Высказавшись в начале мая
критически относительно документа «Проект Принципов политики инновационного центра «Сколково» в области публичных коммуникаций», тогда же я была приглашена вице-президентом фонда развития центра разработки и коммерциализации новых технологий и президентом РАСО Станиславом Наумовым
stanislavnaumov в Москву для участия в «весенней школе коммуникативных технологий».
Мои первые выводы:
- Сколково в лице Станислава Наумова держит слово,
- Сколково умеет держать паузу,
- (как и собиралась) Я бы сыграла в Сколково всей страной.
Последний тезис я как раз форсировала на школе.
И сегодня я готова высказаться по «заданному на дом» :) вопросу. Под катом --
Миссия Сколково - запустить инновационные механизмы развития экономики страны.
Стратегия:
«деление клетки», или «передача инновационно-культурного кода». Сколково - точка входа России в инновационную экономику. Успех Сколково - это возможность построить подобный мини-вход в каждом городе, т.е. изменить образ жизни людей не только и не столько инфраструктурно, сколько за счет организации потребности в новом продукте, появления нового продукта, организации его производства по-новому и проч.
Слоган: Мы делаем будущее прямо сейчас.
Формат:
Почему нужно Сколково, отдельный новопостроенный город? Потому что экономика инертна, а в отдельно взятой специальной среде можно сосредоточить наиболее мобильных участников экономики с последующей экспансией достижений.
Целевые аудитории:
I «Персональный уровень»: Ученые. Изобретатели. Студенты.
II «Корпоративный уровень»: Малые инновационные компании. Венчурные фонды. Крупные международные компании.
ВНИМАНИЕ!
III «Адаптеры», или «Трансляторы инновационной культуры», или «Инноваторы на местах», или «Агенты инновационной экономики»: Региональные операторы Сколково. СМИ и журналисты. Социальные сети и блогеры. Это «точка кристаллизации» институтов будущей инновационной экономики.
Проблематизация ЦА-III:
«Прозрачность и доступность проекта иннограда для внутренних целевых аудиторий» может быть обеспечена только самостоятельным, отдельным игроком. Он призван корректировать неприятие массами Сколково как нового масштабного государственного проекта и, соответственно, нивелировать «эффект торможения» в принятии проекта.
Объясняющая этот эффект метафора:
Пусть Сколково и население страны - это две команды. Впервые на новом (инновационном) поле 100х100 клеток им предложено сыграть в крестики-нолики. Условия игры: за каждую тройку крестиков или ноликов (по горизонтали, вертикали или наискосок) команды получают по 100 виртуальных рублей. Побеждает команда, "заработавшая" больше денег. Время игры 5 минут.
Старт. Команда Сколково нарисовала свой крестик. Команда-страна свой нолик... А дальше понеслось - команда Сколково игнорирует задачи «противника» и мешает команде-стране нарисовать тройку ноликов, та мешает сколковцам и т.д. В итоге за 5 минут ни одна команда так и не смогла получить хотя бы 100 рублей.
ВНИМАНИЕ! Вот он - парадокс. В задании не было задач мешать сопернику, а была задача "зарабатывать деньги". Если бы команды параллельно, не мешая друг-другу получали бы по 100 виртуальных рублей за каждую тройку крестиков или ноликов, то даже "условно проигравшая" команда получила бы "деньги". В нашем случае все остаются "на бобах": и страна, и Сколково.
Поэтому необходимо работать с этой целевой аудиторией «адаптеров», региональных операторов Сколково, организующих позитивную активность его лоббистов и пользователей на местах.
Обоснование для ЦА-III:
- практическое обоснование:
Производители научного знания и его отечественные потребители (производители, реализаторы, покупатели) не встретятся никогда без адаптера, посредника в лице региональных лоббистов или пиар-операторов. Эти адаптеры - отдельная целевая аудитория, а не средство реализации проекта «Сколково». Без территориальной привязки к научным, производственным и потребительским площадкам «центральное Сколково» никогда не соберет информацию о целом пласте инноваторов и их продуктах и недополучит новых эффективных участников проекта «Сколково». Кроме того, население как налогоплательщик вправе знать, на что в Сколково тратятся немалые деньги и как эти вложения изменяют, способны изменить образ жизни людей в стране: от перемен в инфраструктуре до формирования потребности в новом продукте и доступе к его производству и потреблению.
- теоретическое обоснование:
«Инноград» Сколково - концентрация инновационных предприятий в одной географически локализованной зоне. Но географическая концентрация экономических агентов - это атрибут индустриального общества. В нём промышленность концентрируется в городах и за счет этого минимизируются трансакционные издержки материального производства: обмена и перемещения ресурсов и материалов, произведенной продукции, рабочей силы и капитала. Для новой экономики нет необходимости концентрировать экономических агентов в одном месте. Эта концентрация может быть оправдана только одним: удобством государственного управления инновационным рывком. Сколково фактически - способ «замаскированного» государственного вмешательства в экономику, разновидность государственной промышленной политики.
