Новгородский туризм: Садко побоку. Фтопку.

Jan 14, 2011 20:44

В России начали неплохо зарабатывать герои русских народных сказок, подсчитали корреспондентки «Новых Известий».

Лидирует Дед Мороз: поток туристов в Великий Устюг увеличился за последние годы более чем в 20 раз.

Снегурочка подешевле: но и этого хватает: в гости к Снегурочке в 2009 году собрались вдвое больше россиян, чем в Испанию или Италию (1,2-1,3 миллиона человек по сравн. с 2008 г., когда до Костромы добрались не больше 640 тысяч россиян).

Илья Муромец как бренд в Муроме не нашел пока поддержки у властей Владимирской области: большинство туристов приезжают в Муром не в развлекательно-познавательных, а в паломнических целях.

Алешу Поповича "забронировал" Ростов Великий: в «его» купеческой усадьбе 3 туристу обойдутся в 13,5-17 тыс. рублей с человека.

Иванушку-дурачка «прописало» у себя село Вершинино в Архангельской области еще в 2001 году и теперь на Ивана Купалу там проходит фестиваль «Кенозерская дураковина». Администрация села оперативно поддерживает главного популяризатора персонажа - фольклориста Александра Нечаева.

А в Великом Новгороде, быть может, есть единственный (в мире?) памятник неверному мужу, не стесняющемуся публично  придерживать полюбовницу на коленках.


Но на щит развития туризма не взята ни эта спорная фонтанная достопримечательность, ни сам былинный герой. А был он купец, человек для города знатный, ибо даже торговый аршин хранился у архиепископа:
«Опять выкупал Садко товары новогородские,
Худые товары и добрые,
На свою бессчетну золоту казну».
Туристической инфраструктуры вокруг этого былинного героя не складывается: где бел-горюч камень, на котором Садко играл в гусельки яровчаты, где пристань, откуда он уходил в плаванье, где хоть одна из 30 его ладей вместо ресторанного корабля? Про статую супружницы, что на бережку Волхова ждала-провожала, умолчим… Нет даже самого элементарного, но эксклюзивного сувенира - кусков материи (в рамочках ли, в мелких изделиях ли), тканей, которыми мог тогда торговать купец. Естественно, все эти вещи не могут быть подлинными. Но подлинными будут удовольствие и «финансовая реакция», когда турист сфотографируется на борту реконструированного древнерусского судна и увезет в качестве сувенира кусочек парчи.

Михайлова Е.В. Механизмы и источники мифологизации историко-культурных фактов и объектов Новгорода для повышения его туристической привлекательности // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России: материалы междунар. науч.-практ. конф. 21-23 сентября 2008 г. Ч. 2 / сост. Д.Б. Терешкина и др. - Великий Новгород, 2009. - 371 с. - С. 259-266.

Михайлова Е.В. Источники и PR-механизмы повышения туристической привлекательности Великого Новгорода // PR в образовании, №4 (декабрь), 2009. С. 51-58.

Механизмы и источники мифологизации историко-культурных фактов и объектов Новгорода
для повышения его туристической привлекательности.
Прошедшая в августе 2008 года Олимпиада в Пекине запомнилась всему миру не только горечью грузино-южно-осетинского конфликта, нарушившего традицию перемирия на все время Игр, но и небывалым числом побед китайских спортсменов. Однако мало кто сможет назвать их имена - зато весь мир выучил имя пловца Майкла Фелпса. Огромное число медалей, выигранных за одни Игры, - конечно, феноменально само по себе. Но запоминаемость имени и личности пловца обеспечила переданная журналистами по всем каналам СМИ история становления рекордсмена: от легкого аутизма в детстве до диеты спортсмена, превосходящей все мыслимые нормативы человеческого питания. Иными словами, популярность пловца закрепил миф о том, как странноватый американский мальчишка вырос в олимпийца, которому нет равных.

