Его рукой водила муза, но "пером" был фотоаппарат

Aug 10, 2014 18:31

В качестве заметок к будущему проекту. Эта линия поиска однажды сомкнётся с другой - "Накануне..." (К 100-летию первого на Урале женского и молодёжного журнала)

Читая старые газеты, я теперь постоянно буду обращать внимание на подобные заметки, даже если поиск будет обречён на провал. "Зауральский край", январь 1915 года.



Фотографии из музея Дома Учителя. Я ничего пока не знаю об этих девушках.


Обратная сторона



Более праздничное оформление, но качество снимка хуже


...



У нас весьма простая задача восстановить имена учениц... Я этого точно сделать не смогу.
Быть может, автор этой книги поможет нам... К вопросу о пользе выставок в Белинке, я не знал о выходе этой книги, хотя она была издана 7 лет назад.


...



И статья Бирюкова с сайта Краеведческого музея -

Опубликовано в июльском номере газеты "Уральский музей" за 2005 год
ЕГО РУКОЙ ВОДИЛА МУЗА, НО «ПЕРОМ» БЫЛ ФОТОАППАРАТ.
"Как-то так случилось, что имя первого фотографа Екатеринбурга Ивана Терехова менее известно, чем его последователя Вениамина Метенкова. И это несправедливо. Если первый фотографический «художественный кабинет» в России открылся в Москве в 1840 году, то уральское заведение «Фотография Терехов и сын» появилось двумя годами позже, что подтверждают фирменные бланки. Их семейную династию связывали с изобретателем фотографии Дагерром: кто-то из Тереховых ездил к знаменитости учиться, там купил фотоаппарат и необходимые материалы. Так ли это было в действительности - неизвестно, но и в последующие годы фотокамеры семейство Тереховых предпочитало привозить из Франции.
«В Екатеринбурге г-н Терехов приобрел себе прочную репутацию: здесь работа его, как сказывают, всегда предпочитается всем другим фотографам, иногда заезжающим к нам, и поэтому эти господа, встречая столь неприятного конкурента, обыкновенно весьма скоро оставляют наш город!», - так писал «Ирбитский ярмарочный листок».
Имя Ивана Терехова, первого екатеринбургского фотографа, быстро становится известным далеко за пределами уездного города. Начав в 1853 году, он - единственный на Урале - удостаивается титула «Фотограф Его Императорского высочества государя Великого Алексея Александровича», когда тот в 1873 году посещал Екатеринбург.
Фотограф-художник Иван Акинфиевич Терехов «настойчивым, неутомимым трудом, врожденным и развитым художественным чутьем достиг замечательного совершенства в своих произведениях, постоянно следит за всяким усовершенствованием по фотографии… Поэтому-то его работы, превосходя нередко его ожидания, высоко отмечались в среде ценителей артистических произведений».
И поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской национальной библиотеке в Петербурге хранятся два громоздких фолианта - два тома «Альбома костюмов России. 1878 г.» В них более 500 фотоснимков. Одним из авторов альбома значится Иван Терехов из Екатеринбурга. Несмотря на свое столь дальнее местожительство, фотограф уже давно и активно поддерживал связи с центром, причем небезуспешно.
Наш фотограф поражал не только портретными работами, но и занимался съемкой видов. Один из фотоальбомов, где было запечатлено 25 видов города, снятых им с разных пунктов, датировался 1868 годом. Терехов был известным человеком в городе, занимал положение в обществе: гласный (депутат) городской Думы, церковный староста.
Иван Акинфиевич был и одним из учредителей Уральского общества любителей естествознания (1870 год). Его снимок «Каменные палатки - обнажение гранита» вклеен уже в самый первый том ученых «Записок УОЛЕ». По постановлению общества зачтено за пожизненный взнос бесплатное изготовление фотографий. И это не единственный случай. Воспоминания очевидца: «Пять человек с фотографом И.Тереховым сами на себе во время всего нашего пути в Чертову Городищу семь верст несли аппараты, приборы, воду и вообще все необходимое, что требовалось для фотографии (был еще мокроколлоидный способ для самоприготовления светочувствительных пластинок. - Е.Б.) Плодом трудов этой экспедиции стали три фотографических снимка для III тома «Записок Уральского общества». Для ученого доклада фотограф изготовил цветной - собственноручно подкрашенный - снимок редкого растения.
И такое трудолюбие его не случайно: первая фотографическая награда была от Общества любителей естествознания Московского университета (1863 год). В 1872 году - от Всероссийской политехнической выставки в Москве. В 1876 - от Русского отдела Всемирной промышленной выставки (к 100-летию США) в Филадельфии. А вот серебряная медаль за фотографию с Всероссийской промышленной выставки 1882 года пришла уже посмертно.
Иван Акинфиевич Терехов работал очень много, хорошо и получал за свои поистине художественные работы, и по своей артистической натуре жил на широкую ногу. От приемов, визитов в высшее общество не отказывался. А почему бы не выехать в свет, тем более что жена - первая красавица (ее портрет кисти академика живописи А.Корзухина до сих пор является украшением Екатеринбургской картинной галереи). Но в 35 лет она умирает, оставив трех малолетних дочерей. А через год, 18 марта 1880 года, не вынеся потрясения, уходит из жизни и сам фотограф в возрасте 45 лет. Его брату Николаю остается только осиротевшее семейство, а двухэтажный дом на Главном проспекте пришлось продать за долги.
Но фамильная фирма не прервется: эстафету светописи подхватит брат. «Фотография Н.Терехов», а потом «… и сын» снова завоюет место под солнцем и станет одной из лучших в Екатеринбурге.
В фотографическом музее «Дом Метенкова» династии Тереховых отведено достойное место".Е.Бирюков, научный сотрудник музея «Дом Метенкова»

В качестве приложения к теме "История фотографии"
Казань-Вятка-Екатеринбург. Из истории кинематографа.
rbvekpros 19 января, 2013 Тихоновы и Усмановы. Узелки на память. Николай Петрович Тихонов в Екатеринбурге.

100-летие 1-го на Урале Молодёжного журн, Фонды Белинки, 100-летие 1-го на Урале Женского журнала, История фотографии, Историко-краеведческая лаборатория, Музеи Екатеринбурга, Образование

Previous post Next post
Up