Урок , которого нет ..

Mar 05, 2014 00:00

До девятого класса я прилежно посещала уроки башкирского языка . Впрочем как и любые другие уроки . Преподаваемый материал я изучала класса до седьмого.  Не из вредности, и не потому ,что мне не хотелось . Я считала как раз таки , что чем больше языков я буду знать ,тем успешнее будет моё дальнейшее существование ( и откуда у меня взялась эта мысль? ). Дело в том , что к этому времени весь класс потерял интерес к уроку башкирского.  И на них мы начали обсуждать классные проблемы , планы на ближайшее будущее . Десять-пятнадцать минут  занимались башкирским ( учебник совсем не пестрит разнообразными заданиями, в основном ,они все однотипны )  и снова - отдых и разговоры на все темы, часы развлечения и забавных историй . Другими словами, увидев в расписании башкирский язык , наш класс вздыхал с облегчением : теперь можно и отдохнуть . Не было особой строгости , требований  .. Для того, чтобы получить пять  ,не нужно было прикладывать особых усилий . Честно говоря, никто из нас не считал это уроком . Данная ситуация всех устраивала , ещё бы : 2 часа в неделю заниматься ничегонеделанием . Да , были и такие уроки, на которых мы изучали башкирский ,но ,опять таки , довольно скудно .

Сейчас я учусь в 10 классе на гуманитарном профиле . Честно говоря, думала , что башкирского уже не будет в школьной программе , ибо понятно, что гуманитарному классу ( впрочем, как и физмату , и химбио ) нужно уделять больше времени своему компоненту . Сейчас мне нужно усиленно заниматься по определённым предметам , таким как обществознание , история, литература, иностранный язык , знания по которым потребуются мне для сдачи экзаменов через год . Ну и математика с русским конечно же. Всё свое свободное время я трачу на то , чтобы подготовиться к урокам плюс изучить дополнительный материал по ключевым предметам .. Также , я посещаю спортивную секцию. В связи с этим - график довольно плотный ,на ерунду времени тратить не приходится .

Ситуация с Русским языком в этом году меня беспокоит особенно . Это профильный предмет , и на его изучение отводится всего лишь два часа в неделю . Я считаю, что это очень и очень мало . Башкирский же язык не является ни моим родным языком , ни языком межнационального общения в стране , ни мировым ,ни международным языком . Его знание также никак не поможет мне поступить в ВУЗ. Мне могут возразить - для общего развития. За пределами  Башкирии мои сверстники прекрасно обходятся без башкирского , ведут достойную жизнь , и не горюют о том, что у них нет возможности изучать  этот наичудеснейший .Зато они имеют возможность получать знания Русского языка и литературы в полном объёме . Неудивительно  , что уровень образования по этим предметам у них выше . И мне обидно , что около 35 часов в год ( хорошо, что культуру Башкирии заменили на Право  ) я отдаю вникуда . А могла бы использовать их для должной подготовки к ЕГЭ ..

Понимаю, что про родной язык нельзя забывать , нужно его преподавать тем , для кого он является родным . Это бесспорно . Но преподавать его всем без исключения.. Зачем ? Зачем навязывать русским ученикам  , учащимся в старших классах ..когда до экзаменов остаётся всего ничего . А тут недавно узнала, что в именно в этих самых 10-11 школа сама выбирает программу обучения. Я поискала в интернете информацию на эту тему и нашла кое-что интересное . В Уфе родители обращаются к руководителям образовательных учреждений с просьбой освободить своих детей от изучения башкирского языка и предоставить план обучения , который не включает в себя данный предмет . О последнем я раньше не знала . Оказывается, есть четыре плана обучения , которые должны предоставлять на выбор родителям обучающихся . Наверное , на Башкирию это не распространяется. 1 сентября 2013 года был принят Закон «Об образовании»№ 273 ,где было официально разрешено изучать этот язык на добровольной основе . Тогда у меня появилась мысль , а что если мне попробовать отказаться от башкирского ?

В интернете я  нашла электронную версию документа и ,убедившись в интересующей информации , скачала его с целью распечатки . До того ,как нужный сайт был найден, мне попался ещё один , на котором размещалась странная статейка .  Её автор писал о давлении на школьников , отказавшихся от башкирского языка , со стороны школьного персонала . Не поверила . Ну какое может быть давление ?  Ведь русским по белому в законе прописано .. Люди склонны всё преувеличивать .  И я , в полной уверенности своей позиции , поговорила с мамой на эту тему . Она меня поддержала . Мы написали  заявление на имя директора , ссылаясь на вышеупомянутый  документ . На следующий  же день мама сидела в кабинете моей классной руководительницы ( по совместительству учительницей башкирского языка  ) ,имея при себе это заявление ..
В данный момент я находилась дома , т.к. было послеучебное время , и ждала прихода своего родителя , уверенная в том, что мне больше не придётся тратить час в неделю впустую . Сначала подумала , что теперь по пятницам наконец-то начну заниматься тестовыми заданиями по литературе . На оные никак раньше не получалось найти времени , и я уже оставила подготовку по этому предмету на лето . Благо, теперь будет возможность . Но потом я решила , что к ЕГЭ эффективнее было бы готовиться дома , имея при себе все необходимые материалы и интернет . Поэтому , в освободившиеся часы лучше делать домашнюю работу. Да , вот так - хорошо ! Ну теперь-то я всё буду успевать !

То , с какими известиями пришла домой мама , меня ,мягко говоря , очень удивило . Ничего не вышло . С каменным лицом мама рассказала мне , как классная руководительница наотрез отказалась даже принять заявление, не говоря о том,чтобы его рассмотреть. Она утверждала ,что посидеть один урок  башкирского несложно , что мы ведь всё равно на нём обычно решаем классные вопросы и т.д.  И уж , если я пойду на принцип , то школа ( ого, моя классная руководительница говорила уже от лица школы .. ) также пойдёт на принцип - мне не выдадут аттестат . Я не могла поверить в услышанное . Но как же так ? Вот же он ,закон, лежит специально распечатанный , у меня на полке в столе .. Почему же тогда ? Неужели , правду писал автор статьи , в которой указано , что проблема преподавания башкирского языка существует и встаёт довольно таки остро в школах Башкирии ? .. Я предложила ещё раз попытаться , но только идти сразу к директору . В конце концов , может быть, они не поняли друг друга ..Не может же директор саботировать законы РФ ?  Но моя мама наотрез отказалась и даже рассердилась на меня . «Я не буду из-за какого-то башкирского лишать тебя аттестата !» - сказала она , всем своим видом давая понять, что на эту тему мы больше разговаривать не будем.

Очень и очень обидно .                                                                                         
Обидно, что учащийся, пытаясь реализовать свои права , получает такой вот пинок  .
Обидно, что об этих правах он случайно узнаёт сам.                                                    
Обидно , что за то ,чтобы получить аттестат ,нужно отдавать своё время впустую ,и совершенно ничего не значит , что изучение регионального компонента является добровольным.                                                                                                       
Обидно , что учитель запугивает родителя , который в дальнейшем уже не сделает никаких шагов к реализации свободного учебного процесса.


школьное образование, Русский язык, русофобия, башкирский язык

Previous post Next post
Up