Татарские типы (не только и не столько об этом) в фарфоре Рашета. Метрополитен-музей

Jul 24, 2014 18:43

Оригинал взят у rbvekpros в Татарские типы в фарфоре Рашета. Метрополитен-музей
Опять кругами возвращаюсь на Урал... Не получается найти пути покороче.

"Знаменитая этнографическая серия Ж.-Д.Рашетта «Народности России» способствовала прославлению матушки-России. В основном скульптуры воспроизводят в фарфоре иллюстрации из фундаментального туда академика И.-Г.Георги (1729-1802) «Описание обитающих Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достойнопамятностей» (СПб., 1776-1777)". - http://apodarok.ru/info/sel/?213
Нашёл и некоторые рисунки, фарфоровые статуэтки намного изящнее изображений в книгах Георги. Вот что забавно. Язык оригинала (или) - немецкий, грубо говоря (а может, одновременно, год один 1776), немцы раньше и "больше" могли узнать о татарских народах России, чем русские. Но иллюстрации появляются уже в издании переведённой версии.

Георги Иоганн-Готлиб (Иван Иванович)/Johann Gottlieb Georgi (Померания, 31 декабря 1729 - Санкт-Петербург, 27 октября 1802) и библиография. (Там же можно скачать сканы упоминаемых книг для сравнения)
Императорский фарфоровый завод - одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.
Первоначально именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 - Императорский фарфоровый завод, с 1917 - Государственный фарфоровый завод (ГФЗ - аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование - Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма - Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ - аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) - до 2005 года.

В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. 1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Санкт-Петербурге производство фарфора. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.

Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. За всё время пребывания в России (1744-1748) он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за границей или доверить производство Дмитрию Виноградову, русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к Гунгеру для обучения. Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора.
В 1779 г. на должность модельмейстера завода был приглашён французский специалист Жан-Доминик Рашет (в России приобрёл имя Яков Иванович Рашет). Проработав здесь четверть века, Я. И. Рашет внёс большой вклад в развитие художественного фарфорового производства. Сам он прославился знаменитой серией фигур «Народы Российского государства» (1780-е гг.), которая имеет большую историко-этнографическую и художественную ценность. По моделям Рашета создан также «Арабесковый сервиз» (1784) и другие образцы русской фарфоровой промышленности (в частности 27-сантиметровый бюст Екатерины II). (Из исторической справки об Императорском фарфоровом заводе на Википедии)

Казанская татарка. Kazan Tartar Woman - http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/207048
Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1780-1800. Керамика-фарфор, высота 22,9 см.
Credit Line: The Jack and Belle Linsky Collection, 1982



с.22
Marking: Painted in underglaze blue enamel inside base in Cyrillic: Monogram E II (factory mark, period of Catherine [Ekaterina] II, 1762-96); Incised inside base: P
Маркировка: монограмма на кириллице Е II (фабричная маркировка при Екатерине второй)
Прочерчено внутри основы: Р - я думаю, но не уверен - первая буква фамилии - Рашет, Яков Иванович (фр. Antoine-Jacques-Jean-Dominique Rachette; 1744-1809).

Следующая статуэтка не рашетовская? Откуда и зачем берётся эта тема?
Tartar (Татарин) / Imperial Porcelain Manufactory, St. Petersburg
Date: ca. 1760-70
Culture: Russian (St. Petersburg)
Medium: Hard-paste porcelain
Dimensions: H. 7-3/16 in. (18.3 cm)


Marking: [1] Double-headed eagle (factory mark, impressed on base)
Маркировка: Двуглавый орёл (фабричный знак, выдавленный на дне основы)
[2] Astrological symbol for Mars (factory mark indicating clay form Gjelsk, impressed on base)
Астрологический знак Марса (фабричная марка, указывающий, что глина доставлена из Гжеля, "Гжельск", видимо, от гжельская глина)
- Прим. Р.Б.: Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…». - http://ru.wikipedia.org/wiki/Гжель
Provenance
Palace of Gatchina, St. Petersburg ; [ Le Passé , New York, 1942; sold to Wilson ] ; R. Thornton Wilson (until 1943; to MMA)
- Находилась в дворце в Гатчине, в 1942 году продана Вильсону?

