Социология и государство

Nov 08, 2018 20:53


Сначала процитирую свою любимую цитату из Дарвина (того самого, который создал теорию эволюции: "Побеждает не тот, кто сильнее, и не тот, кто умнее, а тот, кто быстрее других способен меняться".

Вот и я чувствую, что надо меняться. На протяжении ряда лет я активно критиковал Путина, и чем дальше, тем больше, а уж после Крыма и Донбасса и говорить не о чем. Но какой смысл в нынешних условиях критиковать власть? Бросьте, поезд уже уходит. Надо учиться мыслить конструктивно.

Ни одного слова из сказанного ранее критического слова против российской власти (за исключением одной нелепой ошибки, не мной и допущенной) я не беру назад. И все-таки есть в этом мироощущении какая-то ошибка, которую совершили и царские революционеры и диссиденты 70-х годов. Я говорю не о том, что они писали или озвучивали, и за что из сажали. Но есть что-то, что осталось как бы за кадром, на эмоциональном уровне.В парадигме революционеров власть была - враг. И любая неудача врага, начаная от плохого асфальта и кончая взрывом ракеты (или поражения в Цусиме, если вспомнить старое) инстинктивно воспринималась со злорадством. Вот, дескать, до чего бездарная власть прогнила. Во всяком случае, я говорю про свои эмоции, а каждый может согласиться или не согласиться.

Начав это осознавать, я старался подавить в себе это злорадство и пытался мыслить конструктивно. Скажу честно, получалось не всегда. Эмоции часто были слишком сильны. Похоже, что сильны они и у властей, только с обратным знатоком, граничащим с паникой А поскольку каждое действие рождает противодействие, то вот оно, нарастающее с обеих сторон всеобщеее недовольство.

Теперь о социологии, с которой я собственно говоря, и начал. Вся российская социология, включая и негосударственную, ищет признаки народного недовольства. Некоторые делают это открыто и радуются, государственные засекречивают свои результаты, но, скорее всего, тоже подспудно радуются (в 80-е годы об этом феномене в отношении работников советских СМИ писал Буковский). Сказанное относится и ко мне.

Говоря словами Мертона, социология ориентирована на изучение мнения, а не знания.

Изучать недовольство и его причины надо, но и здесь часто исходят из ложной парадигмы. Надо изучать и кое-то другое, чем никто (ну, или почти никто) из социологов занимается. ФОМ и ВЦИОМ для этого просто не приспособлены. Пытаются заниматься этим вопросом экономисты и но мне кажется, что во многих случаях они исходят из ложных посылок и не ведают, что творят.

Я бы на первый план выдвинул проблему устройства государства и связь этого устройства с падающими ракетами. Правда, информация об этом засекречена. А того, кто против этой секретности выступает, по делу или не по делу, могут отчески пожурить. Знаем, знакомо. В этих условиях только и остается, что злорадствовать. Дважды мы это проходили, да видать мало.

Как устроено наше государство? Есть ли добровольцы из числа топ-менеджеров (муниципалитеты, регионы, корпорации), готовые об этом рассказать? Предложение серьезное. Приеду лично. Конфиденциальность гарантирую. Может быть, кто-то недавно ушел на пенсию? Или освобожден от должности по другой причине? Может быть, кто-то знает таких людей и готов попросить их об интервью? Идеально под диктофон, ибо многочасовой рассказ не удержишь в памяти. Аудиозапись будет уничтожена с привлечением квалифицированных специалистов. А если и так нельзя, наймем стенографистку. И вычитаем профессионально, чтобы следов не осталось.

Оппозиция в России сейчас настроена на обеспечение свободы выборов. Благородное дело. Но все ли помнят мой рассказ о том, как райсовет Люблинского района города Москвы демократически постановил находящийся на его территории завод чугунного литься перепрофилировать на изготовление сковородок для нужд района?

Я очень боюсь не физического, а идейного хаоса.Сейчас, конечно, не 80-й год. У Украины много проблем, но через три майдана она прошла. А Россия такого опыта не имеет. Развяжутся языки, и что мы услышим?
Previous post Next post
Up