Рассказы М.Р. Джеймса о привидениях - 01

Mar 26, 2021 12:39

М.Р. Джеймс - ректор Итона


Монтегю Родс Джеймс (англ. Montague Rhodes James; 1862-1936) - английский писатель, историк, специалист по средневековью, ректор Королевского колледжа в Кембридже (1905-1918) и Итона (1918-1936). Вошёл в историю мировой литературы как крупнейший мастер рассказа о привидениях (ghost story).
В числе авторов, считавших себя учениками и последователями Джеймса, - Говард Ф. Лавкрафт и Стивен Кинг.
© Вики



Монти (так звали Джеймса друзья) родился в той счастливой прослойке британского общества, которая получала неплохие деньги за происхождение и манеры, но прежде всего за ум и образованность. Сын англиканского священника и дочери морского офицера, он получил бонусы уже при рождении, а затем их развил до высокого уровня.
Джентльмен, воспитанный в викторианскую эпоху, вдобавок англиканин, Джеймс обладал вполне типичными для своего времени и социального слоя недостатками.

Так называемое простонародье он игнорировал - для джентльмена оно не существует. Есть только слуги и обслуга - полуграмотные, чудаковатые, комичные и косноязычные недотёпы, но неизменно верные и честные. Это не презрение к бедности, это её обнуление. Даже говорить о ней - моветон. Впрочем, если преступление совершалось против бедняков (бродячие дети в «Погубленных сердцах», деревенская дурочка в «Мартиновой пустоши»), кара за него следовала столь же страшная, как и за убийство джентльмена. Можно не замечать «малых сих», но джентльмен помнит, что все - люди, смерть всех - одинакова, а равенство - в каре Господней.
Далее, холодная и спокойная ненависть англиканского джентльмена простирается на любых иностранцев, которые дерзнули явиться на остров хоббитов и существовать там, раздражая Честных Британцев своей внешностью, манерами, акцентом и повадками.
Местные цыгане тоже попадают в эту номинацию, хотя явились в XV веке; с тех пор их несколько раз вычищали из Англии королевскими указами - и почти вычистили! но, поскольку указы были более милостивы к цыганам (их высылали), чем к местным бродягам (их вешали), добились лишь того, что бродяги стали объявлять себя цыганами, косплеить их образ жизни и говорить на полуцыганской фене, пока власти, наконец, не перестали отличать, кто есть кто. Именно эти квази-цыгане (пэйви, или «ирландские путешественники», а также близкие к ним «шотландские путешественники»), а вовсе не знакомые нам ромы маячат за кадром в «Пёстрой ленте» Конан Дойла, фигурируют в «Добывайках на реке» Нортон, а также делают свои гешефты в «Большом куше» Гая Ричи.
И, наконец, англиканский джентльмен с презрением и подозрением относится к проклятым католикам.
Хотя отторжение Англии от Рима произошло вовсе не из-за принципиальных богословских вопросов, а исключительно потому, что а) у Генриха VIII муравьи в штанах разбушевались и б) требовался наследник мужеска пола, после чего последовал межцерковный раздрай. Короткое правление нервной Кровавой Мэри (совершенно законной, кстати, дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской) убедило островитян в том, что католицизм - бяка. А потом ещё Гай Фокс с пороховой бомбой. Ну всё!
Поэтому у Монти католики - мало что не дети сотоны. В кадре их нет, зато их злотворное наследие так и лезет из щелей. Настоятель, поручивший охрану клада сотонинскому отродью («Клад настоятеля Томаса»), каноник, нашедший клад (другой, не настоятельский) благодаря контакту с анчутками и ценой гибели души («Альбом каноника Альберика»), тамплиеры, оставившие на земле свисток, вызывающий демонов («Ты свистни, - тебя не заставлю я ждать...»), епископ, опекающий ведьмака («Номер тринадцатый») - все они католики.
Всё вышесказанное отнюдь не означает, что англичане и англикане в глазах Джейсма - сплошь добродетельные бело-пушистые няшки. Монти неплохо знал цену своим современникам и соотечественникам, и спуску им в рассказах не давал, не исключая ни дворянства, ни духовных лиц, ни интеллигенции. Но правила ghost stories строги - негодяй в тексте, как правило, один, и именно он несёт заслуженное наказание за преступление (в отличие от детектива, в ghost story им может не только убийство, но также святотатство или нарушение какого-либо незыблемого запрета, и к расплате всегда имеет то или иное отношение призрак).

Ну-ка, Монти, расскажи нам что-нибудь страшное!..


Рассказы Монти Джеймса горячо любимы и англичанами, и ценителями жанра по всему свету, хотя от лучших из рассказов вы вполне можете ощутить всю гамму страха - от зябкого ощущения до мурашек и мороза по коже.
Их не раз инсценировали, они были экранизированы в кино и на телевидении. Мы же остановимся на изобразительном искусстве - на тех иллюстрациях, которые сопровождали рассказы, или которые создавались поклонниками Монти по мотивам его сочинений.

И начнём мы с рассказа «A Warning to the Curious» - «В назидание любопытствующим»
Мораль рассказа проста, как валенок - не присваивай того, что не тобой зарыто. Особенно если вещь древняя. Лучше зарой обратно.
Да и то не факт, что всё обойдётся.
Потому что у древних вещей есть стражи. Даже если они умерли, то продолжают нести свою вечную вахту. И худо придётся тем, кто разозлит их.




Пока он копал, за спиной чувствовалось чьё-то присутствие...


Вот она - корона!..


А кто там за деревьями?..


Это венец древних королей


Три венца, зарытых на побережье, оберегали Англию от заморского нашествия


...и были люди, следившие за тем, чтобы короны остались нетронутыми.
Недавно умер последний из них, не оставив потомков.




Лучше не трогать её.
Поодаль всё время маячит чья-то тень...
Может, стоит вернуть корону на место?



Вторая часть - https://belash-family.livejournal.com/287181.html

creepy, Англия, horror, тематические подборки, иллюстрации, персоны

Previous post Next post
Up