Tartar Woman (Татарская женщина) / Imperial Porcelain Manufactory, St. Petersburg
Date: ca. 1780-1800
Culture: Russian, St. Petersburg
Medium: Hard-paste porcelain
Dimensions: Height: 8 3/16 in. (20.8 cm)
Classification: Ceramics-Porcelain
Credit Line: The Jack and Belle Linsky Collection, 1982
Accession Number: 1982.60.162


Unmarked - Без клейма

Это, видимо, телеуты или белые калмыки по Георги? "Татарская баба в Кузнецке..." по изданию 1776 года.
Tartar Woman/ Imperial Porcelain Manufactory, St. Petersburg
Date: ca. 1780-1800
Culture: Russian, St. Petersburg
Medium: Hard-paste porcelain
Dimensions: Height: 8 3/8 in. (21.3 cm)
Classification: Ceramics-Porcelain
Credit Line: The Jack and Belle Linsky Collection, 1982


Inscribed on the back of base in raised Cyrillic letters: BABA:TATARSKAYA
На дне подставки заглавными русскими буквами написано: БАБА: ТАТАРСКАЯ
Unmarked - фабричных отметок нет.

Tartar Woman/ Imperial Porcelain Manufactory, St. Petersburg
Татарская женщина. Императорский фарфоровый мануфактура, Санкт-Петербург.
Date: ca. 1780-1800
Culture: Russian, St. Petersburg
Medium: Hard-paste porcelain
Dimensions: Height: 8 1/4 in. (21 cm)
Classification: Ceramics-Porcelain
Credit Line: The Jack and Belle Linsky Collection, 1982


Inscribed on back of base in raised Cyrillic letters: BABA:TATARSKAYA
На дне подставки на заглавными русскими буквами написано: БАБА: ТАТАРСКАЯ
...
Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался на Шлиссельбургском тракте, близ берега Невы, в 10 верстах от Петербурга. При нём действовала Преображенская церковь 1730-х гг. постройки, а рядом образовалось кладбище Фарфорового завода. В XX веке весь участок вошёл в черту города (пр. Обуховской Обороны, 151).

Валериан Емельянович Галямин (1794-1855) был назначен директором в 1832 году. Руководя до этого топографическим училищем, он сумел как-то вручить императрице два альбома своих акварелей. «Отличный рисовальщик» - так говорили про него при дворе. Возможно, не это сыграло роль при выборе его кандидатуры на должность директора изящного завода, но его вкус к прекрасному очевидно сказался на продукции предприятия. При Галямине стали работать такие художники-мастера, как А. Воронихин, С. Пименов. Были построены лазарет, аптека, богадельня. Созданы бронзовое заведение, гончарная мастерская. Открыты отечественная школа мастеров-художников по фарфору и училище для детей работников завода. К 100-летию производства создали музей, где демонстрировались образцовые изделия.

В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах - один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.
В 1901-1907 были выполнены в бисквите скульптуры Адамсона: «Внимая шепоту моря», «Поцелуй волны», ,«Рождение Венеры»; «Последний вздох корабля», «Демон», «Вопль души».
Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз - осенью 1917 г. её вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.), второй - в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).
В 1920-х на заводе творили известные художники-супрематисты - Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин, а также учёный-технолог Николай Качалов.
В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод является собственностью главы «Уралсиба» Николая Цветкова. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».

Часть 2. Как вы понимаете Рашет имеет непосредственное отношение к Уралу... (конечно, как обычно я узнаю об этом случайно)
Г. В. Гассельблат, С. Н. Рошет. Горный инженер Владимир Карлович Рашет и его родственное окружение.

