К 80-летию лопнувшего треста. Штрихи к истории грампластинки и кинофикации СО

Mar 18, 2016 10:37

История необычная.
Источник один - исследования сообщества суперфонобиблиотеки "Мир русской грамзаписи" - http://www.russian-records.com/categories.php?cat_id=493.
Я не перестаю удивляться деятельности этой библиотеки-архива, но, кроме всего прочего, она открыта, она всегда открыта, а сегодня её просто можно назвать исследовательским институтом. Ничего подобного ни одна библиотека, ни один архив, ни один музей в России не делает...
Но в данном случае и там опираются на одну единственную статью уральского краеведа - Стефана Антоновича Захарова.
И остаётся масса вопросов...
1. От производства чего оставался материал для изготовления пластинок?
2. Почему мастерская находилась на ВИЗе?
3. Как и откуда доставляются матрицы, по каким критериям и кто ведёт отбор произведений...
4. Кто и зачем принимает подобное решение?..
Пока у нас одна зацепка - кинофикация...

А музыка? Беру наугад... и заслушиваюсь...


Пластиночное отделение, по логике вещей, должно заняться производством СОВЕТСКОЙ пропагандистской музыки, но что-то подсказывает мне, что основной задачей должно быть производство пластинок с записями речей советских лидеров... Но ничего подобного в представленной коллекции нет!
Обратите внимание, Захаров в своей статье отмечает, насколько исключительно популярна была речь Чапаева из одноимённого кинофильма, но и Массальский хотел назвать студию "Чапаев" (7)
Но как технически донести пафос фильма до ушей зрителя?! Ничего в кавычки брать не буду, ибо и сам в данном предложении всё воспринимаю буквально и ниже специально привожу цифры по количеству звуковых киноаппаратов в области...
Затем будет произведена "очистка", но мастерскую "убьёт" звуковое кино... изготавливать пластинки нецелесообразно... У меня пока такая версия.

Кинофикация
Посмотрим некоторые документы, связанные с кинофикацией:
1934 год.
По решению Совнаркома РСФСР «о реорганизации управления киносетью на территории РСФСР» на базе областной конторы «Роскино» и Кинообъединения при Свердловском ОблОНО был создан Свердловский областной трест по кинофикации, приступивший к работе с 1 января 1934 года.[5]

11 декабря 1934 года выходит постановление СНК СССР - Об организации звукового кино в районных центрах. Это кульминационный период в осознании огромной пропагандистской мощи кинематографа, и именно - звукового. Теперь кинофикация находится под особо пристальным вниманием партийного аппарата.

1935 год.
"Кино в руках Советской власти представляет огромную неоценимую силу…
Обладая исключительными возможностями духовного воздействия на массы, кино помогает рабочему классу и его партии воспитывать трудящихся в духе Социализма, организовывать массы на борьбу за Социализм, подымать их культуру и политическую боеспособность».
Сталин. «Правда», 11.01.35 г.

«В Бардымский и Манчажский национальные районы была послана агитбригада с кино-передвижкой. Бригада обслужила 33 колхоза, в которых прочитано 34 лекции на татарском языке на темы: «Современный ислам», «Отчего зависит урожай», после чего демонстрировались картины из татарской жизни «Купол ислама» и «Эмигрант». Обе картины антирелигиозного содержания. На кинолекциях присутствовало - 5676 человек, колхозников и единоличников татар».[6]

В Свердловск направлен кинорежиссер «Союзкинохроники» Массальский М.Г., цель командировки организация в Свердловске фабрики кинохроники и документальных фильмов (пока в Свердловске есть Уральское отделение «Союзкинохроники»). 11 февраля 1935 года в докладной записке он отмечает, что в городе есть прекрасное техническое оборудование: 7 съемочных аппаратов - это семь творческих бригад, замечательный копировальный аппарат новейшей конструкции, осветительная аппаратура, все это стоимостью 100 тыс.руб.золотом, причем оборудование импортное. Из Москвы приехали специалисты. Заснято 10 тыс.метров пленки с новостроек. Во втором квартале из Москвы должна поступить звукозаписывающая аппаратура. Осталось за малым: у студии нет помещения ни для хранения пленок, ни для кинопроизводства. У Массальского приготовлено и название для новой фабрики «Чапаев».[7]

