Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. (частьVI)

Mar 17, 2014 23:17

Оригинал взят у ikkamirnaya в Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. (частьVI)

"Как меняется в воображении город, в котором бытуешь, после того, когда оповестит кто-нибудь биографию его уголков, зданий и, главное, примечательных жителей, некогда засыпавших и просыпавшихся здесь. Каким удивительным становится все вокруг!"
                                       Виктор Лихоносов из предисловия к книге "Екатеринодар - Краснодар 1793-1993.

Сегодняшний пост - немного фотографий из последней прогулки по городу, когда  местами еще лежал снег и, ко всему прочему, в этот день, не обошлось  без  дождя.
Но я выбралась, тем не менее, из дома и отправилось на улицу Горького, сознательно фотографирую здания прошлого и позапрошлого веков, это самый центр города.
Конечно, в Краснодаре есть очень много современных построек, многоэтажных зданий, куча развлекательных центров, ресторанов, кафешек, баров, современных дворцов и вилл. Но разве этим
в наше время кого удивишь? Такое есть везде.
Я продолжаю выставлять  фото домов, имеющих отношение к прошлому  в архитектурном облике, улицы, погружающие нас в те далекие, ушедшие века.
Улица Горького раньше называлась Дмитриевской, некогда тут была рабочая окраина.
Жилой дом на Горького, 111. Построен в 1990 году.



Немного фактов о делении города.
Начало размежевания города Екатеринодар - 18 сентября 1794 года.
На 11 ноября 1794 года в Екатеринодаре проживали представители 38 из 40 куреней Черноморского казачьего войска, имелось 9 домов, 75 хат «на верси» (на поверхности земли), 154 землянки. 42 казака своего жилья не имели.
По «художествам» горожане распределялись следующим образом: хлеборобы - 71 человек, пекари - 36, шевцы (сапожники) - 27, кравцы (портные) - 19, плотники - 11, ковали (кузнецы) - 7, резники (мясники) - 6, ткачи - 5, бондари - 3. Гончаров, иконописцев, музыкантов имелось по 2 человека, кроме того, в городе проживали священник, дьякон и винокур, а 22 екатеринодарца «промышляли разно», то есть занимались промыслами: охотой, например, или рыболовством.



В январе 1805 года население Екатеринодара насчитывало 1710 человек: 1108 мужчин и 602 женщины. В ведомости, составленной в марте 1807 года, в городе значилось 1437 жителей; упоминались 7 ветряных мельниц и принадлежавшие горожанам земельные угодья.
В 1811 году в Екатеринодаре проживало 576 семейств численностью 2 345 человек, а в 1854 году - уже 10 554 человека, «большей частью потомки запорожских казаков».
Город был разделен на две части, пять кварталов, имел шесть площадей (Соборная, Крепостная, Екатериновская, Дмитриевская, Базарная и «под постройкою нового собора») и шесть церквей: православные Скорбященская (каменная), Соборная, Екатериновская,  Дмитриевская, Всех Святых (деревянные), а также армяно-григорианская.

Пересечение улиц Горького ( некогда -Дмитриевская) и Коммунаров (некогда Борзиковская). Здание под номером 107 выстроено в начале 1900 года.
Это место очень оживленное,тут трамвайный крест, трамваи  2,3,5,6,7,8,11,21 встречаются и расходятся во все четыре стороны, соединяя все концы города!
Кстати, о трамваях,которых в Краснодаре много, они не стоят в пробках,перевозят пассажиров с четырех утра и до полуночи.
Небольшое отступление от главной темы)
Первый трамвай в Краснодаре (Екатеринодаре) был пущен 23 декабря 1900 года.
Самая первая трамвайная линия в Екатеринодаре была построена бельгийским акционерным обществом «Компания тяги и электричества». Первые трамвайные маршруты города проходили: по ул. Красной - от городского сада до Новокузнечной, и по Екатерининской (ныне ул. Мира) - до вокзала.
В апреле 1912 года начала работать трамвайная линия в станицу Пашковскую, которую построило «Первое Русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар - Пашковская». Первоначально линия обслуживалась вагонами с керосиновыми моторами. В 1914-1915 годах линия  была электрифицирована.