Жизнь и деятельность русского горного инженера В. К. Рашета неразрывно были связаны с Уралом, как во время его работы непосредственно на уральских заводах, так и во время пребывания его вне Урала. Изобретатель и строитель знаменитых чугуноплавильных печей своей системы, проработавших на уральских заводах более 100 лет, разработчик концепции развития уральской региональной экономики ХIХ века является одной из ярких фигур российской истории.

Владимир Карлович родился 07.11.1812 г. в С.‑Петербурге в семье крупного государственного чиновника, воспитывался в числе пансионеров на казённом содержании в Горном кадетском корпусе, впоследствии ставшем Институтом Корпуса горных инженеров. В 1833 г. окончил обучение с малой золотой медалью, был произведен в чиновники 12 класса по горному ведомству и командирован в Фалунскую горную школу Швеции для продолжения учёбы и изучения технологии и организации горнозаводского дела(1). По возвращении из командировки в 1836 г. составил обстоятельный отчёт по итогам изучения шведских предприятий, который был в дальнейшем опубликован(2). Директор Фалунской горной школы профессор Сефстрём был награждён русским орденом Св. Анны 2-й степени «за оказанное содействие офицерам» Рашету и Хирьякову в изучении шведского горного дела(3).

Молодой специалист получил звание горного инженера-поручика и был направлен на работу в качестве лаборанта на заводы Гороблагодатского казённого горного округа в Кунгурском уезде Пермской губ. Лаборант промышленного комплекса - горного округа того времени был представителем науки. На него возлагались обязанности проводить физические испытания и химические анализы добываемых руд, выплавляемых металлов и изготовляемых изделий, составление шихты, разработку наиболее оптимальных и рентабельных технологий металлургического производства. На предприятиях Гороблагодатского округа и на Воткинском заводе В. К. Рашет внедрил шведскую технологию производства железа, передал шведский опыт кричным мастерам(4). В апреле 1838 г. он произведен в чин капитана.. В декабре 1839 г. «за отличные познания и успешное оных применение к техническим производствам и за примерное заведование Гороблагодатской химической лабораторией Всемилостивейше награждён орденом Св. Станислава 3-й степени»(5).

В апреле 1841 г. В. К. Рашет был отозван в распоряжение штаба корпуса горных инженеров и направлен в двухгодичную командировку на горнозаводские предприятия Европы, «чтобы заняться подробным изучением металлургии железа со всеми отраслями чугуноплавильного, железного и стального производства при употреблении древесного горючего материала»(6). Во всём мире, в т. ч. и в России, при постоянной конкуренции между частными и казёнными предприятиями оплата труда специалистов на государственных предприятиях была значительно ниже, чем на частновладельческих. Поэтому одним из условий командирования специалиста за границу «для обеспечения пожертвований на таковую командировку, казною делаемых, обязать г. Рашета прослужить по возвращении из заграницы не менее 6 лет на казённых предприятиях, в чем и дал г. Рашет надлежащую подписку»(7). По возвращении в Россию В. К. Рашет снова составил обстоятельный отчёт о состоянии европейской металлургии, за который он был пожалован чином майора, и «было повелено - производить доколе на заводах служить будет по 420 рублей серебром прибавочного жалования из сумм заводских»(8).

В марте 1844 г. В. К. Рашет был назначен управителем Нижнетуринского завода Гороблагодатского казённого округа и золотых промыслов того же округа. Он наметил реконструкцию завода, но отсутствие средств на её реализацию не позволило ему выполнить свои планы.

