- …заехал в Новгород, погулял… от вокзала к Кремлю... Вспоминается сумрачное языческое прошлое этого непростого и не очень-то доброго города
- группа шведских учителей, на обратном пути, когда начались страшноватые новгородские окраины, закричала: «Универмаг! Остановитесь!»
- …в Новгородской области на глазах у всей деревни средь бела дня украли целый дом
- <знакомые новгородцы> держали скот и птицу, а вот приготовить из них ничего не умели, за полвека колхозной жизни эти навыки были утрачены. Единственное, что им удавалось, - сало (сейчас, говорят, уже и его разучились делать)
- Валдаю не стать мажорным местом… 100 тысяч туристов в сезон и 20 тысяч населения - силы неравные
- такая жуткая обреченность, что создавалось ощущение, …как будто от карты страны отрезали Псков с Новгородом и Кострому в придачу
- <где-то на Новгородчине> билетная касса закрыта на амбарный замок: нерентабельно. Кассирша сидит в лопухах на перевернутом ведре, на груди - катушка с билетами. Я спросил приятеля: „Тебе тут не скучно?“ Кассирша из лопухов подала голос: „Что вы ерунду говорите! Я сорок лет тут живу и ни разу не скучала“»
Михайлова Е.В. Имидж Новгородчины глазами столичных публицистов // PR в образовании, №4, 2009. - 112 с. - С. 44-50.
Аннотация
В статье обобщаются имиджевые характеристики Новгородчины путем сплошной выборки по страницам журнала "Русская жизнь" 2007-2009 гг. Новгород университетский, Новгородчина туристическая и экологически чистая, Новгородская область как инвестиционно привлекательный регион там не представлены. Это следствие стихийного формирования имиджа региона. Необходима профессиональная работа региональных элит и СМИ для создания узнаваемого и привлекательного имиджа региона.
The article summarizes the characteristics of the Novgorod region branding by continuous sampling of the magazine "Russian Life" 2007-2009. Novgorod as a university city, Novgorod region as a tourist, ecologically clean and attractive region are not represented there. This is a consequence of the spontaneous formation of the region's image. Need professional work of the regional elites and the media to create a recognizable image of the region.
17 июня 2009 года из-за финансовых проблем закрылся журнал «Русская жизнь». Он стартовал в апреле 2007 года и выходил раз в 2 недели тиражом 30 тысяч экземпляров. "Русская жизнь" не проводила рекламных кампаний, не стеснялась ярлыка "чтение для интеллектуалов" - и в результате массовый читатель почти не заметил потери.
По нашему же мнению, эта потеря значительна и, в частности, для Новгородчины, историю которой еще помнят, но сегодняшний день которой соотечественникам неизвестен. Не может похвастаться область и частотой упоминаний в федеральных СМИ, что в эпоху информационного общества является существенной составляющей имиджа региона. Именно поэтому мы сочли полезной попытку сгруппировать и обобщить имиджевые характеристики Новгородчины («сельский», «водный», «районный» и «вечевой» образ области) путем их сплошной выборки по страницам журнала "Русская жизнь" [1], авторы которого 45 раз за все 55 номеров журнала возвращались к Великому и провинциальному, историческому и поновленному - к Новгороду и окрестностям.
«Одно из самых тяжелых социальных фиаско страны» иллюстрируется на страницах журнала новгородским примером: «Просторное деревянное здание в центре села Наволок Валдайского района на Новгородчине - сто метров, электрическое отопление, приусадебный участок! - два года назад предлагали дачникам за 120 тысяч рублей. …Это отлучение деревни от будущего, победа экономики над образованием и, в конечном итоге» (А. Андреева, 25.05.07).
Сознание читателей отяжеляется парадоксами: «Не так давно в Новгородской области на глазах у всей деревни средь бела дня украли целый дом - раскатали по бревнышку, а на все вопросы отвечали: «хозяин в курсе». Хозяин в курсе, что у него крадут дом…» (О. Кашин, 8.06.07).
На примере Новгородчины пишут про «дефицит продуктов питания как психологический феномен». «В те же ранние 80-е я несколько раз побывал в деревенской глубинке. В письме, приглашавшем нас на Новгородчину, дальние родственники просили захватить с собой колбасы (!). На месте выяснилось: они держали скот и птицу, а вот приготовить из них ничего не умели, за полвека колхозной жизни эти навыки были утрачены. Единственное, что им удавалось, - сало (сейчас, говорят, уже и его разучились делать)» (Пряников, 17.08.07).
