К 150-летию Первой Публичной Универсальной Библиотеки Екатеринбурга. Наброски

Aug 23, 2014 16:57

В рамках подготовки к юбилейным торжествам 2015 года.
Пьеса "Отец" написана Стриндбергом в 1887 году, но имеет непосредственное отношение к планируемым торжествам.
Полное собрание сочинений. Том V. Новеллы и пьесы. - http://www.libpdf.ru/books/all/author_30/book_160/
Издание В.М.Саблина. Москва 1909. Перевод В.Саблина.


О "тайне отцовства" мы ещё поговорим, но позже и не в рамках подготовки к торжествам. Понятно, что всё закончится трагично... Книги, неправильно подобранные ревностными сомнениями, направят разум на ложный путь, рассудок умудрится направить мысли в ад, а Библиотека станет весьма сомнительным чистилищем, пройдя через которое главный герой не в силах будет справиться с чудовищными подозрениями и будет принят в объятия смерти. Вероятно, позже сделаем крюк в сторону Ибсена, воскресив в памяти "Привидения". Это отдельный, достаточно серьёзный и сложный разговор, как определяли и российские дворяне своих внебрачных дочерей, кому суждено было становиться первыми учительницами...
Этот узелок на память с элементами лирико-драматического отступления закруглим словами Блока:
"Правда, в этой громадной лаборатории, заваленной книгами, инструментами и колбами, внешне хмурой, но внутренно веселой и пронизанной пыльным солнцем, - лежит в заветном углу один необщедоступный том - Сведенборга. Но, право, не страшно, если какой-нибудь молодой школьник увидит в этом томе только "странности" старого товарища. Для Стриндберга не страшно многое, что страшно для других, и, может быть, больших, чем сам он, учителей, потому что он... демократ. Наследие демократа - идейно, оно не может служить поводом ни для чьей корысти. Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это - лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг - утро, тот час, когда начинается большая работа. Он - менее всего конец, более всего - начало. Благоговейное изучение его - есть тот труд, который молодит усталые души". - А.Блок. Памяти Августа Стриндберга. (1912)

Не обременённые степенями и регалиями почётные члены совета "Клуба друзей Белинки" решили обратиться за разъяснениями в Академию Барона Брамбеуса.
Разъяснения последовали незамедлительно, греша, признаем, некоторой пространностью, свойственными мысли Академии фантастическими завихрениями и языковым занудством - наследия методологии первого обрусевшего польского востоковеда и арабиста, но неся на себе следы привлекательнейшей парадоксальности, чем всегда отличались суждения представителей Академии. Впрочем, как и все остальные открытия Академии, и эти предпочитали дурака валять у порога гениальности, но не решаясь этот порог переступить, это бесшабашная щедрость на открытия и привлекала "Клуб друзей Белинки", поэтому мы не стали обращаться непосредственно к специалистам Библиотеки им.Белинского, слишком обременённым непосильными обязанностями методистов, чтобы не отнимать у них драгоценное время и без того скудно оплачиваемое нашим государством.
"Ни дня без открытия!" - как говаривал барон Брамбеус, полемизируя с бароном Мюнхгаузеном по части сомнительности смыслов любого подвига в наши относительные и в своей сомнительности времена... Да, мы помним эту дуэль двух гигантов современной им самим философии. Именно в этой полемике и возникает идея создания Академии барона Брамбеуса. Но вернёмся к существу поставленного вопроса, некоторые мыслительные усилия скоро заставят его разогнуться и засиять восклицательным знаком.
- Может ли безграмотная девушка быть полноценным членом свободного общества, т.е. обладать правами свободного человека? Но может ли общество быть полноценным и свободным, если женщины не допущены в образование?
Итак, первейший признак полноценного общества - это свободный доступ к образованию женщин любых сословий и состояний. И в 1860 году, 155 лет тому назад, екатеринбургское общество делает грандиозный шаг в будущее - в Екатеринбурге появляется женское училище, преобразованное через десять лет в 1-ю женскую гимназию, позже на основе гимназии появится педагогическое училище, правопреемником которого станет Педагогический университет.
А в 1865 году при училище открывается Первая публичная библиотека города. И не только потому, что открыта и для горожан города.
"Ни копейки не получая из государственного казначейства, школа существовала исключительно на общественные средства". (с.59) Соответственно и библиотека содержалась на средства публики. Т.е. имела неопределённую свободу и от ведомственного произвола и от произвола и воли одного частного лица.
Но самое главное! В библиотеку были допущены ДЕТИ! и не просто дети, а девочки... Вот почему библиотека была УНИВЕРСАЛЬНОЙ, охватывая все возрастные категории жителей региона.

Посмотрим, что представлял из себя первый полноценный выпуск училища.



А далее речь пойдёт о библиотеке:






Интересно, что вдохновитель создания первой публичной универсальной библиотеки господин Книзе уволился по состоянию здоровья в год создания библиотеки. Я сфотографировал только страницы, где речь идёт о библиотеке.


