06.02.1846 г. В. К. Рашет обвенчался в губернском городе Перми с княжной Екатериной Петровной (17.02. 1822 - 01.04.1897, Париж, похоронена на кладбище Пер-Лашез), дочерью управляющего «Пермской золотой конторой» князя Петра Ивановича Максутова (1790 - ?), из княжеского рода Максутовых, известного с XVII в., и Анны Ильиничны Яковкиной. В Нижнетуринском заводе у молодых супругов 26.11.1846 г. родился первый ребёнок - дочь Анна. Одним из её воспреемников при крещении был супруг дочери Императора Николая I великой княгини Марии Николаевны Его Императорское Высочество герцог Максимилиан Лейхтенбергский, президент Российской академии художеств и одновременно главноуправляющий институтом Корпуса горных инженеров(9). Одним из многочисленных научных интересов герцога было увлечение гальванопластикой. В 1840-х гг. он построил на набережной Обводного канала в С.‑Петербурге Лейхтенбергский гальванопластический завод, на котором проводили свои опыты академики Э. Х. Ленц и Б. С. Якоби.

В 1848 г. В. К. Рашет произведен в чин подполковника, введен в состав Горного ученого комитета Корпуса горных инженеров, ведавшего вопросами науки, техники, статистики и изданий по горнозаводскому и рудничному делу, при министре земледелия и государственных имуществ, и назначен помощником управляющего Александровской мануфактуры и управителем Лейхтенбергского завода в Петербурге.

1840-1850‑е годы были годами начала широкомасштабных работ по строительству железных дорог в Российской Империи. Ряд предприятий перепрофилировалось на новое для России производство паровозов европейских и американских моделей.

В. К. Рашет активно включился в эту работу. На Лейхтенбергском заводе при нём было собрано около 15 паровозов, из которых два первых с именами «Максимилиан» и «Лейхтенберг» долгое время работали на Царскосельской железной дороге. После смерти герцога Лейхтенбергского в 1852 г. завод перешёл в ведение Варшавской железной дороги, построившей рядом с ним сохранившийся до настоящего времени Варшавский вокзал(10). В. К. Рашет успешно работал на своих должностях. В 1850 г. он был награждён Знаком отличия за XV лет беспорочной службы и в 1851 г. - орденом Св. Анны 2-й степени, в 1853 г. произведен в полковники. В 1855 г. он был награждён знаком XX лет беспорочной службы и уволился из Александровской мануфактуры. Кроме членства в Ученом комитете, он был введен в состав Совета Корпуса горных инженеров Горного департамента Министерства финансов, ведавшего вопросами рассмотрения законопроектов, учредительных документов и решения научно-технических и строительных вопросов по горному ведомству.

1.05.1851 г. у супругов Рашет в С.‑Петербурге родился сын Владимир. При его крещении восприемниками были его дедушка статский советник князь Петр Иванович Максутов и жена действительного статского советника Параскева Ильинична Врангель.

В 1852 и в 1856 г. братья Иван и Владимир Карловичи подают прошения в Дворянское Депутатское Собрание С.‑Петербурга, о причислении их, их жён и детей к роду своего деда Я. К. Рашета, т. к. после пожара в 1845 г. в здании ДДС дело о потомственном дворянстве рода Рашет числилось среди утраченных. Оба просителя получили положительные ответы с сообщением о внесении их в 3 часть дворянской родословной книги С.‑Петербургской губернии, соответственно в 1854 и 1857 гг. Интересен такой факт: сообщение из Сената было направлено по месту жительства И. К. Рашета в Литейную часть С.‑Петербурга на Фурштадтскую ул. в дом Дягилева (деда знаменитого организатора Русских сезонов в Париже)(11).

В результате поражения России в Крымской войне перед страной остро встали вопросы о необходимости перевооружения армии нарезным стрелковым оружием и обновления артиллерии и создания парового флота. Одновременно начинала разворачиваться большая программа строительства железных дорог России. Стране требовалось много качественного металла. В 1856 г. В. К. Рашет принял приглашение на должность управляющего самым крупным на Урале частновладельческом Нижнетагильским горным округом Демидовых с окладом в 12 500 руб. серебром в год, превышающим оклад горного начальника казенного округа в 7,5 раза(12), и переехал на Урал в столицу округа Нижний Тагил. Фактически до 1853 г. вопросами управления округом ведал муж Авроры Карловны Карамзиной (рожд. Демидовой) Андрей Николаевич Карамзин, сын знаменитого историка.

