Не могу не написать о местечке, в которое зачем-то подкинула нас судьба (
Как мы сбежали на 14 февраля: Часть 2 - шествия пиллигримов), тем более, что рассказать есть что...
Местечко Борколабово (Баркулабава) на берегу Днепра было известно еще с века 16, когда ротмистр и староста соседних деревень Баркулаб Корсак построил в этой местности замок(1564), хотя 2 церкви тут стояли уже до него, да и судя по археологическим находкам люди жили в этой местности уже давно.
С XVI века Борколабово имело статус местечка и входило в состав Оршанского повета Витебского воеводства, а в 1583 году в качестве приданного местечко перешло к князю Б. Соломерецкому, который женился на дочке Корсака Еве. Именно его сыну Богдану с сестрой Алёной и приписывают основание в Борколабово православного мужского монастыря(на его постройку пожертвовали жители ближайших деревень), который и стал в будущем крупным православным центром. Чуть позже, правда, он был переделан в женский, а местечко сменило еще несколько хозяев(Александр Полубинский, Станислав Сапега, А. Рык), но так и осталось святым и значимым местом для многих...
И этому есть две веские причины.
Первая как раз и привела нас в эту деревеньку и этот монастырь - Борколабовская икона Божьей Матери.
фото с интернета
С ней связано много легенд и историй, начиная с ее возникновения в этом монастыре в 1659 году благодаря князю Пожарскому, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы.
Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года.
Чудотворная икона пережила все войны XVII - XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.
После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот, откуда только недавно был возвращен в ныне отстроенный (в 2008-2010) году Вознесенский женский монастырь.
Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI-XVII столетий, или в 1-й половине XVII века в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери.
О второй причине значимости этого места, я узнала чуть позже: вероятно, в этом монастыре была создана Борколабовская летопись, одна из самых старых и значимых на территории Беларуси (предположительно написана местным православным святителем Федором Могилевцем)
Описание событий начинается с Бресткой унии (1545) и постройки Могилевского замка (1526). Потом после 11-летнего перерыва, записаны более систематизированные события начиная с 1563 (захват Иваном IV Полоцка) и до 1608. В конце летописи позднейшее добавление неизвестного автора про поход Владислава IV на Смоленск во время войны 1632-1634 гг.В произведение добавлены письмо Ивана IV Стэфану Баторию (1580), грамота Сигизмунда III (1592), текст «Универсала» 1606 года. Летопись содержит уникальные сведения по истории Восточной Беларуси: информацию про отдельные военно-исторические события, про историю беларуской культуры и православной церкви, при исторических особ, в том числе двух Лжедмитриев и про возникновение местечка Баркулабава
Так что не просто так занесло нас в эти края:)
(информация с википедии в основном)