Сегодня 12 августа,
профессиональный праздник пилотов воздушного флота и работников
авиационной инфраструктуры России. Поздравляю лётчиков - те, что знаю лично, подтянуты, гибки в мыслях, скоры на исполнение задач, ответственны и исключительно в превосходных тонах отзываются о своих жёнах. Такое «23 февраля среди августа»: виват!
В Великом Новгороде в посёлке Кречевицы ранее базировалась военно-транспортная авиация, там сохранилась инфраструктура, а самое главное - взлётно-посадочная полоса, способная принимать самолеты любого класса. Если б ВПП не сохранилась - возрождение аэропорта было бы дорогущим неподъёмным занятием. Но ВПП сохранилась.
И Кречевицкий аэродром подлежит возрождению. Это часть моей губернаторской программы. Я готова к обвинениям про Нью-Васюки - у меня хватит аргументов и команды взяться за возрождение аэропорта, потому что он станет «точкой роста» для всей области сразу.
Главная задача, на мой взгляд, -- область должна попасть в ритм глобальной экономики. Без «внешнего давления» область не сможет сколько-нибудь значимо развивать свою экономику. Для иллюстрации мысли приведу пример из международного опыта.
Когда-то Сингапур (перед началом своего экономического взлета) не имел ничего - был просто остров в океане. Но тогдашнее руководство страны правильно распорядилось уникальным географическим положением страны и произошедшими изменениями в глобальной экономической конъюнктуре. На тот момент международная экономическая деятельность как раз сложилась в глобальную экономическую систему, которая работала без перерыва и требовала управления из финансовых центров круглосуточно. Однако центры в США и Европе не могли этого делать - разброс часовых поясов между ними был слишком велик. Поэтому Сингапур идеально вписался в глобальную финансовую систему - он позволил без перерыва передавать эстафетную палочку финансового управления глобальной экономикой по мере смены дня и ночи на планете (сам он при этом никакой экономической мощью на тот момент не обладал).
Так вот и Новгородская область должна правильно вписаться в СЕГОДНЯШНИЙ тренд развития глобальной экономики.
И в настоящий момент этот тренд - это изменение глобальных транспортных путей.
Собственно, исторически существование Великого Новгорода и базировалась на стратегически важном расположении на торговом пути «из варяг в греки». Сейчас же сопоставимо по значимости - это путь из Европы в Китай (или из Китая в Европу). Область как раз лежит на пути так называемого «Северного шелкового пути», который упирается в порт Усть-Луга (единственный глубоководный порт на Балтийском море).
Усть-Луга, Усть-Луга…
В настоящее время наши областные власти пытаются «предложиться» как транзитный регион, даже продавливают пресловутый «третий мост», бесполезный для разгрузки пробок в городе - как раз под усть-лужские задачи логистики: как можно быстрее перемещать через нашу область грузы. Но дело в том, что Усть-Луге мы как автодорожный транзит малоинтересны: через нас давно везут грузы и везут немного. Нет у нас тут ни «точек потребления» грузов, ни конкурентноспособных направлений доставки. Да и сам автотранзит для развития области с относительно сохранной экологией экономического интереса не представляет. Более того, когда Усть-Луга заработает на полную мощность - это станет еще одной точкой вытягивания из области наших трудовых ресурсов. Со всеми вытекающими последствиями: нет работников - нет Новгородской области.
Если и приглядываться к Усть-Луге -- то вот так: порт сосредотачивает морские, железнодорожные и автомобильные транспортные магистрали. Все, кроме воздушных. И вот тут Кречевицкий аэропорт - он интересен, он экономически и стратегически целесообразен ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ. Бессмысленно Великому Новгороду конкурировать с транспортными узлами Санкт-Петербурга и Москвы, не стоит замахиваться и на какую-то особую пассажирскую стезю: народу у нас нет достаточного по количеству. Но бизнес-модель функционирования нашего аэропорта может базироваться на следующих задачах:
Функционирующий аэродром в п. Кречевицы станет системообразующим элементом инфраструктуры экономики области - это наш Транссиб в масштабах области.
Количество рабочих мест: 500 человек на непосредственное обслуживание аэродрома + персонал сопутствующих компаний (гостиничных, туристских, транспортных и т.п.)
Возможные партнеры, соинвесторы: инициаторы проекта Усть-Луга, госструктуры.
Реализаторы: есть команда и руководитель лётно-хозяйственной части аэропорта с опорой на избранного 14 декабря губернатора.
Лоббирование в Москве: сейчас земля и аэропорт принадлежат Мин-ву обороны, год переговоров не привёл Администрацию области к сколько-нибудь явным подвижкам в сторону передачи области прав или возможности совместного развития этого авиатранспортного узла. Я готова предложить особый вариант по ускорению этого процесса.
Помимо улучшения экономического микроклимата, возрождение аэропорта в Кречевицах позитивно скажется на «социальной температуре» региона. Население, которому показывают перспективу: аэропорт, новые бизнесы, новые рабочие места - как известно, с большей охотой откликается на инициативы власти, наглядно демонстрирующей свои стратегические управленческие успехи.
А знаете, пожалуй, я промахнулась с 8-ым пунктом. Его надо было наверх, в первые три. Аварии, где гибнет по 7 человек сразу, -- тут надо не плач в Сети и не потенциальные митинги «доколе?!». Тут надо для мед-авиации аэродром подскока срочно делать ближе к трассе: в Кречевицах. Новгородцы и гости региона должны иметь шанс на продолжение жизни. Во всех смыслах: аэропорт ради роста жизни области.