Прим.Р.Б: 189. КАРАМЗИНЫ. В официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза (ОГДР, V, с. 62; РБС, VIII, с. 500). В XVI веке его потомки уже носили фамилию Карамзин, например, Василий Карпович Карамзин в 1534 году под Костромой, Фёдор Карамзин в 1600 году в Нижегородском уезде (Веселовский 1974, с. 134). Жалованы поместиями, т.е. переведены в дворяне в 1606 году. Этимология прозвища фамилии Карамза - Карамурза достаточно прозрачна: кара "чёрный", мурза ~ мирза "господин, князь" (Баскаков 1979, с. 178; Гафуров 1987, с. 166). В потомках - великий Н.М.Карамзин - писатель, поэт, историк. - Альфред Хасанович Халиков. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения.

В 1853 г. он, выполняя свой патриотический долг, вступил в Русскую армию во время Крымской войны и в 1854 г. погиб(13). Нижнетагильский округ был многопрофильным комплексом. Он был занимал площадь в 638 274 десятин, на которых располагались железорудные и меднорудные рудники, чугунолитейные и меднолитейные заводы, золотые и платиновые прииски, производилась добыча мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней. Но основным производством округа была выплавка чугуна стабильно высокого качества с маркой демидовских заводов. Высокое качество тагильского металла неизменно подтверждалось на Всемирных промышленных выставках: в 1851 (Лондон), 1867 (Париж) и 1878 гг. (Париж) присуждением высших наград(14). При этом заводы округа работали на устаревшем оборудовании с использованием укоренившейся технологии. В. К. Рашет, хорошо знающий организацию производства на предприятиях Европы, пытался провести модернизацию чугуноплавильных заводов округа, поддерживал и привлекал инициативных работников округа с прогрессивными взглядами, высоко ценил нижнетагильских деятельных работников - Я. С. Колногорова, К. П. Поленова и др. Он изобрёл и пытался внедрить новую конструкцию доменной печи с более высокой производительностью. Но ему не удалось преодолеть сопротивление своим начинаниям, как непосредственно в округе, так и со стороны владельцев. Доменные печи его конструкции получили признание в Европе и на Урале позднее, после строительства на Нейво-Рудянском заводе уральского Верх-Исетского горного округа первой печи его конструкции, обеспечившей значительное снижение себестоимости чугуна и большую производительность по сравнению с действовавшими на Урале печами. Публикация отчёта о результатах работы печи инженером И. Котляревским(15) привела к широкому применению «рашетовских печей» на заводах Урала, они были построены на Юговском, Верхнетуринском, Богословском, Саткинском, Нижнетагильском и на других заводах, где проработали около 100 лет. Тогда же В. К. Рашет изобрёл шахтную печь для выплавки меди, свинца и серебра. На эти изобретения в 1862 г. он получил «привилегию», и был Высочайше пожалован золотой табакеркой, украшенной бриллиантами(16). В 1864 г. «рашетовская» чугуноплавильная печь была построена в Мюльгейме в Германии(17).

В период революционных преобразований в вопросах производственных отношений между работниками и работодателями, определёнными Великой реформой освобождения крестьян от крепостной зависимости 1861 г. В. К. Рашет руководил крупнейшим на Урале горным округом. Значительное повышение заработной платы вольнонаёмным теперь рабочим предприятий округа, изменение формы землепользования населения и прекращение ранее обязательного содержания всех жителей на землях округа за счёт заводовладельцев естественно вызвало недовольство крестьян, не связанных с деятельностью предприятий. Все эти непростые вопросы приходилось решать в первую очередь управляющему, как представителю заводовладельцев в округе.