Любопытно, что по отдельности новгородцы далеки от клише «а приготовить ничего не умеют». Примером «романтического прагматизма красивых женщин» оказывается «Женя из новгородской деревни, закончила техникум в Ленинграде, и Александр из-под Тулы, по образованию технолог-машиностроитель, - это не просто фермеры, а зажиточные предприниматели», только на Карельском перешейке, под Выборгом. Не на Новгородчине. (Е. Долгинова, 14.09.07).
Также эти «отдельные» новгородцы способны добиваться «царской карьеры». Но очерк о члене Президиума Верховного Совета СССР, выходце из новгородской глубинки ироничен. «Григорий Романов, самый, наверное, влиятельный из брежневских губернаторов, <семью> называет династией, но заметно пугается, когда спрашиваешь - а что, мол, может, кому-то из императорской семьи все-таки удалось, переправив документы, осесть в деревне Зихново Боровичевского района нынешней Новгородской области, и вы вовсе не крестьянский сын, а настоящий наследник престола. Если ему такое сказать, он серьезнеет и сурово отвечает: «Мой отец был крестьянином, и дед крестьянин, и все мои Романовы - крестьяне». (О. Кашин, 12.10.07).
Любопытно, что на страницах журнала много внимания уделяется новгородской воде, ильменской теме. «…заехал в Новгород, погулял… от вокзала к Кремлю... В Кремле почти никого. Выхожу к мосту через Волхов (опять он, «былинный»). По набережной медленно едет на велосипеде пожилой мужчина, сопровождаемый огромной собакой. Я дошел до середины моста, постоял, глядя в сторону Ильменя. Если вечером в сумерках долго смотреть в сторону Ильменя, становится немного не по себе. Что-то иррационально тревожное есть в спокойной глади этого огромного озера. Вспоминается сумрачное языческое прошлое этого непростого и не очень-то доброго города» (Д. Данилов, 28.03.08).
Волхов хвалят: «Летом на Ильмене довольно весело. Каждые полчаса от пристани у стен Новгородского кремля отходят прогулочные теплоходики, заполненные туристами. Они доплывают до того места, где Волхов вытекает из Ильменя и из берегов выступают огромные каменные опоры разобранного железнодорожного моста, и поворачивают обратно», как и валдайское Святое озеро: «…цвели кувшинки в неестественно синих водах, ночью на небо выходили громадные, как в ТЮЗе, звезды, до сентября стояла земляника, а непритязательная комнатка в пансионате уже стоила как отель в центре Праги» (Е. Долгинова, 23.11.07).
Водка - не вода, но на Новгородчине ее столько же, свидетельствует «Русская жизнь», одновременно признаваясь в желании «пропустить по пятьдесят граммов коньяка за спасение от белесых ильменских туманов» (О. Кашин, 22.06.07), «…Белесая северная ночь, белесый туман над неподвижной водой, тишина и непонятно, куда плыть, где север, где юг, где Новгород. Озеро совсем мелкое, максимальная глубина - четыре с половиной метра, да и небольшое, но оно способно нагнать настоящий ужас на таких незадачливых, неосторожных, легкомысленно неуважительных к этому древнему и довольно загадочному месту людей. …катер был обнаружен на реке Гнилка, в нем находились трое взрослых и двое 12-летних детей. Операция по спасению закончилась к четырем утра. Катер отбуксирован в яхт-клуб на берегу Ильменя, люди доставлены на берег».
«Известно описание случая в Новгороде, когда один человек ушел из заведения, пропив свой кафтан, …через несколько часов вышел оттуда уже в одних подштанниках и без сорочки… в третий раз он вышел, прикрывая свою наготу пучком полевых цветов». «Во время большого церковного праздника в Новгороде пьяная женщина упала на улице полуголой и заснула. Не более трезвый прохожий мужчина, увидев это, «распалился распутною страстью и прилег к ней». (В. Жарков, 19.06.08). «На днях ехал в автобусе с рабочими завода „Электрон“. В салоне пахло французскими духами - советские духи давно распроданы и выпиты. …раньше огуречный лосьон был в свободной продаже - крепкий, дешевый. А теперь что придумали? Лосьон этот продают только в наборе „Банный“: с мочалкой и двумя кусками земляничного мыла. Если Горбачев сунется к нам, ему не поздоровится» (Н. Толстая, «Судьба студента 80-х из Новгорода», 3.07.08).