Как связан этот пример с заявленной темой доклада? Напрямую. Мы будем вести речь о том, что современный человек погружен в мощную информационную среду. В ней он может почерпнуть абсолютно любые знания - однако им свойственно забываться. Остаются в памяти - мифы, поскольку они имеют чувственную составляющую. Как ни велика содержательная сторона экскурсионных туров по Великому Новгороду с его Великой Историей, массовый турист не сможет запомнить всего ее богатства, если незатронутыми останутся его эмоции. Поэтому Новгороду, сделавшему ставку на развитие экономики посредством туристической индустрии, необходимо облачить «лекции на прогулке» по историческим местам в активные, увлекательные формы. 
Не стоит опасаться того, что при организации «туризма проживания ситуации», «туризма эксклюзивного купленного и/или самостоятельно сделанного сувенира» пострадает история древнего города. По счастью, он обладает замечательным коллективом специалистов-музейщиков, компетентность которых распространяется именно на сохранение и транслирование исторической правды, работу с документами эпох, четкое называние дат, историко-архитектурных параметров. «Туристу потакать не надо - это очень опасно! - тревожится Владимир Ядрышников, старший научный сотрудник отдела хранения архитектурных памятников Новгородского Государственного объединенного музея-заповедника. - Я чувствую, насколько падает уровень экскурсантов, и борюсь со всякими рассказами про «подземные ходы».

Мы не поощряем выдумок про «ходы» и не разделяем этой тревоги, поскольку общеизвестно: сегодняшних гостей города утомляет шквал дат и имен, они не запоминают и десятой части того, что услышали от самых ярких и квалифицированных экскурсоводов. Побывав в одном храме, восхитившись им, турист становится равнодушен ко всем остальным, по его мнению, очень похожим. Запомнится только то, что впечатлит необычайно. Поэтому и пора в Великом Новгороде развивать «туризм впечатлений». Удручающа ситуация, когда при обилии историко-культурных памятников отсутствуют бизнес-механизмы их использования и нет профессионалов-управленцев, которые способны такие проекты реализовать. Убеждены, в такой ситуации исключительно благотворным для Новгорода будет ни в коем случае не противостояние, а тандем менеджеров туризма и работников музея-заповедника.

Увеличить популярность Великого Новгорода как туристического центра, нарастить поступления в казну города можно за счет принятых в мировой туриндустрии приемов, примеры которых у нас уже появляются. Успешно соединив элементы классического познавательного туризма с туризмом впечатлений, летом 2008 года в Великом Новгороде стартовал проект «Театр времени». Идею вынашивали несколько поколений историков и археологов. Туристам не только читают увлекательную лекцию о Троицком раскопе. Им позволяют спуститься туда, на уровень средневекового Новгорода, стать свидетелями уникальных находок. А потом и самим покопаться в земляном отвале и забрать на память почти тысячелетние черепки.
В целях настоящего доклада дадим рабочее определение понятию мифологизация историко-культурных фактов и объектов - это процесс организации занимательной туристической среды, воздействующей на потребительское поведение человека. Пример подобной мифологизации: противоречит ли экскурсионная услуга «Бассейн Клеопатры» (водоем с газированной водой) в Турции уважению к турецкой истории? Отнюдь, хотя Клеопатра там и рядом не проплывала. Зато этот туристический продукт год за годом способствует процветанию экономики страны.

Какие же механизмы и источники мифологизации историко-культурных фактов и объектов Великого Новгорода могли бы способствовать его процветанию?

Во-первых, это заимствование «человекоцентричных» сюжетов из исторических документов. Психология человека такова, что наиболее желанным, востребованным, полезным оказывается то, что уже входит в его жизненный опыт. Самый большой в этом смысле опыт человека - это опыт общения с другими людьми. Соответственно, сами по себе архитектурно-исторические реалии, какова бы высока ни была их культурная ценность, куда менее интересны, чем личность, с ними связанная. Именно это мы называем человекоцентричностью экскурсионного материала. Несколько примеров.

Доктор филологических наук Татьяна Шмелева выдвинула идею о необходимости создания словарика-памятки для гостей города, а также для новгородцев, работающих водителями и объявляющих остановки. Как правильно спросить или ответить: улица чудИнцева или чУдинцева? Развивая эту идею, мы предлагаем студентам-филологам провести изыскания - был ли в городе некто ЧудИнцев, чьим именем могла бы быть названа улица? Или все-таки улица - чУдинцева, от чУдинцев, что жили в этом конце города, как жили в других концах кожевники, плотники и др.? Чья улица? - чУдинцев, о местной церкви Двенадцати апостолов в исторических документах написано «в ЧУдинцах», фигурирует там и ЧУдинцево заполье. Корень именования этих соседей новгородских славян - чУди - есть в названиях райцентра Новгородской области города ЧУдова и ЧУдского озера. Если неравнодушный к своему делу и городу экскурсовод организует такое короткое рассуждение совместно с туристами - едва ли они забудут, как и через несколько лет припомнить грамотное название новгородской улицы. И подобных наименований у нас немало. То, что туристом понято, что удивило доступностью и логичностью, что посильно для воспроизведения по тому или иному поводу - не забудется и послужит доброй славе о городе, по-настоящему привлекательном для туристов.