Тщательно изучив статистические данные и состояние уральской промышленности, В. К. Рашет составил подробный обзор экономики Урала и разработал концепцию развития региона. Он считал, что для развития горно-металлургической отрасли необходимо срочное строительство железных дорог в центре Урала. Это строительство могло быть осуществлено предприятиями России, для чего нужно было вложить средства в целевое развитие этих предприятий. Применяемая практика закупки за границей рельсов и паровозов развивала экономику других стран за счёт России, а отечественные предприятия переживали застой, не развивались, не имели рынков сбыта своей продукции. Дороговизна продукции отечественных производителей в сравнении с зарубежными проистекала из значительного отставания отечественных производителей в оборудовании предприятий и технологических процессов(18) (как это напоминает рыночные отношения сегодняшнего дня!). В. К. Рашет предложил целую программу оживления промышленности России, очень напоминающую программу правительства Путина - Касьянова нашего времени, а именно - государственное регулирование тарифных таможенных соглашений, обеспечивающее льгот­ные условия для отечественных производителей, и ограничение стихийных рыночных процессов.
Прим. Р.Б.: здесь авторы статьи несколько увлеклись...

В 1863 г. генерал-майор В. К. Рашет был назначен директором возрожденного Горного Департамента, в 1871 - директором Горного Совета и в 1876 - директором Совета торговли и мануфактуры Российской Империи. На этих высоких государственных постах В. К. Рашет проводил политику, направленную на развитие отечественной металлургии. Под его непосредственным руководством началась широкомасштабная реконструкция и модернизация уральских металлургических заводов, в частности, внедрение мартеновских печей и печей его конструкции на заводах Урала, строительство новых металлургических предприятий.

В соответствии с концепцией В. К. Рашета по развитию уральской промышленности, о которой говорилось выше, в 1870-х гг. на Урале началось строительство железных дорог, соединивших основные центры металлургической промышленности региона, что вызвало привлечение российского банковского капитала в модернизацию уральских заводов. Под руководством В. К. Рашета были реконструированы предприятия хорошо ему знакомого Гороблагодатского округа. Им был разработан и представлен министру финансов план реорганизации уральских предприятий с целью более рационального использования природных ресурсов и оборудования заводов(19). Значительна была роль В. К. Рашета и в освоении Донецкого угольного бассейна и Криворожского месторождения железной руды, ставшими основой крупнейшего металлургического комплекса на Юге России, отодвинувшего металлургию Урала на второе место в стране. При его создании использовались новейшая европейская технология производства большого количества дешёвого металла, основанная на использовании кокса. На Урале внедрение коксовой металлургии началось лишь через 60 лет(!)(20). В. К. Рашет принимал непосредственное участие в разработке российского горного законодательства, регулирующего вопросы добычи и переработки золота и нефти. За заслуги в развитии отечественной металлургии Владимир Карлович был награждён, кроме указанных выше, орденами Св. Станислава 1-й степени (1867) и Св. Владимира 2-й степени (1872), золотой медалью за участие в строительстве Исаакиевского собора в С.‑Петербурге и золотой табакеркой с бриллиантовым вензелем Императора Александра II в связи со столетием Горного института(21).

Плодотворная деятельность В. К. Рашета на благо Отечества прервалась его смертью 25.09.1880 года в г. Безансоне во Франции, где он лечился. Его имя навечно вошло во все энциклопедические словари нашей Родины, изданные до и после 1917 г.(22), но не попало в «Уральскую историческую энциклопедию»(23). Этот пробел был восполнен в энциклопедии «Металлурги Урала»(24).

По истории рода Рашет собран значительный материал, недавно опубликованный в очередном выпуске «Дворянского календаря»(25). В данной статье мы осветим лишь непосредственное родственное окружение В. К. Рашета.

