Право сильного и право по закону

Aug 27, 2009 18:09


Сегодня выражение "право сильного" воспринимается как негативная метафора, обозначающее нечто противоположное праву. В античные времена это выражение понималось всерьез и фактически представляло собой одну из существовавших тогда правовых философий.

Иллюстрацией может служить письмо германского царя Ариовиста Юлию Цезарю (цитата по запискам Цезаря о галльской войне).

... Ариовист отвечал: право войны позволяет победителям распоряжаться побежденными, как им угодно; так и римский народ привык распоряжаться побежденными не по чужому предписанию, но по собственному усмотрению. Если Ариовист не предписывает римскому народу способов осуществления его права, то и римский народ не должен мешать Ариовисту пользоваться своим законным правом. Эдуи сделались данниками Ариовиста потому, что решили испытать военное счастье, вступили в бой и были побеждены. Цезарь совершает большую несправедливость, уменьшая своим прибытием доходы Ариовиста.

К чему я это пишу? К тому, что концепции права сильного противостоит исторически более поздняя концепция закона, и равенства людей перед законом (пусть даже поначалу это равнство осущестивлялось только в пределах сословий, а ныне только в пределах национальных государств). Думаю, что изобретение закона - одно из величайших изобретений человечества. В школьных учебниках этому факту почему-то уделяется очень мало внимания. Другое дело, что законы могут быть хорошими или плохими (как и их исполнение). Этот вопрос обсуждается от века. Человеческое общество принципиально несовершенно, поэтому идеальных законов быть не может. Но я не думаю, что существование плохих законов может быть аргументом в пользу упразднения института закона вообще.

Мне кажется, что в анархо-капиталистической версии либертаринства институт закона фактически упраздняется. Я не верю, что логически упорядоченнное право может существовать без государства. Соответственно, исчезает и равенство людей перед законом. Возникает колоссальный вакуум институтов, регулирующих человеческое поведение. Любой вакуум сам собой чем-то заполняется. Исчезновение более сложных институтов приводит к заполнению их места более простыми: силовым равновесием и правом сильного. В современных международных делах так, по моему, и происходит.
Previous post Next post
Up