Авторы иллюстрируют «русский разгул глазами друзей и недругов» обилием именно новгородских примеров. Тенденциозно. Противно. Актуально.
Постоянный автор журнала пишет, что дорога из Санкт-Петербурга «до Новгорода унылая, не на что смотреть. …Перед поездкой я читала в энциклопедии про Новгородскую область: «Поверхность равнинная. Мясо-молочное производство». (Святые угодники! На всем пути нам встретились три коровы и десяток разрушенных скотных дворов: стекла выбиты, двери унесены, и давно обвалилась крыша). «Новгородская область в 1967 году награждена орденом Ленина» (Н. Толстая , 23.11.07).
Стоит сказать справедливости ради, что в том же Большом энциклопедическом словаре числится «Псковская обл. Поверхность равнинная. Молочно-мясное жив-ство. Выращивают картофель и овощи. Награждена орд. Ленина в 1967 г.» [2]. Разница, однако.
Вскоре журналистка возвращается экскурсоводом-любителем в Новгород и ее поражает, что «группа шведских учителей, на обратном пути, когда начались страшноватые новгородские окраины, закричала: «Универмаг! Остановитесь!» Смотрю, действительно, белеет в сумерках двухэтажный магазин с ржавыми потеками и раскрошившимися ступеньками. Спрашиваю с изумлением: «Что вы хотите тут купить?» Отвечают: «Все!» и весело, обгоняя друг-друга, бегут за покупками. Купили сумки, обувь, настольные лампы, жуткие вазочки, пироги с капустой, с морковью, с повидлом. Всю дорогу до Питера ели и нахваливали» (Н. Толстая 15.02.08). Что за универмаг такой - не разгадает ни один новгородец. Ну, не «Колос» же, он не в сторону Петербурга. Этакий новгородский фантом мелькнул в «Русской жизни».
Другой автор журнала ставит крест: «Валдаю не стать мажорным местом… Воздух - да: натуральная кислородная атака. Когда …высверкивают луковицы Иверского монастыря - Валдай смотрится страницей сусального интуристовского буклета. А через час снова: свинцовая вода, снегопад, кофе растворимый, мокрые ноги… …строительство президентской резиденции в непосредственной близости от Иверского монастыря, от чего монастырю перепали громадные реставрационные средства, единственные в России Музей уездного города и Музей колоколов - и на Валдай пошел уже не экологический гитарист-палаточник-байдарочник, а турист мажорный, сытый, переевший тайландов и майорок…
Счастливого мезальянса не случилось, Минрегионразвития не дал Валдаю статус экономзоны (администрация области не нашла положенных по условиям 2, 5 млрд. рублей для софинансирования), 100 тысяч туристов в сезон и 20 тысяч населения - силы неравные. Президентская же дача, набирая обслугу, обескровила штаты бюджетных организаций, - лучшие медсестры пошли в горничные, да и как не пойти с 6 тысяч рублей на целые 20? Цены в магазинах примерно на уровне московских, - при этом треть населения района имеет доход ниже прожиточного минимума, а смертность в первом полугодии этого года ровно вдвое превысила рождаемость.
Вдох - и отложенный выдох. Похоже, не стать Валдаю ни придворным курортом, ни северной Рублевкой. Слишком сильна, слишком убедительна его личная биография» (Е. Долгинова, 23.11.07).
Новгород - столица: при другой версии русской истории чем-то таким стал бы Новгород…
«Центровая» для русской истории и современности функция Новгорода то и дело прорывается на страницах журнала замечаниями, сослагательными по форме, но отнюдь не по сути. «Общечеловеческим» городом-гостиницей Москва не становится, - пишет Михаил Харитонов (10.09.08). - Может быть, при другой версии русской истории чем-то таким стал бы Новгород - не случайно он назывался так, как обычно называются такие города, как Карфаген («новый город») и Нью-Йорк».
Правовая история сочинских домов, вызывающих беспокойство хозяев в связи со стройками Олимпиады-2014, упирается в злую аналогию с новгородским опытом законности: «Чтобы качать права по закону, надо, чтобы эти права были в порядке. В законе описана не Россия, а совершеннейшая Англия: лорды Брехова и Глухова, Неурожайки тож подтверждают в суде, что владеют родовыми землями со времен вырывания царем Иоанном языка у новгородского вечевого колокола. «Тут мой дед жил, отец жил, теперь и я живу». Гражданам Сочи очень скоро предстоит убедиться в пагубности такого подхода» (А. Еременко, 14.09.07).
