их руками.
Подбирая в тон и по рисунку.
А за их спиной придворная дама занята сложным и ответственным делом - составлением благовонной смеси.
Перед ней курильница для благовоний и набор разных ингридиентов, которые она и смешивает для получения нужного аромата.
Древнеяпонская "химичка".
Когда нужный аромат будет получен, курильницу-хитори накроют бамбуковой ажурной "корзиной" и сверху разложат накидку госпожи или кого из придворных дам.
Ароматизация одежды.
Мылись тогда нечасто, а одежду стирали и того реже (особенно дорогущий тонкой выделки шелк). Вот чтоб не воняло хорошо пахло и насекомые не заводились, так и справлялись.