Другой пример любопытного человекоцентричного исторического материала посчастливилось ввести в научный оборот кандидату юридических наук Александру Михайлову - это отрывок из книги (цитируется с сохранением правописания): Голиков Иван. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России; собранные из достоверных источников и расположенных по годам. Часть V. Москва. Университетская типография Н.Новикова, 1788. С.14-18. (Впервые опубликован в «Новой Новгородской газете» 27.09.2006 на с. 1, 20-21). Перескажем эту историю, уместную во время экскурсии у здания присутственных мест в Кремле.
Однажды Петр услышал об одном московском стряпчем, которого почитали за искусность в судных делах и исключительную честность: «часто в Судебных местах самих Судей наставляет в законах, хотя бы то было ко вреду и самого производимого им дела. Он часто о себе сказывал, якобы он по закону и по праву лучше желает потерять свое дело, нежели выиграть оное несправедливо». Петр захотел его узнать лично и «из простого стряпчего возвысил его на степень главнаго Судьи в Новгородской Губернии с таким притом объявлении, что Его Царское Величество, полагаясь на его правоту, не меньше как и на его искусство в судопроизводстве, надеется, что он прекратит тамошнее крючкотворство и тяжбы, и что ни знатность особы, ниже подарки не воспрепятствуют ему в справедливом решении дела».

Новопожалованный судья обещал и довольно долгое время держал свое слово, пока однажды не разнесся слух о том, что «якобы он берет взятки, нарушает правосудие и явныя делает несправедливости». Жалобы дошли до Петра, который вновь призвал своего ставленника, и тот признался, что «при столь многих справедливо решенных делах был ослеплен иногда подносимыми ему деньгами, и некоторыя дела под видом справедливости решил несправедливо». Судья сослался на то, что «одним моим жалованием за все свои труды и работу едва имел нужное пропитание, а для жены и детей не только ничего не мог приобресть, и как при прежних доходах что нибудь сберечь, но и так жить, как другие мне подобные, не подвергая долгам себя и свое семейство». Петр дал ему «сверх двойного жалования еще половину онаго», только с тем, чтобы тот отныне поступал бы честно, иначе ждать ему казни.

Несколько лет тот вел себя, сообразуясь желанию и воле Монаршей, пока вновь не начал брать взятки. «Дошло сие до Государя и Государь повелел его взять под стражу, произвести над ним суд; изобличить его в преступлении, и приказал ему сказать, что естьли он не сдержал своего слова, то Государь сдержал свое. Потом велел его повесить».

Раритетные страницы о Новгороде сохранили для потомков, для туристов его историю, не всегда светлую, но всегда актуальную, как, собственно, и сама борьба с коррупцией.

Во-вторых, механизмом и источником мифологизации историко-культурных фактов и объектов Великого Новгорода для повышения его туристической привлекательности может быть опора на литературные источники. Так, в Сольвычегодске уже более 10 лет празднуется Фестиваль юмора Козьмы Пруткова, собирающий несколько десятков тысяч человек в 20-х числах июля. Причем за мероприятием закрепилась «интеллектуальная слава»: проводится конкурс «Кураж» на самую изысканную речь в честь Козьмы, парад-карнавал его афоризмов с транспарантами и выступлениями парашютистов. А вот находка организаторов, которая могла бы привиться и в Новгороде для украшения города не только урнами, но и «малыми скульптурными формами», - конкурс резчиков по дереву. В дни Фестиваля мастера на глазах у горожан и гостей переводят афоризмы маэстро на язык пластики. Лучшие произведения - сольвычегодцы говорят о таких «дорóдно», «бáско», т.е. красиво - обильно и навсегда украшают сквер перед городской библиотекой.

Фестиваль же по природе своей - миф, который вырос в развитый культурный и коммерческий проект из одной только строчки из сочинений Козьмы Пруткова: «…в 1801 году, 11 апреля, в 11 часов вечера в просторном доме владельца деревни Тентелевой, что близ Сольвычегодска, впервые родился крик здорового новорожденного младенца мужеского пола…».