Город быстро развивался. Получившие права оседлости купцы и промышленники строили себе красивые особняки, доходные дома, которые сдавали в аренду под гостиницы, рестораны, магазины, открывали небольшие предприятия. Возросла потребность в рабочей силе, и постепенно появились рабочие окраины - Дмитриевка, Дубинка, Покровка, Ивановка.
Домов в Екатеринодаре насчитывалось 1979, из них каменных из жженого кирпича 6, деревянных и турлучных 1973. Водоснабжение осуществлялось из 732 колодцев. В 1864 году население города составило 13 554 человека, в том числе казаков 12 391.
Информация:http://kuban.retroportal.ru/gorod_ekaterinodar.shtml

Дом жилой1901 года по ул. Горького 102 - памятник архитектуры. Образец  жилого особняка в "псевдорусском" стиле.
Двухэтажное на высоком цоколе здание расположено в историческом центре города .
К основному объему примыкает с южной стороны флигель.



В 1932 году улица  Дмитриевская стала называться улицей имени Горького.



Ныне в здании располагаются:
1.ООО СтеллаЮгСтрой
2. Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление, Управление Пассажирского Транспорта.





Эти два здания,99 и встык к нему 101, начала 1900 года постройки располагаются на пересечении улиц Горького и Красная . И в наши дни верхние этажи жилые, а нижние - магазины и в торце светлого здания  виднеется  уютное кафе " Хлебные истории".
Трамвайные пути, которые переходит девушка как раз вдоль улицы Горького.







У этого  здания  подкрасили фасад, а боковая стена осталась без изменения, такой какой была почти сто лет назад. Некогда в этом магазине можно было купить настоящую обувь из Италии по очень высокой цене, с тех пор прошло много времени и обувь из Италии (или около нее))) не проблема в Краснодаре. А цены на нее все растут)))





Чудом сохранился вот этот домик на два окошка из прошлого Мира,  зажали его осовремененными фасадами магазинов,  даже левую колонну замазали под себя)



Продолжаем движение по улице Горького не спеша и видим дом 92, красивый, необычный,украшенный необычной зеленой плиткой, это жилой дом 1900года , который включен в  списки памятников культурного наследия.
Многие дома в центральной части города были двухэтажными. Отличить старые дома можно по кирпичной кладке: 100 - 150 лет назад кирпичи отличались от нынешних по размеру, имели заводские клейма. В кладке некоторых домов можно увидеть кирпичи, уложенные клеймами наружу. Для домов эпохи модерна (конец XIX - начало XX века) характерно угловое решение фасада (вход в здание с угла), надфасадные башенки, которых в городе почти не осталось.









Тех домов, что представлены на фото ниже, нет в пресловутом списке памятников культурного наследия, они не представляют для города никакой ценности, но они сохранились, прожили свои лета и дожили до столетнего юбилея, многие здания перестраивались внутри, перекрашивались, но кладка и оформление фасадов остались прежними.





Сочетание новой этажной застройки и многочисленных старых низких хат сформировало своеобразный архитектурный облик города.
Медленно, но постоянно мостились улицы. Жители Дмитриевской (Горького) и Гривенской (Фрунзе) улиц подали в управу прошение о замощении этих улиц. Извозчики жаловались на плохое освещение Екатерининской улицы, жители окраин сетовали на неблагоустроенное бытие.
В 1876 году 200 керосиновых фонарей осветили ночные улицы. Со временем дело пошло живей - в начале XX века замостили уже половину улиц в городе. Обращались к городским властям и жители других окраин.































Вот и прошли мы по улице Горького, дошли до пересечения с улицей  Фрунзе, бывшей до 1939 года Гривенской  , а теперь возвращаемся и выходим на пересечение с улицей Кирова.
Раньше она называлась - Медведовская и оставалась таковой до 1935 года.



На этом промежутке пути, дома что  на Кирова тоже их тех,1990 годов, неухоженные, есть обветшалые, они почти все жилые . Люди надеются, что дома когда- нибудь снесут, а жильцов переселят в благоустроенные,  цивилизованные и красивые. А пока есть то, что есть на фото.













В некоторых уже не живут, пытаются продать, но про причине того, что это все старый центр города, цена высока, тем не менее,  покупатель все равно,  спустя время, найдется.

















Знакомство с улицей Горького подошло к концу,  а вот и  остановка нужного мне трамвая, на котором я отправлюсь назад и через 15 минут окажусь дома, из старой  в новой  части города , где нет одноэтажных зданий, и где самой старой высотке 25 лет, не более))))



Позже я расскажу  о других улицах в старом  центре, это Красноармейская,  Карасунская, Орджоникидзе,  их много, но самое  интересное не  останется без  внимания.
Все предыдущие посты по теме можно почитать тут:

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. ( часть I)
Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. (часть II )
Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. (часть III)
Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. (часть IV)
Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. (часть V)

краснодар, путешествия

Previous post Next post
Up