Владимир Мономах 1053-1125
Одно из решений съезда гласило: «Каждый да держит отчину свою», то есть, «пусть каждый владеет землёю отца».
Любечский съезд не привёл князей даже к временному соглашению, его решения были тотчас нарушены.
Один из князей - Василько Теребовльский - был вероломно схвачен двумя другими и ослеплён. Снова начались княжеские раздоры.
Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой «не погубити Русьскые земли» своими раздорами, напоминая, что враги родины - половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю».
Этот призыв народа к князьям был на устах у каждого поколения русских людей в каждом княжестве, в каждом городе.
Галич, Рязань, Смоленск, Владимир - Волынский, Владимир - Залесский, Ростов, Новгород - все эти областные центры решительно стремятся к политической самостоятельности, уходят из-под влияния слабеющего золотого Киевского стола, замыкаются в своих местных эгоистических интересах; князья вступают в борьбу друг с другом; про малое говорят «се великое» и погрязают в бесконечных братоубийственных войнах.
Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью.
Половцы, народ тюркского происхождения, заняли ещё в середине 11 века степи между Волгой и Днепром, Крым и проникли на Балканский полуостров. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили существованию Византийской империи, которая постоянно обращалась за помощью к русским князьям.
Русским князьям в начале 12 века удалось одержать крупные победы над половцами, однако половцы продолжали разорять мирное население
русских сёл и городов: они грабили сельское население, сжигали города, избивали и уводили в рабство жителей.
Быстрая степная конница не знала естественных преград на бесконечных, открытых, трудно оберегаемых, необозримых южных и юго-восточных границах Руси.
Кочевники из бескрайнего «дикого поля», из «страны незнаемой» неожиданными походами стремились глубоко проникнуть в Русскую землю.
Волны степных набегов разбивались о стойкое сопротивление разрозненных княжеств. Часть половцев оседала на пограничных землях и под именем «ковуев» и «своих поганых», то есть, язычников, постепенно испытывала мирное влияние русской культуры.
Но раздоры русских княжеств создавали возможность для новых вторжений. Враждуя между собой, князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской государственности.
(продолжение следует)