У Великого же Новгорода есть былинный герой, купец, человек для города знатный, ибо даже торговый аршин хранился у архиепископа: «Опять выкупал Садко товары новогородские, Худые товары и добрые, На свою бессчетну золоту казну». Однако сегодня о легендарном новгородце Садко напоминает только фонтан в Кремлевском парке. Туристической инфраструктуры вокруг этого былинного героя не складывается: где бел-горюч камень, на котором Садко играл в гусельки яровчаты, где пристань, откуда он уходил в плаванье, где хоть одна из 30 его ладей? Нет даже самого элементарного, но эксклюзивного сувенира - кусков материи (в рамочках ли, в мелких изделиях ли), тканей, которыми мог тогда торговать купец. Естественно, все эти вещи не могут быть подлинными. Но подлинными будут удовольствие и «финансовая реакция», когда турист сфотографируется на борту реконструированного древнерусского судна и увезет в качестве сувенира кусочек парчи.

В-третьих, туристической популярности города послужат и байки, или память народа, или вольная интерпретация им исторических фактов.

Так, достоверно известно, что львы из разрушенной в Великую Отечественную войну усадьбы Аракчеева Грузино некоторое время стояли перед исполкомом - в доме бывших артиллеристских офицеров на Штыкова, где ныне Пенсионный Фонд. Дом невелик, и львы были для него крупноваты, поэтому их заглубили в землю. Ходит из уст в уста байка, которую любой турист не преминет пересказать землякам, случись зайти беседе о власти и отношении к ней. Будто бы сразу после войны пришло в исполкомом письмо от женщины из района, желавшей вернуться в Новгород и восстанавливать его из руин. Дошло то письмо, хотя на конверте вместо точного адреса значилось - «В дом с собаками»...

Подобные байки рождаются и на нашем веку. Так, в сентябре Великий Новгород вместе с городами Псков - Порхов - Валдай - Вышний Волочок - Торжок - Тверь отпраздновал 340-летие первого международного почтового тракта из Москвы в Ригу. Везде по дороге устанавливался памятный верстовой столб, но только в Новгороде он обрел прописку вдалеке от исторического почтового маршрута - около современного железнодорожного вокзала. В одном из отслуживших своё вагонов хотели сделать музей почты, после нашли более подходящее здание, а столб так и остался стоять, рассказывают друг другу горожане, «на месте, где новгородские ямщики перекусывали по дороге на Порхов и, усердствуя в возлияниях, нередко теряли почтовую суму». В принципе, эта байка не только безвредна, ибо всегда можно эффектно рассказать нелепицу о бестолковом выборе места для столба. Эта байка - полезна, поскольку она есть готовый пиар для будущего ресторанчика или мини-гостиницы с кафе, потребность в которых для нашего города - один из приоритетов в ходе развития туриндустрии.

В-четвертых, нельзя не упомянуть об этом, не признаться в этом (как угодно) - туристическая востребованность любого города поддерживается прямыми придумками, на которые, положа руку на сердце, большинство из нас тоже падки. Кто не бросал монеток в фонтаны, чтобы еще раз вернуться в тот или иной город? Кто не тер до блеска уголок памятника, чтобы сбылось заветное желание? Кто еще не доехал до Великого Устюга, этой выдуманной Родины Деда Мороза, полностью скалькированной с туриндустрии Лапландии?

Вот и в Великом Новгороде уже вовсю экскурсоводы рассказывают, что 33 круга вокруг церкви Параскевы-Пятницы обязательно приведут к скорому замужеству - после такого марш-броска экскурсионный рассказ о храме будет слушаться сердцем и запомнится надолго. Борис Будницкий, новгородский художник и знаток памятника 1000-летия России, никогда не имеет недостатка в слушателях-туристах и прогуливающихся горожанах, ибо рассказывает не столько о сухих фактах-датах, но о замыслах, характерах, судьбах и оставшихся в памяти современников чудачествах известных деятелей-героев памятника. Взбудоражить чувства, заручиться поддержкой любимого города - за этим молодожены в день свадьбы забираются на высокий и узкий постамент львов, что у входа в областную библиотеку, чтобы одновременно вложить ладони в пасть льву и загадать о вечном союзе. А вслед за счастливыми супругами тянутся за доброй эмоцией в пасть ко льву и туристы. Наконец, «на пустом месте» город обрел День Лося, после того, как в сентябре 2008 года в парке 30-летия Октября общественники починили скульптуре лося рога (их не было более 36 лет) и тут же провели велосипедные старты. Созвучие ЛОСЯ и веЛОСИпеда горожане приветствовали идеей нового ежегодного городского праздника, а это замечательный повод разнообразить впечатления туристов, больших и маленьких, отечественных и зарубежных, от поездки в Великий Новгород.