Сама целостность страны померяется Новгородом. «Договор о передаче островов Россия и Китай подписали еще четыре года назад. Были трогательные статьи в газетах, публиковались карты, на которых было видно, в какой опасной близости от Хабаровска пройдет теперь российско-китайская граница - но во всем этом проглядывала такая жуткая обреченность, что создавалось ощущение, будто Россия теряет Косово и Карабах одновременно. Как будто от карты страны отрезали Псков с Новгородом и Кострому в придачу», - сокрушается Олег Кашин (22.10.08). И развивает свою мысль о преступном российском запустении: «Рано или поздно свои китайцы найдутся и на Сибирь, и на Урал, и на Волгу, и даже на Псков с Новгородом. Страна, на что-то претендующая в современном мире, не может состоять из церквей с огородами и ни из чего более. Рано или поздно ее растащат на куски. Построят на этих кусках небоскребы или что-нибудь еще. Научат нас другому языку».
И совсем уж напрямую распоряжается Александр Храмчихин (15.02.08): «Новгородская республика была одним из первых в истории человечества демократических государств, его было бы весьма полезно «пиарить» как раз сегодня. Правда, это потребует ломки всей современной исторической концепции, в частности, придется признать пагубность объединительной роли Москвы, которая через два с половиной века удушила Новгород с его демократией. Кроме того, Новгородская республика при Невском хотя и не была напрямую оккупирована монголами, но признала их власть и платила им дань, Александр ездил в Орду за ярлыком на княжение. В общем, сложный случай. Неоднозначный».
Складывается стойкое ощущение, что Россия глазами и устами столичных публицистов от Новгорода чего-то ждет. Полубессознательно, нередко на нерве иронии («В Великом Новгороде - сенсация: 100-процентная явка призывников и ни одного уклониста», 12.08.08) - но ждет Россия. Вряд ли это будет финансирование журнала, хотя главред подчеркнул, что готов возобновить выпуск издания: «Мы открыты к любым возможностям продолжения журнала в том или ином варианте, с помощью любой структуры, которой это может быть интересно». Скорее, это историчные «демократические новгородские ереси» (Д. Горелов, 5.06.08), когда российское «население давно уже, втайне от всех, превзошло афинскую, британскую и американскую демократии, действуя по собственной новгородской модели. Самостоятельность народа в его повседневной жизни необычайно высока, народ самоорганизуется рационально и безошибочно, и государство ограничивается мелким и скаредным препятствованием» (Д. Быков, 24.04.08). Можно выбрать путь «новгородской Рублевки» или пошлого захолустья, но в ментальном поле русской жизни Новгородчина теплится другой, гражданственной.
Как простая женщина, «Русская жизнь» доработала до 55 (номеров) и тихо скончалась, оставив обществу свой скудный пенсион - фотографически честный слепок русской жизни. 82% ее проиллюстрированы новгородскими примерами.
Стихийный имидж Новгородчины.
Новгородчина предстает потерянной во времени территорией неосуществимых возможностей. Характерно, что ни один из активно продвигаемых в речах руководителей новгородского региона имиджевых компонентов не получил развития на страницах столичного журнала. Новгород университетский, Новгородчина туристическая и экологически чистая, Новгородская область как инвестиционно привлекательный регион вообще не представлены в материалах журнала. Зато «внешний» имидж, последовательно фиксируемый, создаваемый журналистским коллективом в статьях и очерках, сводится к набору стереотипов: так, северо-западный регион - уже провинция, жители - бедолаги, и только богатая история края бросает отсвет на это «темное царство». Донельзя упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы с легкостью усваиваются 30-титысячной аудиторией замечательного журнала, потому что позволяют читателям «экономить» внимание и мышление при восприятии темы. Доказательством именно стереотипного, хотя в языковом плане, безусловно, талантливого подхода публицистов «Русской жизни» к описанию современной Новгородчины может служить и то, что актуальные для региона и России в целом темы прошли мимо внимания авторов. Впрочем, может быть, стоит порадоваться, что журнал не внес свою лепту в формирование имиджа Новгородчины как «криминального заповедника», хотя ситуация с развенчанием засилья криминальных методов осуществления властных и бизнес-полномочий пришлась именно на годы существования журнала.