Основателем российской ветви рода Рашет является дед В. К. Рашета - французский скульптор Жак Доменик Рашетт (Antone-Geac­ques-Gean-Dominique Rachette), (22.12.1744, Монпелье, община Сен-Дени, Франция - 1809), сын скульптора Доменика Рашетта из Монпелье и Клоди Бьенфэ. Или Яков Иванович Рашетт.
Я. И. Рашет венчался 25.10.1765 г. в Копенгагене с Эстер Христиной Ван Докум (?, Лумби под Копенгагеном - после 1825, С.‑Пе­тер­бург). Её родители - Мартин Ван Докум и Анна Маргарет Жан, родившаяся в Люнгбю под Копенгагеном. Супруги Рашет имели 9 детей(29).

Карл Мартин (Карл Яковлевич) Рашет, (31.05.1772, Копенгаген - 26.01.1830, С.‑Петербург), отец В. К. Рашета, начал свою государственную службу с 12 лет копиистом канцелярии Правительствующего Сената, работал на многих должностях, в том числе в Комиссии составления законов, в качестве переводчика (немецкий, французский и датский языки). Основной его деятельностью была работа в таможенных службах. За исключительную честность, добросовестность и «за приращение таможенных доходов» восьмикратно награждался деньгами от 1000 до 3000 рублей, трижды - «в знак Монаршего благоволения» - бриллиантовыми перстнями, орденами Св. Владимира 4 степени (1811), Св. Анны 2 степени (1820) и алмазными знаками к ордену Св. Анны 2 степени (1824). В отставку К. Я. Рашет вышел с должности управляющего Рижской таможни, где до него в этой же должности служил его старший брат статский советник Антон Каспар Рашет (1769 - 1822). Карл Яковлевич был женат на Луизе (Елизавете Ивановне) Фрейганг (1785 - 1822, С.‑Петербург), дочери лейб-медика Государственного медицинского совета, статского советника Ивана Фёдоровича Фрейганга и Екатерины Максимовны Брискорн (1765-1851). Супруги Рашет имели 12 детей, родившихся в С.‑Петербурге(30).
(...)
О судьбах детей Владимира Карловича Рашета в настоящее время известно немногое. Его дочь Анна Владимировна вышла замуж за главного лесничего Уральских горных заводов действительного статского советника Николая Глебовича Мальгина (р. 1816). Его сын Владимир Владимирович в 1888-1889 годах служил товарищем прокурора Великолукского окружного суда Псковской губернии, где и умер 22.08.1889 г. В. В. Рашет состоял в браке и имел двух дочерей. Одна из них, Анна, окончила (1903-1905) Тверскую Мариинскую женскую гимназию и класс учительниц французского языка при Сиротском институте Императора Николая I в С.‑Пе­тер­бур­ге, в 1914 г. работала преподавательницей французского языка в с.-петербургских Ма­ри­ин­ской и Петровской женских гимназиях(32).

Многие представители рода Рашет были известными и выдающимися людьми своего времени и так же, как и горный инженер и металлург Владимир Карлович Рашет, оставили в истории России значительный след. Их всех объединяет беззаветное служение Отечеству, высокие моральные и нравственные достоинства.