Впрочем, годом позже будет произведена очистка по содержанию и будет отгружено свыше 14 тонн фильмовой макулатуры, копившейся на Свердловском складе около десятилетия.[8]

3 марта выходит постановление бюро обкома «Об организации звукового кино в колхозах и райцентрах области»: не позднее 1 июня 1935 года пустить в эксплуатацию 21 звуковой кинотеатр. Решение вопроса возложить на профорганизации. В течение 2-го квартала 15 звуковых кинотеатров, 3 и 4-го - уже 70 звуковых кинотеатров в райцентрах области. Кинотресту же организовать курсы операторов, осуществив первый выпуск уже 16 сентября.[9]
На 31 декабря 1935 года в области звуковых киноустановок - 105 штук, немых - 733.[10]

1936 год.
На 1 декабря 1936 года: 211 звуковых киноустановок и 644 немых.[11] Но бездействует 17 звуковых киноустановок, из них 7 в городах, 131 - немых. 78 киноустановок, из них 21 клубных стационаров, не имеют киномехаников.

Примечания:
[5] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.384, л.47.
[6] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.452, л.79.
[7] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.449, лл.81, 84, 105, 108.
[8] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.384, л.91.
[9] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.34, лл.30,31,36.
[10] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.370, л.114.
(Эти заметки касались несколько иной темы, но вот пригодились - Кинофикация. 1919-1940 гг..

Свердгорлит
На пятачке можно разглядеть номер Свердгорлит, т.е. предполагаемые к изданию произведения проходили цензуру и литовались, что должно было отложиться в каких-то документах...
И знакомясь с этими материала, я постоянно думал о границах советского "пиратства", зарубежные исполнители издавались, как мне кажется, без всяких лицензий... Но когда слушаешь представленные песни, удивляешься ещё больше - насколько же они "буржуазны"! В сердце трудового Урала, на фоне неимоверных усилий догнать и перегнать... накануне чудовищных репрессий звучит столь очаровательная музыка, которая фантазию может унести чёрт его знает куда...

Вот примечание к разделу:
От редакции (Мир русской грамзаписи): Мы работаем над усовершенствованной статьёй, в которую будут включены многие технические моменты, о которых можно только догадываться читая данную заметку, например тот факт, что фабрика начинала с экспериментов в области переписи с оптических фонограмм, наподобие "Ленгоркино" и т.д. Так же следует обратить внимание читателей на тот факт, что почти все пластинки, упомянутые в заметке - это ленмузтрестовские записи 1936 года.

Свердловский областной трест кинофикации
Стефан Антонович Захаров. ПОЗАВЧЕРА И ВЧЕРА. Из записок старого свердловчанина.
Свердловские грампластинки
Журнал "УРАЛ" № 3, март, 1986. Стр. 149



К сожалению, никаких источников Стефан Антонович не называет... Поэтому пока: кто-то рассказывал, где-то слышал, припоминаю... А фактов, которые можно подтвердить документально, нет... Узнать об источниках мы можем только из его архивов, но где они, в каком состоянии и доступны ли?
Но собранный в Мире русской грамзаписи архив - факт неоспоримый.

Биографическая справка.
ЗАХАРОВ Стефан Антонович (29.12.1920 - 28.10.1995).



(Фото - Нескучная библиотека)

Писатель-публицист, уральский краевед. Член Союза Писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
В начале 1958 г. главным редактором вновь организованного журнала "Уральский следопыт" Вадимом Очеретиным был приглашен на работу в качестве ответственного секретаря редакции. Проработал здесь девять лет (1958-1967).
В 1967-1968 гг. работал редактором Телестудии.
В 1968-1990 гг. был ответственным секретарем журнала "Урал".
Публикации С.Захарова были посвящены театральной тематике, деятельности известных уральских революционеров, полководцев, различной краеведческой тематике. Публиковался в основном, в журналах "Урал" и "Уральский следопыт", а также в местных газетах.

Источник я уже указал, но хотелось бы более наглядно представить коллекцию и постепенно, по мере нахождения материала, добавлять информацию




Признаюсь, и слушаю-то эти записи с огромным интересом и их качество меня не смущает... возможно, на фоне того, чем щедро поливают слушателя нынешние телепрограммы...
Обратная сторона... луны...



Юбилей, История звукозаписи, Историко-краеведческая лаборатория, 1930-е, История кинематографа, Фонотека

Previous post Next post
Up