На самом деле имидж, за редким исключением, должен отличаться от стереотипа, должен быть индивидуализированным, узнаваемым, привлекательным (пусть с советскими корнями, как имидж Краснодарского края - «всесоюзная здравница и житница») [3]. Отметим, что на международном уровне имидж Новгородчины в последний год существенно укрепился за счет такого события, как проведение XIX Ганзейских Дней Нового времени, напомнивших миру о роли и, что важно, перспективах Новгорода в экономическом торговом Союзе европейских городов [4].
Стоит говорить о необходимости активизации коммуникативной деятельности региона как инструмента регулирования его экономики на внутрирегиональном и на всероссийском уровне. Не секрет, что в распределении и скорости выделения федерального финансирования, например, не последнюю роль играет имидж как главы региона, так и самой области. Это уже привело к тому, что регионы могут и должны развиваться не только на условиях партнерства, но и конкуренции между собой. Позиционирование региона в репутационной картине страны существенным образом влияет на приток внешних и внутренних инвестиций, на уровень деловой активности, на характер миграционных процессов и, наконец, на качество жизни. Имидж региона приобретает статус одного из основных ресурсов, предопределяющих его экономическое, политическое, социальное развитие.
В связи с закрытием столичного журнала «Русская жизнь» теперь можно жалеть, что не удастся отреагировать на его двухлетние отзывы о Новгородчине. Конечно, не путем опровержений, но в попытке предложить вниманию публицистов иные стороны новгородской действительности, помимо фигуры бывалой кассирши в лопухах на новгородском полустанке. «Билетная касса закрыта на амбарный замок: нерентабельно. Кассирша сидит в лопухах на перевернутом ведре, на груди - катушка с билетами. Я спросил приятеля: „Тебе тут не скучно?“ Кассирша из лопухов подала голос: „Что вы ерунду говорите! Я сорок лет тут живу и ни разу не скучала“» (Н. Толстая, 3.07.08).
Насколько трудоемка и стратегически важна работа по структурированию имиджа, можно судить хотя бы по судьбе местного журнала «Весь Новгород», также не просуществовавшего и 2 лет. Редакция изначально затруднялась в определении политики издания. Начав с десятка глянцевых портретов административных сотрудников и ведущих бизнесменов Великого Новгорода, рассказав об их деловой репутации и семьях, журнал остановился перед проблемой нехватки контента. Что еще, какие события, люди олицетворяют собой сегодняшнее развитие, лицо региона? Если местные СМИ не помогают определить и поддерживать имиджевую политику региона, то чего можно ждать от московского журнала? Ориентироваться исключительно на исторические заслуги Новгородчины перед Россией уже недостаточно для создания благоприятного имиджа современного региона [5]. К подобному выводу пришла также И.В. Василенко, исследовавшая «имидж Новгорода культурного» на материале Интернет-СМИ.
В заключение отметим, что с уходом журнала «Русская жизнь» с рынка печатных изданий, его влияние на восприятие Новгородчины читателями не прекратилось благодаря Сети Интернет, где размещен иллюстрированный архив журнала. Процессом стихийного формирования имиджа региона по-прежнему на Новгородчине никто профессионально не занимается. «Решение этой проблемы в будущем во многом зависит от конструктивного и заинтересованного отношения к ней региональных элит, от качественной работы и творческих находок структур, ответственных за медиарилейшнз, и, наконец, от степени и формы участия СМИ в процессе создания емких, компактных и привлекательных имиджей регионов» [6].
1.
http://www.rulife.ru (архив журнала «Русская жизнь»)
2. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с. С. 1079.
3. Михайлова Е.В. Ганзейские дни станут глобальной PR-акцией Великого Новгорода //
http://golfstriminform.ru/comments/?id=104. Михайлова Е.В. Ставить на прошлое? Нет - на PR! // Время открытий, июнь 2009, с. 8-11. Великий Новгород, 2009. С. 8-11.
5. Михайлова Е.В. Имидж бизнеса: откорректируй ЭТО // Бизнес. Великий Новгород, август-сентябрь 2009. С. 29-31.
6. Григорьева Н.И. Имидж России в коммуникативном пространстве современности //
http://www.statebrand.ru/upload/files/doc_1237585421.rtf