Источники:
1 РГИА - Ф. 1343. - Оп. 28. - Д. 911. - Л. 52-56.
2 Рашет В.К. О выделке полосового железа в Швеции // Горный журнал. - 1838. - № 1. - С. 129-174.
3 Устьянцев С. В. Очерки истории русской промышленной разведки. XIX век. - Екатеринбург, 1994. - С. 35.
4 Там же. - С. 33.
5 РГИА. - Ф. 1343. - Оп. 28. - Д. 911. - Л. 52- 56.
7 Там же.
8 Там же.
9 Там же.
10 Русский биографический словарь. - Т. 10. - СПб., 1914.- С. 176-177.
11 Сообщение Б. В. Януша; Русский биографический словарь. - Т. 10. - 1904. - С. 177; Некролог // Новое время. - СПб. - 2/14.10.1880.
12 РГИА. - Ф. 1343. - Оп. 28. - Д. 911. - Л. 63-72.
13 Дашкевич Л. А., Бугаева С. Я. Техническая интеллигенция горнозаводского Урала. XX век. - Екатеринбург, 1997. - С. 153; ГАСО. - Ф. 643. - Оп. 1. - Д. 1098. - Л. 275.
14 Сообщение Е. И. Красновой.
15 Васютинский В. Ф. Хранители старого соболя. - Свердловск, 1990. - С. 30.
16 Котляревский И. О доменных печах системы тайного советника Рашета // Горный журнал. - 1871. - № 6; Beck L. Die Geschte des Eisens. - Abt 5. - Braunschweig, 1903.
17 РГИА. - Ф. 468. - Оп. 19. - Д. 859; Там же. - Д. 91009.
18 Металлурги Урала: Энциклопедия. - Екатеринбург, 2001. - С. 293.
19 Рашет В. К. О развитии в России горной промышленности и механического искусства посредством устройства железных дорог в центре уральской горной промышленности при помощи тарифных учреждений. - СПб., 1861.
20 Устьянцев С. В. Организация производственного процесса в черной металлургии Урала первой половины XIX века // Металлургические заводы и крестьянство. Проблемы социальной организации промышленности России и Швеции в раннеиндустриальный период. - Екатеринбург, 1992. - С. 84-87; Рашет В. К. Рапорт г. министру финансов директора горного департамента // Горный журнал. - 1866. - № 5. - С. 4-5.
21 Гассельблат Г. В. Пролог уральской индустриализации // Страницы истории Урала. - Вып. 2. - Пермь, 1995. - С. 88-93.
22 Металлурги Урала… - С. 292-293.
23 Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Энциклопедический словарь А. И. Гранат, три издания Большой советской энциклопедии и мн.др.
24 Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург, 1998. - С. 441.
25 Уральские металлурги: Энциклопедия. - Екатеринбург, 2001. - С. 292-293.
26 Рошет С. Н. Рашеты // Дворянский календарь. - Тетр. 9. - СПб., 2001.
27 Атаркова Г., Петрова А. 250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в С.‑Пе­тер­бурге. 1744-1994. - Хельсинки, 1994. - С. 16-18, 20- 24, 26-36; Лансере А. К. Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. - Л., 1968. - С. 14-20, 29-82.
28 Карпова Е. В. Станковая скульптура Ж.-Д. Рашетта // Страницы истории отечественного искусства XVIII - первой половины XX века. - Вып. 4. - СПб.: Гос. Русский музей, 1999; Кобеко Д. Ф. Скульптор Ж.-Д. Рашет и его произведения // Вестник изящных искусств. - 1883.
29 РГИА. - Ф. 1343. - Оп. 28. - Д. 911. - Л. 6, 7.
30 Там же. - Л. 12.
31 Там же. - Л. 63-72. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. - Т. 2. - М., 1959. - С. 231; Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. - М., 1991. - С. 412; и мн. др.
32 ЦГИА СПб - Ф. 369. - Оп. 1. - Д. 45. Послужной список служащих и преподавателей Петровской женской гимназии.

Об авторах работ.
Гассельблат Герман Витальевич, 1936 г.р., окончил Ленинградский университет, юрист, основатель и заместитель председателя УГО, член совета РГО, автор ряда генеалогических публикаций.
Рошет Станислав Николаевич, 1938 г.р., ок. Московский университет, геолог, главный геолог института «Севзапэнергосетьпроект», автор 12 статей по специальности, член УГО и РГО, генеалогическая публикация.

Примечание.
В Метрополитен-музее есть ещё несколько статуэток из серии Рашета. Сделаю отдельную заметку.
В российских нашёл "киргиза" Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.


Татарский зал, Историко-этнографическая лаборатория, Виртуальная выставка, Музеи мира, Американский зал, Французский зал, Немецкий зал, Историко-краеведческая лаборатория, Шведский зал, Интернациональные проекты

Previous post Next post
Up