Однако опыт многих стран показывает, что государство не обладает необходимой информацией и способом предвидения, чтобы оценить, какую именно отрасль промышленности или науки развивать на выбранной территории. История концентрации производства микроэлектроники в Кремниевой долине показывает, что рождение, жизнь и смерть кластеров представляет собой элемент спонтанного порядка, основанного на новых предпринимательских идеях и накапливавшейся десятками лет сумме явных и неявных знаний. И госчиновникам следует понять, что зачастую они формируются спонтанно и в процессе их возникновения основополагающую роль играет неявное знание «местного масштаба».
Даже если бы в госаппарате работали люди, радеющие исключительно об общем благе, они все равно не смогли бы успешно проводить «кластерную политику». Так и случилось с «инновационными центрами» и другими «инкубаторами идей» при технопарках в США и Канаде в 1970-1980-х: они неизменно терпели неудачу (Miller, Cote 1985). Риски, связанные со стратегией «назначения победителей заранее» проявились и при реализации политики развития высоких технологий во Франции в 1980-х. После пяти лет субсидирования производства микроэлектроники Париж вынужден был признать, что сделал ставку не на ту лошадку. Одна из причин, обусловивших провал этой затеи французского правительства, заключалась в отсутствии у политической элиты «коммерческой жилки» - ее единственная цель заключалась в том, чтобы сделать Францию мировым лидером в области микроэлектроники.
Нынешняя Сколково-«кластерная гонка» грозит обернуться «дублированием» инвестиций в одни и те же высокие технологии, а политика стимулирования возникновения кластеров грозит свестись к «назначению победителей» и «поддержке неудачников». Ограниченная эффективность активных действий государства обусловлена не столько человеческой природой, сколько недостатком информации, необходимой для успешного решения поставленных задач (Sautet 2002). Этому же информационному «схлопыванию» служит и провозглашенная ныне сектантская, закрытая природа города Сколково, оставляющего за бортом регионы. Секта - замкнутое сообщество, ей не нужен приток идей, информации и новых ценностей. Сколково - нужен.
А значит, необходима разработка и эксплуатация целевой аудитории «Региональных операторов Сколково», или «Адаптеров», или «Трансляторов инновационной культуры», или «Инноваторов на местах», или «Агентов инновационной экономики». Они и журналисты (СМИ, соцсети, блогеры) станут «точкой кристаллизации» институтов будущей инновационной экономики.
«С кем и как я готова обеспечить лучшую коммуникацию с отдельными целевыми аудиториями, чтобы миссия Сколково стала всем ясней?» - с целевой аудиторией III: «Адаптеры», или «Трансляторы инновационной культуры», или «Инноваторы на местах», или «Агенты инновационной экономики»: Региональные операторы Сколково. СМИ и журналисты. Социальные сети и блогеры.
Возможные шаги работы с целевой аудиторией III:
«пиар-технологии, которые помогут превозмочь дефицит времени
и результатов в только что стартовавшем Сколково»
(цитирую С. Наумова от 4.05.2011).
1. Организация новой конвергентной СМИ-площадки «Сколково» (согласно завету от 1903 г. В. Ленина «С чего начать»): готов набросок концепции.
2. Организация проектного обучения журналистов освещению новостей науки и инновационных рынков: готова программа 1 блока занятий.
3. Организация работы региональной передвижки-музея «Музей живой науки»: готова концепция, механизмы пополнения, пиар-сопровождения и визуальной составляющей проекта.
4. Публичные лекции и поездки первых лиц Сколково по аудиториям регионов): готов набросок концепции.
5. Клубные формы работы с региональными учеными, студентами и любопытствующими в «школах прогрессоров»: осмысляю концепцию.
6. Конкурс драматургов и сценаристов «Лучший сюжет инновационной постановки»: осмысляю положение.
7. Создание теста-«Матрицы инновации» для любопытствующих людей из регионов:): готов набросок концепции.
8. Сувенир-Сколково»): готов набросок концепции.
9. Отбор и организация региональных операторов Сколково»): готов набросок системы апробации жизнеспособности и полезности для Сколково данной ЦА.
Тут, пожалуй, приторможу, потому что дальше - сколковцы как пионерия :) и «сколковские похудательные конфеты» (а что, сыграл же в свое время нанокефир :)
Чего я жду от выполненного «задания на дом»? Найма.
Мои ближайшие автономные шаги:
1) выпуск в ежедневном режиме жж-подборки цитат из С. Наумова с «весенней школы коммуникативных технологий»: такая «история Сколково в речи лидера», мне самой это нужно для осмысления опыта и поддержания диалога с неравнодушными к Сколково регионалами, централами и иными интересантами;
2) разработка новых блоков к п.2. «Организация проектного обучения журналистов освещению новостей науки и инновационных рынков»;
3) в своем новгородском регионе я теперь носитель эксклюзивного :) знания по Сколково, так что готовлю публикацию для региональной независимой газеты, с которой сотрудничаю 16 лет, для Сети и, похоже, ещё для столичного; а также отвечаю на вопросы местных СМИ.