Завершаем эту часть (в следующей части мы покажем, что это первый международный проект общественности Екатеринбурга) речью Начальницы гимназии о роли женского образования.

























Что же писали о библиотеках современные нам учёные. Писали.
Понятно, что никаких ударений или акцентов на то, что появлявшиеся (и исчезавшие, что тоже отличает их от Первой Публичной Универсальной) библиотеки были ведомственными, а ведомства полувоенного порядка, или частными, - смотрите в примечаниях статьи Сафроновой и Берковича.. Полувоенные города-поселения с полукрепостным рабочим людом, где о публике до исторических времён вообще проблематично говорить. О "публичности" как таковой мы можем говорить только после отмены крепостного права, только после появления хоть каких-то признаков демократических институтов в России, только после появления Публики как таковой. Итак, точка отсчёта - государственные реформы 60-х годов XIX века. До этого года искать библиотеки никто и не запрещает, но не Публичные и Универсальные...

Примечания.
К примеру, что мы можем найти в электронном библиотеке Белинки: Сафронова А. М. Первая библиотека Екатеринбурга XVIII века: итоги изучения ее истории и задачи на будущее / А. М. Сафронова // Пятые Чупинские краеведческие чтения : материалы конф., Екатеринбург, 16-17 февраля 2010 г. / Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, Институт истории и археологии УрО РАН ; сост. Т. А. Колосова. - Екатеринбург : [б. и.], 2010. - С. 122-133.

Что пишет Беркович (а это сайт Музея Истории Екатеринбурга). Он пишет о том, что в истории библиотек Екатеринбурга провал в 30 лет. Екатеринбург, как и его горожане находился в некоем обмороке по части чтения книг:
"Первая общественная библиотека в Екатеринбурге появилась в конце 1850-х гг. стараниями бывшего крепостного крестьянина кн. С. Голицина Павла Александровича Наумова. При библиотеке раз в неделю проводились «беседы изустного чтения» популярных писателей, но желающие могли выступить и с собственными сочинениями. Библиотека Наумова по отзывам прессы считалась одной из лучших в провинции, число постоянных читателей доходило до 200. Но время, в которое Петр Александрович предпринял столь полезное для культуры Екатеринбурга начинание, меньше всего благоприятствовало проявлению общественной инициативы, тем более со стороны бывших крепостных. Привычки «николаевского царствования» сильны были в провинциальной бюрократии - Наумова быстро «поставили на место». В последствии он не раз пытался возобновить дело, но все неудачно: или денег не хватало, или власти мешали. В середине 1880-ых гг. А. Батманов встречал уже постаревшего, уставшего от неравной борьбы Павла Александровича: «Роста он был среднего, худощавый, лысоватый, с длинной бородой, в очках. Одевался очень скромно - в сереньком пиджаке, ходил не спеша. Производил впечатление человека болезненного».
Помимо Наумова частные библиотеки в Екатеринбурге удавалось открыть и другим людям, но существовали они не долго, не завоевав большой известности. Показателен опыт учителя русского языка Екатеринбургской мужской гимназии Ипполита Андреевича Машанова. В 1883 г. он попытался создать библиотеку, подбор книг в которой отвечал бы задачам учебного курса. В любое другое время идея вряд ли вызвала бы возражения, но ко всему подозрительная после убийства Александра II власть закрыла библиотеку через несколько месяцев. Машанов нереалистичную затею оставил и продал книги купцу Василию Ивановичу Бабинову.
Другая причина, почему Екатеринбургу так долго не везло с библиотеками, лежит в сфере экономики. «Библиотека есть коммерческое предприятие и ничего больше, - писал «Деловой корреспондент». - Она должна удовлетворять вкусам публики, иначе никто не подпишется. Если и справедливо, что библиотека способствует развитию потребности к чтению, делая книги всем доступными, то все же направлять чтение в ту или другую сторону совсем не в задачах и не по силам библиотеке». Частная библиотека как коммерческое предприятие не была эффективной, и даже совмещение ее с книготорговлей, как это делали Наумов или Бабинов, не спасало дела. Она требовала немалых средств для формирования книжного фонда, подписки новых журналов, аренды помещения, при этом затраты заведомо не окупались. Позволить себе подобную филантропию могли только состоятельные люди: дочь золотопромышленника Е. Кремлева, дочь купца М. Дмитриева или малороссийские помещики Тихоцкие. Но и при всем том возможности частных лиц оставались ограниченными, полноценная библиотека могла быть создана только за счет средств городского бюджета и широкой благотворительности. После того, как в Екатеринбурге в 1899 г. открылась Публичная общественная библиотека им. В. Белинского, из частных выжила только библиотека С. А. Тихоцкой..." - Беркович А. В. Софья Адольфовна Тихоцкая.

150-летие Первой Публичной Универсальной, История образования на Урале, История библиотек на Урале, Ибсен, 2015-календарь, Белинский, Стриндберг, "Тайна отцовства", История женского образования, Блок, Журнальный зал, Историко-краеведческая лаборатория, Старые книги, Шведский зал

Previous post Next post
Up