Подсказка там, где Архангельский говорит о работе музеев, ибо выставочная деятельность библиотеки становится одной из основных, но, мне кажется, что библиотека неизбежно должна сделать шаг за пределы собственного пространства. Актуализируется библиографическая деятельность - и именно библиографическая, в ней заложена возможность выбора - основного требования сегодняшнего потребителя "чтива", но у этой деятельности должен появиться совершенно другой объём (пока оставляем в стороне понятие содержания), каким-то образом нужно научиться говорить о том, чего нет в книге, но живёт во всём вокруг нас, говорить таким образом, чтобы у читателя появлялось ощущение наличия перекрёстных ссылок на альтернативные источники, ощущение бесконечного (продуцирующего эту самую бесконечность в сознании) количества возможных вариантов и слегка начинала кружиться голова от иллюзорного ощущения собственной свободы, чтобы вынудить читателя не взять ту или иную книгу, а сделать выбор... но как это сделать, очерчивая содержание издания от противного?.. и не превращаясь в книжного шарлатана и болтуна...
Библиография должна превратится в процесс, становясь и историей библиографии (библиографоведение), когда в ней начнёт опредмечиваться актуальность и востребованность тех или иных изданий в то или иное время в том или ином месте (что тоже архиважно).
... нужно начинать широкое сотрудничество с музеями, подготавливая библиографии (они будут "плавающими", гибкими, а сплетаясь во времени - жизнестойкими) к тем или иным выставкам музеев (кстати, а почему не подумать и о концертных залах, и театрах?), "поработать" на них, и они вынужденно начнут работать на библиотеки... возможно.
Александр Архангельский о жизни в виртуальной реальности. Интервью брал Ткачев Евгений Валерьевич. - Южноуральская Панорама.
"Однако по-прежнему все неочевидно для библиотек. Чем они занимались раньше? Хранением и выдачей книг. В цифровую эпоху, что вы будете выдавать? Электронно-цифровую копию? Она не является объектом. Если вы будете предоставлять эту услугу в своих залах, к вам никто не придет. Все привыкли пользоваться Интернетом. А четвертый раздел Гражданского кодекса запрещает вам выдачу цифровых копий за пределами помещения.
О будущем музеев
- С большим трудом, но в цифровую, мультимедийную эпоху вступают музеи. И сразу же возникает миллион проблем. Если у музея нет не просто сайта, а электронной версии, он немедленно теряет лояльность аудитории. Я подчеркну: это не просто сайт, не просто картинки. Это придуманные акции, это жизнь в виртуальном пространстве. Зайдите на ресурсы крупнейших мировых музеев и вы увидите, что это совершенно другая история. Есть ли тут противоречия? Конечно, есть. В чем задача нормального музея: предъявить подлинность. Но виртуальная эпоха не знает, что такое подлинность. Она знает, что такое эффектность.
Чтобы показать картину в цифровом виде, мы должны ее «убить». Показать так, как мы никогда ее не видим в жизни: выплывающим объектом, раскадровкой. Говоря честно, мы демонстрируем что то другое. В виртуальном пространстве мы выдаем показываемый образ за оригинал, хотя он таковым не является.
Музеи начинают понимать, что это два процесса, а не один: предъявление подлинности и виртуальное пространство. Что виртуальный сайт, это не дополнение к музею, а еще один музейный проект. Выставка никогда не будет заменена виртуальным показом. Однако подготовка выставки, какая нибудь интерактивная игра, в которую вовлекается любой человек, превращается в самодостаточный процесс. Кстати, сейчас ни на одной европейской выставке, особенно, если она посвящена XX веку, не обойтись без видео. Оно позволяет людей включать в контекст. Создает объем".
Кто знает, может,
"Белинка в гостях..." постепенно станет более значимым явлением в деятельности библиотеки. Но пока мне не удаётся привлечь внимание самих библиотекарей и превращать альбомы в новую форму работы с фондами - в минибиблиографии, о которых я говорил выше.