В-пятых, механизмом и источником мифологизации историко-культурных фактов и объектов Великого Новгорода для повышения его туристической привлекательности послужит организация такого сервиса, как изготовление сувениров самим туристом. Оживает фарфоровый завод в Броннице, развивается фабрика крестецкой строчки, все еще мокнут в реке в бочках холынские огурчики, что поставлялись даже к царскому столу. Интереснейшие бизнес-возможности открываются и в других местах Новгородчины, если грамотно организовать досуг туриста, позволить ему собственными руками сплести лапоток, отлить оловянную пуговицу, свинцовое грузило, разрисовать чашку.

В-шестых, Великий Новгород может быть интересен туристу даже своим производством - однако экскурсии на предприятия остаются уделом школьников или вообще лишь воспоминанием о советских традициях шефских «походов» молодежи знакомиться с заводами. Почему алконовские наливки «Ярославна» и «Новгородочка» встречают туриста только на прилавках продуктовых магазинов? В ходе экскурсии на производство и настроение, и покупательская способность будут гораздо выше! Новгороду стоит крепко запомнить, что туризм - это и у нас самих тоже, а не только поездки к морю, прогулки по Лувру или путешествие в джунгли Амазонки. Оказывается, с экскурсией можно отправиться и на промышленные предприятия, причем не с практической целью, а исключительно ради развлечения. В странах Европы посещение почти любого производства - не проблема. Достаточно созвониться с сервисным центром, отделом кадров или, если производство некрупное, поговорить с его хозяином, и за вполне умеренную плату туриста проведут по цехам или покажут корпоративный музей. И дело тут, скорее, даже не в доходах от экскурсий. Просто турист хочет впечатлений, недоступных ему в повседневной жизни (иной клерк за всю жизнь не побывает в производственном цехе). А бизнесмен хочет позитивного информационного климата для своего дела - и ничего не стоящий в смысле затрат «производственный туризм» есть отличный пиар-ход в условиях современного рынка.

В нашем докладе мы не обозначили и половины возможностей мифологизации историко-культурных фактов и объектов Великого Новгорода для повышения его туристической привлекательности. Не перечислили всех людей, кто оживляет туристический ассортимент города идеями и делами. Стоит с признательностью упомянуть также и об авторах книги «Экономика впечатлений» (1999 г.) Джозефе Пейне и Джеймсе Гилморе, которые проанализировали три основные стадии развития экономики (сырьевую, товарную и экономику услуг), после чего пришли к выводу, что новой стадией должна стать «экономика впечатлений» (еxperience economy).

Новизна же нашего доклада - в попытке обозначить потенциал Новгородчины в «туризме впечатлений», систематизировать пути разрешения давнишнего спора между музеем и экскурсоводами с одной стороны, бизнесом и общественностью с другой и потребителями-туристами с третьей. Пора уже договориться о неконфликтном альянсе бережно хранимого исторического наследия города, необходимости его экономически выгодной эксплуатации и привлекательном для гостей города туристическом сервисе. Иначе Великий Новгород так и останется перевалочным пунктом между двумя столицами. Городом, который большинство туристов успевают мельком посмотреть за несколько часов.

Заимствование «человекоцентричных» новгородских сюжетов из исторических документов и опора на литературные источники о Новгороде, байки и прямой вымысел о городе, сервисы «собственноручное изготовление сувениров туристом» и «производственный туризм» - по нашему мнению, все это источники и механизмы доставки туристу таких индивидуальных ВПЕЧАТЛЕНИЙ (не столько знаний, сколько чувств и эмоций). «У них в Новгороде, который на Волхове, в одной церкви Феофан Грек нарисовал святым новгородские носы картошкой, - припомнит турист то, что по-хорошему поразило его и потому так запомнилась церковь Спаса на Ильине. Именно это он сможет пересказать даже спустя годы, заразив других туристов желанием посетить наш город. Новгород, который на Волхове.

Новгородчина, власть, мотай на ус, город ждёт, туризм, Михайлова

Previous post Next post
Up